Рабочая программа по биологии 8 класс с этнокультурным компонентом


Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «Биология –сферы» 8 класса для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий(УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств в личности.
Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» изучается в 5-9 классах в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования по биологии, на основе авторской программы В. С. Рохлова используется для обучения учащихся МБОУ СОШ №7 в 8 -х классах.
Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану , т.е. 68 часов (2 часа в неделю).
Преподавание ведется на основе учебника «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс» под редакцией В.С.Рохлова, С.Б. Трофимова под редакцией Д. И. Трайтака. М: «Мнемозина», 2013г.
Он обеспечивает наилучшую преемственность курсов окружающей среды в начальной школе и курсов биологии в последующих классах, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов биологии в старших классах, а также смежных дисциплин – физики, химии, географии и др.
Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и использование его в процессе преподавания в 8 классе в количестве 17 часов этнокультурного компонента(ЭКК). Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимодействие природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.Содержание курса:
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к биологической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов, систем органов;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы контроля: контрольная работа, критерии оценивания разработаны.
Используется учебник Рохлова В. С. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2013 г. – 278
Содержание программы
Введение (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: роль биологической науки в практической деятельности людей;
методы познания живой природы.
Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Уметь: доказывать животное происхождение человека, находить черты сходства у зародышей человека и животных, приводить примеры рудиментов и атавизмов.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- доказательства на основе научных фактов несостоятельности расизма и социал-дарвинизма.
Тема 2. Строение организма человека (6 ч)
Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, отличия животной клетки от растительной, химический состав клетки, её органоиды, строение тканей (эпителиальных, соединительных, мышечных, нервной), свойства тканей, органы и системы органов человека Уметь: узнавать на немых таблицах органоиды клетки, виды тканей, называть функции тканей и их структурных компонентов, характеризовать основные виды тканей, работать с микроскопами и готовыми микропрепаратами.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствия для организма недостатка минеральных веществ и воды в клетке;
- объяснения, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности в пересадке органов и тканей.
Тема 3. Нервная система (7 ч)
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, функции вставочных, исполнительных нейронов, функции компонентов рефлекторной дуги, строение нервной системы.
Уметь: приводить примеры рефлекторных дуг и рефлексов, чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса, объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, сравнивать головной мозг человека с головным мозгом других животных . Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 4. Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (4 ч)
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, строение органов внутренней секреции.
Уметь: объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых нарушением обмена веществ;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 5. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, строение анализаторов.
Уметь: объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе, показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тема 6. Поведение (8 ч)
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: процесс торможения условного рефлекса, стадии сна (быстрый и медленный сон), гигиена сна, свойства мышления, процесс запоминания, виды эмоций, роль речи в труде, приёмы запоминания, свойства внимания Уметь: приводить примеры врождённых и приобретённых рефлексов, программ поведения, характеризовать формы поведения человека.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 7. Покровы тела (2 ч)
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: основные биологические понятия, строение и функции кожи, процессы теплопроведения и теплоизлучения, способы закаливания, приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, уход за кожей, волосами и ногтями, причины кожных заболеваний.
Уметь: на немом рисунке показывать и называть структурные компоненты кожи, показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи, определять тип кожи.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, инфекционных заболеваний;
- оказания первой помощи при укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 8. Опора и движение (5 ч)
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, химический состав костей, виды травм, основные группы мышц, последствия гиподинамии.
Уметь: объяснять зависимость характера повреждения костей от их химического состава, характеризовать типы соединения костей, узнавать по немому рисунку строение отделов скелета, выявлять особенности строение поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Тема 9. Внутренняя среда организма (4 ч)
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, процесс свёртывания крови, условия образования тромба: витамин К, соли кальция, значение тканевой жидкости и лимфы, группы крови, правила переливания крови, процессы кроветворения и созревания эритроцитов, иммунную систему человека (костный мозг, вилочковую железу, Т- и В-лимфоциты)
Уметь: устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды, объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах, характеризовать процесс свёртывания крови, объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушения иммунитета.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, и вирусами; ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), инфекционных и простудных заболеваний. Тема 10. Кровообращение и лимфоотток (5ч)
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, большой и малый круги кровообращения, образование тканевой жидкости и лимфы, положение сердца в грудной полости, роль парасимпатического и симпатического отделов нервной системы в регуляции работы сердца, свойства сердечной мышцы, гормоны, влияющие на работу сердца.
Уметь: узнавать по немому рисунку структурные компоненты сердца, раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла, характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца, измерять давление и пульс, различать венозное, артериальное и капиллярное кровотечение, оказывать первую помощь при кровотечениях.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний.
Тема 11. Дыхание (4 ч)
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологические понятия, процесс дыхания, роль кислорода в организме, механизм газообмена в лёгких и тканях, заболевания органов дыхания – гайморит, тонзиллит, пневмония и др., факторы, влияющие на дыхание Уметь: узнавать по немым рисункам органы дыхания, устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями, характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, объяснять действия защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в лёгкие, оказывать первую медицинскую помощь.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; вредных привычек (курение); инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Тема 12. Пищеварение (4 ч)
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: основные биологические понятия, значение питания, функции пищи: пластическая и энергетическая, значение кулинарной обработки пищи, процесс механической и химической обработки пищи, функции языка, зубов и слюнных желёз, состав желудочного сока, механизм действия ферментов, строение кишечной ворсинки, механизм всасывания, образование гликогена, работы Павлова, правила приема пищи, симптомы протекания желудочно-кишечных заболеваний Уметь: приводить примеры пищи животного и растительного происхождения, называть и описывать этапы пищеварения, приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов, по немым рисункам определять органы пищеварения.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных заболеваний; - оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 13. Обмен веществ и превращение энергии (7 ч)
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: основные биологические понятия, основные группы витаминов: С, А, В, D, К, Е и т.д., основные виды авитаминозов: цинга, бери-бери, рахит, роль органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения в обмене веществ, содержание различных витаминов в различных продуктах питания. Уметь: характеризовать виды обмена веществ, группы витаминов, рассчитывать нормы питания.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых нарушением обмена веществ;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 14. Выделение (3 ч)
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: основные биологические понятия, процесс фильтрации и образование первичной и вторичной мочи, функции выделения, строение и функции нефрона, факторы, влияющие на работу почек, предупреждение почечных заболеваний.
Уметь: называть и показывать по таблице органы выделительной системы, узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тема 15. Воспроизведение и развитие человека (2 ч)
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.
Основные требования к знаниям и умениям:
Знать: биологическую терминологию, стадии оплодотворения, этапы жизненного цикла особи, процесс развития плода, режим беременной, закон индивидуального развития, профилактика заболеваний, передаваемых половым путём.
Уметь: характеризовать процесс оплодотворения, перечислять рефлексы новорожденного, использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции, находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
№ п/п Название темы Количество часов Практи-ческие работы Лаборатор-ные
работы Контроль-ныеработы Самостоя-тельные работы
1 Введение 1 2 Место человека в системе
органического мира 2 3 Строение организма человека 6 1 4 Нервная система 7 1 1 5 Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма. 5 1
6 Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы. 5 7 Поведение 9 1
8 Покровы тела 2 9 Опора и движение 5 10 Внутренняя среда организма 4 1 11 Кровообращение и лимфоотток 5 1 1 12 Дыхание 4 1
13 Пищеварение 4 1 14 Обмен веществ и превращение энергии 5 1 15 Выделение 2 16 Воспроизведение и развитие человека 2 Тематическое планирование .№ раз
де
ла Раздел Кол.-во часов № урока № урока в теме Тема урока Кол.-во часов Сроки
( неделя)
1. Введение. 1 1 1 Введение. 1 2. Место человека в системе органического мира. 2 2 1 Человек в системе животного мира .1 3 2 Начальные этапы эволюции человека .ЭКК: Методы изучения организма человека в УР.
1 3. Строение организма человека. 6 4 1 Клетка – структурная единица организма. 1 5 2 Клетка – функциональная единица организма. 1 6 3 Клетка – единица развития живого организма 1 7 4 Лабораторная работа №1 «Клетка,ткани, их строение и функции» 1 8 5 Организм человека . ЭКК: Здоровый образ жизни в УР.
1 9 6 Внутренняя среда организма и гомеостаз .
1 4. Нервная система 7 10 1 Значение и организация нервной системы .1 11 2 Рефлекторная деятельность организма 1 12 3 Строение и функции спинного мозга 1 13 4 Головной мозг 1 14 5 Передний мозг.
Практическая работа №1 «Рефлексы» 1 15 6 Вегетативная нервная система. Проявление функций вегетативной нервной системы . 1 16 7 Особенности развития мозга человека .
Контрольная работа №1 «Нервная система » 1 5. Органы внутренней секреции. Нейро –гуморальная регуляция функций организма. 5 17 1 Работа над ошибками. Железы внутренней секреции. Гормоны .1 18 2 Эндокринные железы, расположенные в области черепа и области шеи .1 19 3 Железы внутренней секреции, находящиеся в брюшной полости .1 20 4 Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции .1 21 5 Самостоятельная работа №1 «Эндокринная система». ЭКК: Последствия нарушений функции желез внутренней секреции в УР.
1 6. Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы. 5 22 1 Работа над ошибками. Строение и функции анализаторов . 1 23 2 Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке .1 24 3 Зрительное восприятие. Гигиена зрения. ЭКК: Гигиенические правила и нормы сохранения зрения в УР.
1 25 4 Ухо и слух. Орган равновесия. ЭКК: Правила гигиены органов слуха в УР.
1 26 5 Орган мышечного и кожного чувств, обоняния и вкуса. 1 7. Поведение 9 27 1 Рефлекторная теория поведения. 1 28 2 Наследственные программы поведения. Запечатление. 1 29 3 Ненаследственные программы поведения. Условные рефлексы. 1 30 4 Интеллектуальное поведение животных 1 31 5 Качественные особенности поведения человека. 1 32 6 Потребности и мотивы поведения. 1 33 7 Сон как форма приобретенного поведения 1 34 8 Память. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств. 1 35 9 Самостоятельная работа № 2 «Сенсорные системы. Поведение» 1 8. Покровы тела 2 36 1 Работа над ошибками. Строение и значение кожи.
1 37 2 Гигиена кожи. Закаливание организма. ЭКК: Первая помощь при обморожении в УР.
1 9. Опора и движение. 5 38 1 Работа над ошибками. Строение скелета. 1 39 2 Свойства, состав, строение и соединение костей. ЭКК: Профилактика травматизма в УР.
1 40 3 Мышцы, их строение и функции. 1 41 4 Управление движением. Работа мышц. Утомление. Влияние на работу мышцы динамической и статической нагрузки. 1 42 5 Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. ЭКК: Проверка правильности своей осанки. Определения наличия плоскостопия В УР.
1 10. Внутренняя среда организма. 4 43 1 Состав и функции внутренней среды организма. 1 44 2 Эритроциты.
Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое исследование эритроцитов лягушки и человека» 1 45 3 Лейкоциты, тромбоциты и их функции. ЭКК: Статистика заболеваний кровеносной системы в УР.
1 46 4 Защитные функции крови. Иммунитет. ЭКК: Меры по профилактике заражения ВИЧ в УР.
1 11. Кровообращение и лимфоток. 5 47 1 Движение крови и лимфы в организме. 1 48 2 Строение и работа сердца. 1 49 3 Движение крови по сосудам.Гигиена сердечно- сосудистой системы.
1 50 4 Лабораторная работа №3 «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок.» ЭКК: Нарушения в работе органов кровообращения в УР.
1 51 5 Контрольная работа №2 «ОДС, внутренняя среда, кровообращение» 1 12. Дыхание. 4 52 1 Работа над ошибками. Органы дыхания. 1 53 2 Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. 1 54 3 Регуляция дыхания. ЭКК: Статистика заболеваний органов дыхания в УР.
1 55 4 Гигиена дыхания. Первая помощь при остановке дыхания. ЭКК: Профилактика заболеваний органов дыхания в УР.Самостоятельная работа №3 «Строение органов дыхания ».
1 13. Пищеварение. 4 56 1 Работа над ошибками. Питание и пищеварение 1 57 2 Пищеварение в ротовой полости.
Практическая работа № 2«Действие ферментов слюны на крахмал». 1 58 3 Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание 1 59 4 Гигиена питания и предупреждение желудочно –кишечных заболеваний. ЭКК: Методы исследования пищеварительной с/с в УР.
1 14. Обмен веществ и превращение энергии. 5 60 1 Общая характеристика обмена веществ. 1 61 2 Обмен органических веществ. ЭКК: Роль сбалансированного питания для жизнедеятельности организма в УР.
1 62 3 Обмен воды и минеральных солей. Витамины. 1 63 4 Нормы питания. Пищевые рационы. 1 64 5 Терморегуляция организма.
Контрольная работа № 3 «Пищеварительная система и обмен веществ» 1 15. Выделение. 2 65 1 Работа над ошибками. Органы выделения. Моделирование нефрона. Образование мочи . 1 66 2 Профилактика почечных заболеваний. 1 16 Воспроизведение и развитие человека 2 67
1

Репродуктивные органы. ЭКК: Профилактика венерических заболеваний В УР.
1
68
2
Оплодотворение . беременность и рождение. Развитие человека после рождения. ЭКК: Статистика рождаемости в УР.
1 Список литературы.
1. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2011 г. - 278с.
2.Н.И. Сонин «Биология. Человек».8 класс, М: «Дрофа» - 2000г.
3.И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека», М: «Просвещение» - 1971г.
4.О.А.Пепеляева «Поурочные разработки по биологии. Человек», М: «ВАКО» - 2005г.
5.Т.Л.Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособия для поступающих в ВУЗы», М: «Высшая школа» - 1991г.
6.Н.А.Лемеза «Биология в экзаменационных вопросах и ответах», М: «Рольф» - 2000г.