Внеклассное мероприятие по химии Тематический вечер Знаете ли вы правила техники безопасности?(7-11 класс)


Внеклассное мероприятие по химии
Тематический вечер
Знаете ли вы правила техники безопасности?
Составила:
учитель химии Фёдорова Н.А.
Цели:
Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии. Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним. Познакомиться с опасными веществами.
Развивать мышление, память, концентрацию внимания, умение работать вместе, одной командой. Развивать чувство доброго соперничества, реакцию, умение оформлять свои мысли в краткую форму и выражать их научным языком. Развивать умение слушать и правильно, конкретно отвечать на заданный вопрос. Выявлять творческие способности учащихся.
Воспитывать у учащихся организованность, развивать их кругозор, помогать им лучше усваивать основы химии, прививать любовь к предмету и самостоятельному труду.
Подготовка вечера.
Каждый класс выбирает из своего состава и представляет команду (даёт название, придумывает девиз, рисует эмблему)
Каждая команда готовит заранее по 2 занимательных опыта (если классов много – по 1 опыту)
Остальные учащиеся готовят (по классам):
стенгазеты (по1 на класс)
картинки на тему «Соблюдены ли здесь правила техники безопасности?» (по 2 от класса)
ребусы (по 2 от класса)
В кабинете химии вывешиваются вопросы викторины.
Подготовка реактивов и химического оборудования.
Ход вечера.
I. Ведущий читает лекцию на тему «О соблюдении правил техники безопасности при работе с химическими веществами» Ему помогают учащиеся, которые проводят демонстрационные опыты.Ведущий рассказывает учащимся, что в школе, дома и во время экскурсий на предприятия они постоянно сталкиваются с химическими веществами и химическими реакциями. Ввиду того, что химические вещества сейчас широко используются повсюду, нам нужно научиться обращаться с ними, правильно проводить химические реакции, соблюдая правила техники безопасности. Иначе возможны несчастные случаи: пожары, взрывы, ожоги. При возникновении пожара, попадании ядовитых и горючих веществ на одежду, рабочее место нужно уметь быстро и правильно погасить пламя, нейтрализовать действие ядовитых веществ.
Ведущий отмечает, что чаще всего пожары возникают между несовместимыми веществами, т.е. такими, при взаимодействии которых возможно самовозгорание. Так не совместимы окислители и горючие органические и неорганические вещества. К окислителям относятся перманганат калия, оксид хрома (Ш), бертолетова соль, азотная кислота и др. К горючим органическим веществам – ацетон, спирт, уксусная кислота, глицерин, сахар и др.
Несовместимые вещества нельзя хранить вместе. Нарушение этого правила приводит к несчастным случаям. Некоторые смеси окислителей с указанными выше веществами способны самовозгораться в присутствии серной кислоты.
Ведущий сообщает, что самовозгорание веществ можно подтвердить проведением следующих опытов…
Помощники проводят один из следующих опытов: взаимодействие оксида хрома (Ш) с ацетоном, перманганата калия с глицерином, бертолетовой соли с фосфором, перманганата калия с серной кислотой, сахара с бертолетовой солью.
Далее ведущий приводит несколько примеров самовозгорания несовместимых веществ в быту.
Есть вещества, отмечает ведущий, несовместимые с водой. К ним относятся натрий, калий и литий. При взаимодействии их с водой выделяется большое количество тепла и водород, который может сам загораться. В результате реакции получается щёлочь, которая разъедает кожу, бумагу и ткань. Поэтому эти металлы следует хранить в безводном керосине. Нельзя брать их руками, так как на руках всегда есть влага.
Помощники демонстрируют опыт взаимодействия калия с водой.
Некоторые вещества несовместимы с воздухом. При определённых условиях они способны самовозгораться. К ним относятся сульфид железа, льняное масло, олифа и др.
Ведущий рассказывает учащимся о случаях самовозгорания натуральной олифы, при взаимодействии которой с кислородом воздуха выделяется большое количество тепла. Если в помещении плохая теплоотдача, то тепло накапливается и может произойти самовоспламенение веществ (опилок, ваты, тряпок), смоченных олифой.
Пожары, взрывы могут возникнуть при образовании взрывчатых смесей горючих газов с воздухом: водорода, метана, пропана в результате соприкосновения их с искрой, открытым пламенем. В последние годы метан и пропан широко используется в быту и на производстве. Поэтому ведущий обращает особое внимание учащихся на правильное обращение с ними.
Помощники демонстрируют опыт, показывающий взрыв водорода с кислородом.
Ведущий приводит примеры нарушения правил обращения с горючими газами в быту и на производстве, что привело к несчастным случаям, и рассказывает, как можно было бы их предотвратить. Он подчёркивает, что если произошла утечка горючего газа, которую можно определить по запаху, то в этом случае необходимо закрыть все краны и тщательно проветрить помещение.
Затем ведущий рассказывает о способах тушения пожаров, основанных на следующих принципах: охлаждении очага пожара ниже температуры воспламенения реагирующих веществ и используемых технических средств тушения пожаров.
II. Соревнование команд.
1 конкурс
Представление команд. Капитаны команд рассказывают, почему дали себе такое название, выбрали данный девиз и что изображено на эмблеме.
2 конкурс
Один ученик от каждой команды выполняет следующие экспериментальные задания:
1. Налейте в пробирку раствор, нагрейте на пламени спиртовки, погасите её и понюхайте содержимое пробирки.
(Жюри учитывает умение ученика открывать и закрывать склянку, наливать раствор, пользоваться держателем, обращаться со спиртовкой, нагревать жидкости, нюхать незнакомые вещества)
2. на данные вам кусочки ткани попала кислота. Срочно примите меры.
(Жюри учитывает правильность, последовательность и быстроту действий учащихся)
3. В одну пробирку налили воду, в другую – раствор щёлочи, в третью – раствор кислоты. Пробирки перемешали и забыли пронумеровать. Определите содержимое каждой пробирки.
(Жюри оценивает действия учеников)
4. Вызванным ученикам предлагают убрать реактивы со стола. После этого ведущий говорит: «Молодцы, ребята! Славно потрудились! Угощаю вас конфетами. Пожалуйста!»
(Проигрывает тот, кто попытается съесть конфету сразу, т.к. в лаборатории это категорически запрещается)
3 конкурс
Команды по жребию выбирают себе картинки – ситуации, сделанные другими классами, и объясняют их.
(Жюри оценивает правильность ответов и полноту объяснений)
4 конкурс
Выставка стенгазет.
(Жюри оценивают стенгазеты, сделанные учащимися классов, эти баллы идут их командам)
5 конкурс
Химическая викторина
Для участия в ней нужно знать правила хранения химических реактивов и работы с ними, уметь проводить химические опыты, правильно пользоваться приборами, а так же быстро ликвидировать очаги небольших пожаров, нейтрализовать действие пролитых ядовитых веществ.
Вопросы викторины:
1. Натрий, который находится в склянке, был использован, за исключением очень маленьких кусочков. Керосин вместе с остатками металла лаборантка вылила в раковину. Какая была допущена ошибка? Как бы вы поступили?
2. Во время опыта разбился термометр. Ртуть попала на стол, её пары, как известно. Сильный яд. Как вы её соберёте? Каким реактивом и каким образом обработаете места, где находится ртуть?
3. На столе выставлены под номерами склянки с нашатырным спиртом, глицерином и уксусной кислотой. Определите по запаху, где какое вещество. Какие правила техники безопасности следует при этом соблюдать?
4. На стол пролита серная кислота. Как правильно удалить её? Продемонстрируйте свои действия.
5. Требуется приготовить разбавленный раствор серной кислоты из концентрированной. Как это сделать? Проделайте данный опыт.
6. На столе стоят две спиртовки. Одна полностью заполнена спиртом, другая частично (только дно). Кроме того, деформирован диск. Можно ли зажечь обе спиртовки? Если нет, то почему? Зажгите и погасите правильно спиртовку. Нагрейте в пробирке немного воды. Как нужно правильно её нагревать? Куда нужно направить отверстие пробирки?
7. Зарядите прибор для получения водорода. Проверьте водород на чистоту. Подожгите его, учитывая все правила техники безопасности.
8. На свою одежду ученик пролил эфир. Поблизости горела спиртовка. Одежда загорелась. Огонь был погашен. Какие приёмы использовались?
9. Перегоняли нефть в колбе. Известно, что в состав нефти входят горючие компоненты. Колба лопнула. Вытекшая нефть загорелась. Почему это произошло? Как погасить возникший пожар?
10. Ученик выпаривал на спиртовке раствор поваренной соли в чашке. По окончании опыта взял чашку руками. В результате получил ожог. Какую ошибку допустил учащийся? Как оказать ему медицинскую помощь?
11. Во время опыта ученик пролил концентрированную серную кислоту на руку. Этой же рукой схватился за одежду. Какую он допустил ошибку? Как в таких случаях надо поступать?
12. Учащийся нагревал пробирку с раствором щёлочи. Пробирка лопнула, раствор попал на костюм ученика. Почему это произошло? Что нужно сделать для сохранения одежды? Как оказать медицинскую помощь?
13. Во время лабораторной работы ученик слишком сильно зажал в лапке штатива пробирку и она лопнула. Осколком стекла он поранил ладонь руки. Как оказать медицинскую помощь?
Задания викторины можно выбирать при необходимости.
6 конкурс
Демонстрация командами занимательных опытов.
3. Жюри подводит итоги и награждает победителей.