Применение наглядных пособий на уроках эстетического цикла


Применение наглядных пособий
на уроках изобразительного искусства
и их значение в процессе  эстетического воспитания
введение.Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС. На уроках изобразительного искусства выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края,  на  высокий уровень сознания, связанный с пониманием духовной связи прошлых и нынешних поколений людей, проявляют близость  учеников с национальной культурой,   поднимают уровень их гражданской ответственности.
Проблема: отсутствие единой базы   наглядных пособий для учителей изобразительного искусства основной школы, способствующей формированию личности учащегося, в рамках ФГОС.(у меня нет)
  Цель: изучение способов применения наглядных пособий на занятиях по изобразительному искусству , которые помогут развитию  эстетического сознания детей и выполнению требований по воспитанию школьников, которые предъявляет к общему образованию ФГОС.
 Актуальность данной темы обусловлена введением новых образовательных стандартов в сферу деятельности общеобразовательных школ, в связи с тем что в старших классах убрали часы черчения и ввели часы ИЗО, а наглядных пособий и учебников нет, поэтому необходимо было изготовить наглядные пособия для учащихся старших классов занимающихся по программе Б.Н.Неменского Задачи исследования
-  изучить виды наглядных пособий по изобразительному искусству ;- изучить способы применения наглядных пособий ;- изучить требования, по воспитанию школьников, предъявляемые к современному образованию ФГОС;
- изучить возможности влияния уроков изобразительного искусства на эстетическое воспитание школьников.
Методы исследования:
- анализ видов наглядных пособий по изобразительному искусству ;- изучение способов применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства;
-  проектирование и анализ собственной образовательной практики;
- обобщение полученной информации.
 
Огромное влияние на восприятие школьников имеют наглядные пособия , учитель может сколько угодно разъяснять особенности того или иного направления в искусстве, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения. Поэтому крайне важно сделать занятия наглядными.. Это не только сделает занятие более доступным и интересным, но и позволит детям более глубоко и точно понять тему урока то что им пытается донести учитель.(3)
История
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затрудняющих обстоятельств, чтобы представить и понять, то, чему их учили.
С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен, дети могут не понять, о чем говорится в книгах. Ребенку для понимания книги необходимо соотнести ее содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удается, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрежки. . Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал
Я.А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучению книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. 
Принципы Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников.
Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся. Таким образом наглядность применяется на всех этапах урока: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала.
Наглядность классифицируется следующим образом
ЗначенинеВ свете внедрения ФГОС возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. (6)Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.Вывод Сегодня по ФГОС изобразительное искусство ведется в восьмых и девятых классах. В этих классах по программе Б.Н. Неменского предусмотрены темы по Архитектуре и монументальных видах искусства. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретное историческое понимание эпохи, сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. В связи с тем что в школе отсутствует наглядность по этим темам мной были составлены и индивидуальные карточки с описанием изображением, основными понятиями для каждого учащегося. В результате использования индивидуальных карточек возросла восприимчивость учащихся к освещаемой на уроке теме, учащиеся могут систематизировать полученные знания, выявлять главные и второстепенные понятия, Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.В результате собственных исследований было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся. С помощью использования данных карточек мной были решены поставленные задачи, достигнута цель и подтверждена гипотеза исследования. Таким образом, комплексное применение наглядности и применение
наглнаглядности в большом количестве на уроках приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках