Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс по изо

Ум ребенка – на кончиках его пальцев В.И.Сухомлинский
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненна. Каждый ребёнок с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.


Ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Что мешает работе на уроках изобразительного искусства в школе?
1.Установка на одну тему для всех учащихся
2.Ограничение во времени 35-40 минут
3.Ограничение изобразительных материалов
Учитель, по мере возможности, пытается решить эти проблемы. Например, расширяет вариативность темы урока: Весна идет, весне дорогу! Кто-то нарисует первые зеленые листочки, кто-то прилетевшего скворца, а кто-то портрет красавицы Весны.
Ограничение во времени можно снять несколькими способами: поставить урок изобразительного искусства последним, дать домашнее задание приготовить фон или дорисовать рисунок и т. д.
А вот изобразительные материалы зависят полностью от креативности учителя.
Приведите примеры традиционных изобразительных средств (карандаши, фломастеры, краски, гуашь, бумага и т.д.)
Мы с детьми рисуем всем и на всем!
Сегодня я бы хотела помочь вам вернуться в детство. Мы не будем рисовать в традиционном смысле этого слова, мы будем творить.
Я познакомлю вас с несколькими нетрадиционными техниками рисования. Учитель вправе заменять 20% программного материала (я пользуюсь этим), а также традиционные темы исполнять нетрадиционными способами
Начинаю я обучения с цикла занятий по ХЕППЕНИНГУ. Он включает несколько видов рисования.
1.Кляксография. Большинство детей боятся испортить белый чистый лист, рисуют мелко, не ощущая пространства. Эта техника поможет им побороть эти комплексы. Ставим большую жирную кляксу, можно ее еще раскатать, можно свернуть лист бумаги вдвое и отпечатать на второй половине. А потом оживляем изображение, дорисовываем его. Вот где фантазия ребенка бьет ключом!
  2.Монотипии (отпечатки). Сюда же можно отнести печать матричную.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos -  один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Матричная печать интересна в том плане, что можно привлечь к работе родителей. Матрица может быть вырезана из овощей и фруктов. Обмакивая в гуашь, наносим оттиск. В этой технике хорошо удается знакомство детей с узорами, орнаментом.

1.Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter -  скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают яркими пятнами гуаши в разбивку. Это 1 этап. Сушим рисунок. Затем лист затирается толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. 3 этап - широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши, разбавленной мылом. Когда тушь высохнет, острым предметом - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи.

Я приготовила для вас листы, которые предварительно закрашены, запарафинены и покрыты тушью. Возьмите в руки ручки (в них пустые стержни). Положите их между ладоней, покатайте, почувствуйте, что ваши руки становятся теплее, заряжаются энергией, готовы к работе. Приступайте. Только подумайте, какой рисунок уместен на черном фоне: ночная бабочка, вид из ночного окна с луной звездами и стоящей на подоконнике вазой, глубоководные обитатели морей и океанов (рыбки, осьминоги).
Пока вы рисуете, я познакомлю вас с еще одним нетрадиционным способом рисования.
2.Рисование сыпучими материалами. Рисуется контур предмета, покрывается ПВА -клеем и засыпается. Чем? Мелкими стружками, которые мы берем в нашей школьной мастерской, сахаром, гречкой, пшеном, сухая использованная заварка просто великолепна для изображения болота. Демонстрация образца.
3.Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью. Эту технику мы называем «Волшебный рисунок». На белом листе свечкой наносится рисунок. А затем весь лист покрывается гуашью. Рисунок остается незакрашеным.
Демонстрация образца.
  
4. И сейчас мы с вами познакомимся с техникой, которая называется «Ниткография».
Работу в этой технике вы сделаете от начала до конца сами.
Лист свернуть вдвое.
На втором листе нитку сложить спирально и раскрасить ее в несколько цветов, постараться, чтобы краски не смешались.
Взять основной лист и на одной из половинок каким-нибудь узором (можно кругами, квадратом) свернуть нитку.
Прижать половинкой, и осторожно вытянуть нитку.
Раскрыть лист
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.
По моему мнению, главной задачей педагога по изобразительной деятельности является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.


Рисунок 17Рисунок 1815