Развитие творческого воображения на уроках ИЗО средствами нетрадиционных техник рисования


Тема: «Развитие творческого воображения на уроках ИЗО средствами нетрадиционных техник рисования»
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
 Свою большую эффективность
Они успели доказать.
 Занятия нетрадиционные
 Включают множество идей.
 Порою провокационные,
 Но интересны для детей.
 В них необычно сочетаются
 Материал и инструмент.
 И все прекрасно получается,
 И равнодушных точно нет!
Художественное воспитание детей в современной системе образования не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:
Нетрадиционная техника рисования “Ниткография”. Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Для работы необходимы швейные нитки или пряжа, гуашь.
Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно).
Кладём их на чистый лист бумаги.
Другим листом накрываем и сильно прижимаем рукой.
Ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.
Нетрадиционная техника рисования «Грифонаж».
Грифонаж в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования – «Каракули». Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж».
Современные художники и дизайнеры создают в технике «Грифонаж» оригинальные картины и скульптуры.
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего.
Куда же можно «отправиться» вместе с этой техникой рисования, чтобы сотворить что-то причудливое, удивительное, доселе невиданное и неизвестное? Можно совершить путешествие побескрайним просторам вселенной, окунуться в загадочные глубины океана, оказаться в диких джунглях или попасть в сказочный мир книг.
Я предлагаю вам отправиться в подводное путешествие. В результате вы создадите уникальную художественную композицию на тему «Тайны океана».
Советы по подготовке к «путешествию»:
Вспомните, что вы знаете об океане и его обитателях.
Потренируйте своё воображение:
Музыка для настроя.
Приготовьте необходимые материалы и инструменты:
Формат А4 2 листа
Акварельные краски, кисточки для рисования разной толщины, кусок губки, простой карандаш, фломастеры, ножницы.
Клей-карандаш или клей ПВА.
Ход работы
На одном альбомном листе простым карандашом нарисуйте что-нибудь. Для этого проведите сначала длинную линию в любом направлении, а затем свободно «покружите» по бумаге, рисуя петли и изгибы, пересекая уже нарисованные линии новыми. При этом старайтесь не отрывать карандаша от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились «каракули».
Внимательно рассмотрите получившиеся изображение. «Включите» своё воображение и поищите среди линий морских животных, рыб. Если вам это не удаётся сделать, и вы не видите ни одного образа, переверните лист бумаги, и продолжите поиск. На одном листе бумаги вы можете найти только одну фигуру, а можете отыскать сразу несколько объектов. Чтобы найденные вами образы не потерялись среди линий, выделите их фломастером.
Красками раскрасьте фигуры морских обитателей.
Тонкой кисточкой дорисуйте детали: глаза, плавники, чешую и т.д.
Подумайте, какие элементы, кроме рыб, вы включите в будущую композицию. Поищите среди оставшихся линий эти элементы. Если вы их нашли, обведите фломастером.