Олимпиада как контрольная форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на уроках сольфеджио


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 65» ТАШАТАГОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Методическая разработка
Олимпиада как контрольная форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на уроках сольфеджио
СОСТАВИТЕЛЬ:
Бычкова Светлана Михайловна
Преподаватель I квалификационной категории
Музыкально – теоретических дисциплин
пгт Шерегеш 2015г.
ОЛИМПИАДА как контрольная форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на уроках сольфеджио
Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам давно и успешно применяется преподавателями в детских музыкальных школах и школах искусств. Давно и успешно применяемая преподавателями форма соревнований в знаниях, умениях, навыках, полученных на основных уроках. Она позволяет эффективно решать множество педагогических задач. Это возможность повторять материал в рамках учебной программы, это необходимость расширять диапазон знаний учащихся, используя весь информационный арсенал, доступный сегодня, благодаря не только привычным книжным источникам, но и сети интернет. Наконец, это способ стимулировать их к самостоятельным знаниям, пробуждая и поддерживая интерес, любознательность, формируя навыки поиска и нахождения нужных материалов, умения оценить их значимость и качество.
Форма проведения подобных соревнований достаточно гибкая и разнообразная, предполагающая множество вариантов реализации творческого потенциала самих преподавателей, составляющих пакет требований и заданий. Подготовка олимпиады – дело чрезвычайно кропотливое и ответственное и, от того, как будут проделаны все этапы работы, зависит общий успех творческого соревнования.
В настоящее время существует различное количество вариантов и методов проведения олимпиады:
выездная (проходит на базе области или района);
школьная (проходит в рамках определенного учебного заведения);
дистанционная (в сети интернет).
Цели и задачи: Основной целью школьной олимпиады на уроке сольфеджио ставится выявление музыкально способных, перспективных учеников, а так же стереть эмоциональный страх перед важностью и значимостью олимпиады. Задачами олимпиады являются:
создание условий для творческого общения обучающихся;
повышение интереса обучающихся к изучаемому предмету;
применение новых форм и методов работы на уроке сольфеджио;
возможность показать практические навыки, полученные на уроках сольфеджио;
выявление и поддержка талантливых детей с дальнейшей перспективой профессионального образования. Обучающиеся, принимающие участие в школьном конкурсе, имеют преимущество и освобождаются от сдачи контрольного урока во время промежуточной аттестации.
Условия проведения: Олимпиада проводится в конце II полугодия в форме очередного урока по сольфеджио, положительные результаты которого засчитываются как форма контрольного урока.
Принимают участие все обучающиеся 2 – 6 классов во всех параллелях школы искусств. Кабинет оснащен хорошо настроенным музыкальным инструментом (фортепиано). Обучающийся должен быть обеспечен учебником или сборником определенного класса, бумажной клавиатурой, карточкой с письменным заданием и листом для выполнения работы.
Задания включают следующие формы работы:
Письменная работа:- текстовая (дать точное определение);
- теоретическая (последовательность звукоряда гаммы, логически грамотное выставление функций главных трезвучий лада, знаков альтерации, штилей, тактовых черт, ритмических последовательностей);
- грамотное оформление интервала, аккорда, септаккорда и их разрешение. Обязательно показывается голосоведение.
Определение на слух и осознание:
интервалов – чистых, малых, больших, тритонов с разрешением, доминантовыйсептаккорд с разрешением от звука, мажорные и минорные трезвучия, обращения трезвучий главных ступеней лада.
Ладоинтонационная работа:
номер из сборника по сольфеджио с тактированием или дирижированием. Анализ номера – определить тональность, размер, мелодические и ритмические трудности. Настроиться в тональности (номер исполняется наизусть).
Творческое задание.
необходимо приготовить как концертный номер.
(приложение №1)
Блицтурнир в виде устных ответов на вопросы.
(приложение №2)
Требования к обучающимся, выполняющим конкурсные задания:
2 класс обучающиеся по специальности «фортепиано»:
письменная работа по музыкальной грамоте:
тональности до 2-х знаков включительно;
мажор натуральный и три вида минора;
интервалы диатонические;
слуховой анализ:
мажор натуральный и три вида минора;
интервалы диатонические вне лада;
главные трезвучия вне лада.

ладоинтонационная работа:
пение мажора натурального и трех видов минора;
пение с листа номера из учебника по сольфеджио.

творческое (домашнее) задание
досочинить ритм в различных размерах повторного и неповторного строения;
сыграть песню с аккомпанементом.
3 класс обучающиеся по специальности: «фортепиано», «баян», «аккордеон»:

письменная работа по музыкальной грамоте:
тональности до 3-х знаков включительно;
мажор натуральный и три вида минора;
интервалы диатонические;
главные трезвучия мажора и минора гармонического;
слуховой анализ:
мажор натуральный и три вида минора;
интервалы диатонические вне лада;
главные трезвучия вне лада.
ладоинтонационная работа:
пение мажора натурального и трех видов минора;
пение с листа номера из учебника по сольфеджио.

творческое (домашнее) задание
досочинить ритм в различных размерах повторного и неповторного строения;
сыграть песню с аккомпанементом.

4 класс (2 класс) обучающиеся по специальности: «фортепиано», «баян», «аккордеон»-
письменная работа по музыкальной грамоте:
тональности до 4-х знаков включительно;
мажор натуральный и три вида минора;
интервалы диатонические, тритоны натурального мажора и минора;
главные трезвучия с обращениями, D7 в основном виде;
вне лада – 4 вида трезвучий; Б6, Б64, М6, М64, МБ7 в основном виде.
Слуховой анализ:
мажор натуральный, три вида минора;
интервалы диатонические, ув.4 и ум.5 с разрешением и тритон;
аккорды – Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, Ув53, Ум53, МБ7.
Творческое (домашнее) задание
исполнить детскую популярную песню из мультипликационных фильмов и телефильмов с аккомпанементом советского или зарубежного композитора XX века.
5 класс (3 класс) учащихся по специальности: «фортепиано», «баян», «аккордеон»-
письменная работа по музыкальной грамоте:
тональности до 5-ти знаков включительно;
три вида мажора и минора, пентатоника;
тритоны натурального, гармонического мажора и минора;
главные трезвучия с обращениями, Ум53, Ув53, D7, МVII7, УмVII7 в основном виде
вне лада 4-ре вида трезвучий, Б6, Б64, М6, М64, МБ7, Мум7, Ум7, ММ7 в основном виде.
.
слуховой анализ вне тональности:
мажор натуральный, три вида минора, пентатоника;
интервалы диатонические; ув.4, ум.5 с разрешением и тритон;
аккорды – Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, Ув53, Ум53, МБ7, Мум7, Ум7, ММ7
творческое (домашнее) задание:
исполнить детскую популярную песню из мультипликационных фильмов и телефильмов с аккомпанементом советского или зарубежного композитора XXI века.
6 класс (4 класс) учащиеся по специальности: «фортепиано», «баян», «аккордеон»-
письменная работа по музыкальной грамоте:
тональности до 6-ти знаков включительно;
три вида минора и два вида мажора, хроматический вид мажора и минора, лады народной музыки, пентатоника;
ув.2, ум.7
диктант с использованием различных видов мажора и минора, внутритонального хроматизма, пунктирного ритма, внутритактовой синкопы, триоли, в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8.
Диктант проигрывается 10 – 12 раз.
Слуховой анализ вне тональности:
диатонические интервалы, тритоны, характерные интервалы (ув.2, ум.7) с разрешением и без;
аккорды – Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, Ув53, Ум53, МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, Мум7, Ум7.
Творческое (домашнее) задание:
исполнить романс или песню русского композитора XIX – XX века (А. Алябьев, А. Варламов, М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский и др.)
7 класс (5 класс) учащихся по специальности: «фортепиано», («народные инструменты», «гитара»):
диктант с использованием внутритонального хроматизма и модулирующего хроматизма, различных видов синкоп, особых видов деления длительностей (триоли), в размерах ¾, 4/4, 3/8, в тональностях до 4-х знаков.
Диктант проигрывается 8 – 10 раз.
Слуховой анализ в тональности:
гармоническая последовательность с использованием главных трезвучий с обращениями, D7 с обращениями, МVII7, УмVII7, МII7 в основном виде; К64
творческое задание:
исполнить романс или песню русского композитора XIX – XX века (А. Алябьев, А. Варламов, М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский и др.)

Для анализа на слух предлагается 10 элементов: интервалы и аккорды в нестрогом чередовании. Весь ряд проигрывается 2 раза в умеренном темпе на 4/4. Ритм исполнения: 2/4 звучание, на вторую половину такта – пауза. При первом проигрывании после каждого элемента дается ещё один такт паузы для записи, при повторном проигрывании он отсутствует.
Гармоническая последовательность проигрывается 3 – 4 раза в умеренном темпе в размере 4/4.
1 – 4 раз в тесном расположении с удвоением баса.
Критерии оценки качества подготовки обучающегося к олимпиаде должны позволить:
определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
оценить обоснованность изложения ответа.
Чтение номера с листа, пение выученного заранее номераОценка «5» (отлично)Точное интонирование, осмысленность исполнения, легкий дирижерский жест.Оценка «4» (хорошо)Номер спет в целом хорошо, но имеется ряд неточностей в интонировании, а также в дирижировании.Оценка «3» (удовлетворительно)Слабое интонирование; отсутствует всякая осмысленность исполнения; отсутствует четкость в дирижерском жесте.
Слуховой анализОценка «5» (отлично)Определены все отклонения и модуляции (тональный план) – для старших классов.Выявлены все гармонические обороты – в целом и (отдельные) аккорды (интервалы)Осмыслена форма музыкального отрывка, его характера.Оценка «4» (хорошо)Определен тональный план в общих чертах.Выявлены практически все гармонические обороты, ряд аккордов(интервалов).
Оценка «3» (удовлетворительно)Непонимание формы музыкального произведения, его характера.Не определен тональный план, не выявлены отклонения и модуляции.Выявлены несколько гармонических оборотов, отдельные аккорды(интервалы).
Теоретические сведенияОценка «5» (отлично)Свободное владение теоретическими сведениями.Умение безошибочно и быстро выполнить предложенное педагогом заданиеОценка «4» (хорошо)Некоторые ошибки в теоретических знаниях.Неточное выполнение предложенного педагогом заданияОценка «3» (удовлетворительно)Плохая ориентация в элементарной теории.Неумение выполнить в полном объеме предложенное задание.
По окончании урока подводятся итоги конкурсных состязаний. Вместе с обучающимися, обсуждается выступление каждого участника. Как правило, обсуждение происходит вслух. Отмечаются удачное выступление. Делаются определенные выводы и напутствия для дальнейшего развития музыкальных способностей обучающихся. В итоговой таблице, подсчитываются баллы и выносится результат.
(Приложение № 3)
По желанию участника, он может сам подписать себе диплом.
(Приложение №4)
Выводы
Список литературы
Номинация «Сольфеджио»
1) Слуховой анализ (письменно). Даётся свободная последовательность из 10 элементов: интервалы и аккорды в гармоническом виде, звукоряды мажора и минора, ладов народной музыки, пентатоники – вверх-вниз. Трудности – по программе. Вся последовательность звучит без повтора элементов 2 раза от начала до конца в умеренно медленном темпе на 4/4: 1 такт  звучание, 1 такт запись. 
2) Чтение с листа. Мелодии по трудности соответствуют программе на один класс ниже. Перед пением мелодию можно проанализировать внутренним слухом в течение 2 – 3 минут. Участник настраивается в тональности: пропевает тоническое трезвучие, отдельные ходы, ступени. Можно исправлять погрешности исполнения и начинать петь до трёх раз (на оценку не влияет). Критерии оценки: выразительность пения, чистота интонации, соблюдение темпа, динамики, штрихов.
Номинация «Элементарная теория музыки»
Письменная работа 1) Построение от звука. Интервалы и аккорды предлагается строить вверх или вниз, звукоряды ладов (мажор, минор, лады народной музыки, пентатоника) – вверх и вниз. Всего даётся 5 элементов.
2)Построение в ладу. От данного звука вверх или вниз построить интервал или аккорд. Затем определить тональности, в которых он встречается, и разрешить в каждой из них. Даётся 5 элементов.Анализ элементов в нотных примерах:
     а) в первом примере следует определить лад и тональность. Для младшей группы предлагаются одноголосные примеры, для средней – многоголосные в строгом гармоническом изложении, для старшей – многоголосные в свободной фактуре;
б) во втором примере надо определить и подписать гармонию: в младшей группе – гармонические интервалы в двухголосии (какой интервал и на какой ступени данной тональности), в средней и старшей группах – аккорды с обозначением их функций (T, S, D).II. Блицтурнир в виде устных ответов на вопросы. Трудности соответствуют программе каждого класса. Ориентир для подготовки – М. Фридкин, «Практическое руководство по музыкальной грамоте», вопросы в конце книги. Каждый участник отвечает на вопросы в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл, за не совсем точный – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. Задача участника – ответить на возможно большее количество вопросов.
Программные требования и подсчет баллов: 1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу (знаки в тональности до двух включительно, порядок ключевых знаков, ступени в тональностях, включая главные ступени и трезвучия лада, виды минора, количественная и качественная сторона интервалов, виды трезвучий). 10 заданий. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. 2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам (работа с ритмическим примером со ступенями – запись его нотами в предложенной минорной тональности, изменение ступеней в соответствии с предложенным видом минора, поиск в примере предложенных главных ступеней лада). 3 задания. За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла (см. ниже оценивание каждого задания). 3 тур – определение на слух (виды гамм, интервалы, виды трезвучий) – письменное. 3 задания. За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла (см. ниже оценивание каждого задания). 4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом – поочередное выступление. Максимально присуждается 5 баллов. (оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, неточность в одной из характеристик – 4 балла, неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, неточность в большинстве характеристик – 2 балла, очень слабое пение и игра – 1 балл) Всего 27 баллов. Все ответы на задания 1,2,3 тура ученики вписывают в специальный Бланк ответов. При проведении 4 тура выступающий ученик отдает Бланк ответа преподавателям для оперативного оценивания задания этого тура. После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов 1,2,3 тура и суммирование баллов, а также выявление победителей: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по всем параллелям, признаются победителями занимательной олимпиады по сольфеджио (распределяются I, II и III места). Награждение: Учащиеся, занявшие I, II и III места, награждаются памятными медалями и подарками. Жюри: Преподаватели теоретического отдела. Время и место проведения: Март 2012 года. Все филиалы ДМШ№2 г.Подольск. Подготовка к мероприятию: Преподавателям передается презентация с заданиями олимпиады в электронном виде. Распечатываются Бланки ответов для каждого ученика. Ход мероприятия: Ученикам раздаются Бланки ответов. Объясняется общий ход занимательной олимпиады. На примере слайда №2 презентации объясняются правила заполнения бланков. 1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Задание 1 (слайд №2) Перед вами ключевые знаки. Вопрос: Сколько знаков в тональности Ре мажор? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 2 (слайд №3) Перед вами называния тональностей. Вопрос: в какой тональности нота «соль» будет второй ступенью? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 3 (слайд №4) Перед вами называния главных ступеней. Вопрос: Как называется IV ступень? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 4 (слайд №5) Перед вами изменения ступеней минора. Вопрос: Что происходит в мелодическом миноре при движении вверх? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 5 (слайд №6) Перед вами варианты строения гамм. Вопрос: Какое строение имеет минор? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 6 (слайд №7) Перед вами варианты порядка ключевых знаков. Вопрос: Какой порядок имеют диезы? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 7 (слайд №8) Перед вами обозначения интервалов. Вопрос: Какой цифрой обозначается интервал септима? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 8 (слайд №9) Перед вами названия интервалов. Вопрос: Как называется интервал, который обозначается цифрой 4? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 9 (слайд №10) Перед вами количество тонов в интервалах. Вопрос: Сколько тонов в квинте чистой? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. Задание 10 (слайд №11) Перед вами обозначения видов трезвучий. Вопрос: Как обозначается минорное трезвучие? Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка. 2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам. За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла. Задание 1 (слайд №12) Перед вами ритмический пример со ступенями. Задание: Напишите этот пример нотами в тональности ре минор, соблюдая ритмический рисунок и ступени – в соответствующей строке бланка. (оценивается правильность написания нот и длительностей: от 0 до 1 ошибки – 3 балла, от 2 до 3 ошибок – 2 балла, от 4 до 5 ошибок – 1 балл, 6 и более ошибок – 0 баллов) Задание 2 (слайд №12) В полученном нотном примере превратите натуральный вид минора в гармонический путем повышения нужных ступеней: Впишите нужные знаки около нужных нот. (оценивается правильность определения нужных нот и знаков: 0 ошибок – 2 балла, 1 ошибка – 1 балла, 2 и более ошибки – 0 баллов) Задание 3 (слайд №12) В полученном нотном примере найдите ступень, которая является доминантой для этой тональности. Обведите все полученные ноты в кружок. (оценивается правильность определения нужной ноты и количество таких нот: 0 ошибок – 2 балла, 1 ошибка – 1 балла, 2 и более ошибки – 0 баллов) 3 тур – определение на слух. За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла. Задания 1,2,3 (слайд №13) Перед вами обозначения гамм, интервалов и аккордов. Задание 1: Послушайте один из видов гаммы. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка. (оценивается правильность лада и вида: определен лад и вид – 2 балла, определен лад, но не определен вид – 1 балл, не определены лад и вид – 0 баллов) Задание 2: Послушайте один из интервалов. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка. Задание 3: Послушайте один из видов трезвучий. Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка. 4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом. Максимально присуждается 5 баллов. Перед вами домашний номер. Задание: Спойте его наизусть с аккомпанементом. (оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры: точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов, неточность в одной из характеристик – 4 балла, неточность в нескольких характеристиках – 3 балла, неточность в большинстве характеристик – 2 балла, очень слабое пение и игра – 1 балл) Подведение итогов: Поздравление учеников с участием в занимательной олимпиаде, благодарность за проделанную работу, нацеливание на дальнейшую активную музыкальную деятельность. Исполнение учениками песни Я. Дубравина «Музыка» под аккомпанемент преподавателя. На следующем по плану уроке - Поздравление победителей.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Прокопьевский колледж искусств объявляет о проведении Девятнадцатой Открытой Зональной музыкально-теоретической олимпиады имени Н. Н. Рябининой. Приглашаем учащихся 3 – 7 (8) классов ДМШ и ДШИ принять участие в конкурсе по номинациям «сольфеджио» и «элементарная теория музыки». Участвовать можно в обеих номинациях или одной из двух.  Олимпиада состоится в субботу, 28 февраля 2015 года в помещении колледжа.
Участники для награждения будут скомпонованы по группам: младшая (3 класс по 5-6- и 7-8-летним срокам обучения); средняя (4 класс по 5-6- и 4, 5 классы по 7-8-летнему срокам обучения); старшая (5, 6 классы по 5-6- и 6, 7, 8 классы по 7-8-летнему срокам обучения).
Задания включают следующие формы соревнований:
Номинация «Сольфеджио»
1) Диктант. Мелодико-ритмические трудности соответствуют программе каждого класса. Перед записью даётся настройка в тональности, хором пропеваются звуки тонического трезвучия, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. В записи желательно обозначить темп, динамику, штрихи. Мелодия звучит 8 – 12 раз. При вынесении оценки учитывается быстрота написания: участник, написавший диктант без ошибок и менее чем за 8 проигрываний, получает дополнительно 1 балл.
2) Слуховой анализ (письменно). Даётся свободная последовательность из 10 элементов: интервалы и аккорды в гармоническом виде, звукоряды мажора и минора, ладов народной музыки, пентатоники – вверх-вниз. Трудности – по программе. Вся последовательность звучит без повтора элементов 2 раза от начала до конца в умеренно медленном темпе на 4/4: 1 такт  звучание, 1 такт запись. 
3) Чтение с листа. Мелодии по трудности соответствуют программе на один класс ниже. Перед пением мелодию можно проанализировать внутренним слухом в течение 2 – 3 минут. Участник настраивается в тональности: пропевает тоническое трезвучие, отдельные ходы, ступени. Можно исправлять погрешности исполнения и начинать петь до трёх раз (на оценку не влияет). Критерии оценки: выразительность пения, чистота интонации, соблюдение темпа, динамики, штрихов.
Номинация «Элементарная теория музыки»
Письменная работа
   1) Построение от звука. Интервалы и аккорды предлагается строить вверх или вниз, звукоряды ладов (мажор, минор, лады народной музыки, пентатоника) – вверх и вниз. Всего даётся 5 элементов.
     2) Построение в ладу. От данного звука вверх или вниз построить интервал или аккорд. Затем определить тональности, в которых он встречается, и разрешить в каждой из них. Даётся 5 элементов.
      3) Анализ элементов в нотных примерах:
     а) в первом примере следует определить лад и тональность. Для младшей группы предлагаются одноголосные примеры, для средней – многоголосные в строгом гармоническом изложении, для старшей – многоголосные в свободной фактуре;
      б) во втором примере надо определить и подписать гармонию: в младшей группе – гармонические интервалы в двухголосии (какой интервал и на какой ступени данной тональности), в средней и старшей группах – аккорды с обозначением их функций (T, S, D).    II. Блицтурнир в виде устных ответов на вопросы. Трудности соответствуют программе каждого класса. Ориентир для подготовки – М. Фридкин, «Практическое руководство по музыкальной грамоте», вопросы в конце книги. Каждый участник отвечает на вопросы в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл, за не совсем точный – 0,5 балла, за неправильный ответ – 0 баллов. Задача участника – ответить на возможно большее количество вопросов. 
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Урок сольфеджио, имея сложную структуру, представляет собой единый комплекс, в котором рационально переплетаются и сочетаются различные виды занятий: пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и запись услышанной музыки, теоретические сведения, слушание музыкальных произведений и распевания учащихся в начале каждого урока. Последние помогают педагогу расширить внутренние музыкально-слуховые представления детей, вокально подготавливая их, настраивая интонационно к предстоящей работе.
В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие между интонированием и музыкальным слухом. Являясь первоосновой певческой интонации, музыкальный слух сам активно совершенствуется под воздействием чистого пения. Поэтому привитие учащимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-слуховых представлений, неспособность оперировать ими и, наконец, неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих навыков: дыхание, звукоизвлечение, фразировка, посадка при пении, сознательное отношение к нотному тексту.
На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа, то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно поется в данный момент. Поэтому чтение с листа необходимо проводить регулярно и систематически.
Слуховой анализ, воспроизведение и запись услышанного музыкального материала являются доминирующим разделом работы на уроках сольфеджио. Причем, эти способности развиваются предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.
В этой части занятий по сольфеджио запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам помогает зрительный фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся сложность записи мелодии. В диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-слуховых представлений, требующей тщательной предварительной подготовки.
Из огромного количества диктантов стараюсь выбирать такие образцы, которые органически соединяют в себе изученные элементы музыкальной речи и, в то же время, пополняют знания детей в области музыкальной литературы.
Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и педагогу, Они должны вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенными музыкой.
Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не только ум, но и чувства учащихся, усвоение будет легким, а знания будут более прочными.
Занимаясь музыкальным воспитанием и обучением детей, педагог-теоретик должен также помнить и о формировании личности. Весь проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и интересам учащихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое воспитательное значение. Быть глубоким по содержанию. А не узко ограниченным только задачами развития отдельных профессиональных навыков.Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования, от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения, чтобы учащиеся учились с воодушевлением и получали радость от самого учебного процесса.
СОЛЬФЕДЖИО.
Письменная работа, диктант и слуховой анализ (письменно) для каждого класса отдельно. Мелодико-ритмические трудности диктанта соответствуют программным требованиям.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные уроки по сольфеджио 29.10.2012г.
4 класс
Построить Б53, М53, Б6, Б64
Хлопать 2-мя руками №48 а) б)
Петь с дирижированием: №41
«Коробушка»
Слуховой анализ: ч4, б6, м3, Б6, ч5, б3, М6, б7, б6, М53.
Определение: Интервалы – , Обращение – , кварты – квинты на ступенях мажора – ,
5 класс
Построить Ум53 и Ум53 D7 в тональностях e, d, g, a moiiПостроить Ум53 и Ув53 D7 в тональностях D, F, E, G – durПостроить Ум53 и Ув53 от D, F, E, G и разрешить во всевозможные тональности.
Спеть с дирижированием №91, 92 94
Хлопать № 91 – 96
«Тонкая рябина» с аккомпанементом
Слуховой анализ:
Ум53, Б64, М53, Б6, Ум53, М6, Б64, Ув53, Б53, Б6
Определение: Ум53 на ступенях мажора и минора, Ув53, D7
3 класс
Построить м3 – , м3 – , б3 – , б3 – , м6 – , м6 – , ч5 – ч5 –.
Спеть с дирижированием №14 в До, Ля, Соль, Фа
№46 – 47 хлопать – сдать
№24 «Про кошку» с аккордами.
Слуховой анализ:
м3, ч4, б3, б6, м3, м6, ч5, б6
Определение: Опевание – , строение минорной гаммы –, Интервалы – , обращение – .
1 класс
Написать ноты и расставить штили: фа, 1до, соль, ре, ля, ми, си, 2до, 2ми, 2соль, 2фа, 2ре, 2до, 1до.
Переписать нотный пример и расставить тактовые черточки.
Спеть на инструменте: «Я гуляю», «Ах, качи», «Куры – гуси» от 1фа, 2Фа, 1до, 2до
Определение: реприза – , нотный стан –, скрипичный ключ –, диез –, бемоль –.
8 класс
Билет №2
Слуховой анализ:
Б6, Ум53, М6, Б64, Ув53, МБ43, Ум7, МБ65, Мум7, МБ2.
Дать определение: Хроматика мажора и минора –, Лады народной музыки –, Интервалы простые, составные –, Одноименные тональности – .
1. Учебник «Сольфеджио» Одноголосье. Часть 1. Б.Калмыков и Г.Фридкин   Москва «Музыка» 1971 г.2. Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Г.А.Фридкин. М.1982г.3. Учебник «Сольфеджио  4 класс» Е. Давыдова  М. «Музыка»2007г.4. Методическая разработка «Чтение с листа как основа развивающего обучения» Плавинская А.В. МБОУ ДОД ДМШ №5 г. Мурманск.5. Методическая разработка «Еще раз о гамме. От ненависти до любви» Гущина Я.В. Электронный журнал Экстернат Р.Ф.6. Методическая разработка «Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио» автор Горелова Е.С. Д.Ш.И. поселок Тюльган Оренбургской области7. Методическая разработка Экспериментальная программа «Элементарная теория музыки»  Шелковникова Т.Т., МБОУК ДОД ДШИ №68 Таштопольского муниципального района8. Варламов А.Е.  «Избранные романсы и песни» М. «Москва» 1980г. 9. Калинина Г. «.Рабочие тетради по сольфеджио» 5-7 Кл. М. 2003-2005 г.г.10. Программа по сольфеджио «Инструментальное музицирование  7 лет»11. Программа по сольфеджио Ф.Г.Т.
(Приложение №3)
вопросы блиц – турнира. 2 класс.
п.н. вопро-саВопрос Ответ
1. Минор с одним бемолем Ре минор
2. t53 – это… Минорное тонические трезвучие
3. Интервал, состоящий из восьми ступеней Длительность
4. Перенос мелодии из одной тональности в другую Транспозиция
5. Название октавы, расположенной выше первой Вторая
6. Обозначение мажорного трезвучия Б53
7. Лад, в котором устойчивые звуки образуют Б53 Мажор
8. Расстояние в два полутона Тон
9. Аккорд, состоящий из устойчивых ступеней Тоническое трезвучие
10. Интервал, состоящий из четырёх ступеней Кварта
11. Сколько восьмых в четвертной длительности Две
12. Как по-другому называется скрипичный ключ Ключ соль
13. Минор без ключевых знаков Ля минор
14. Ключ для низких звуков Басовый
15. Мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками Параллельные
16. Название октавы, расположенной ниже первой Малая
17. Сколько ступеней в секунде Две
18. Интервал, звуки которого взяты друг за другом Мелодический
19. Минор с двумя диезами си минор
20. Forte – это… Громко
21. Интервал, состоящий из трёх ступеней Терция
22. Отрезок между двумя сильными долями Такт
23. Высота лада Тональность
24. Сколько четвертных в целой длительности Четыре
25. Мажор с одним диезом Соль мажор
26. Ключ для средних и высоких звуков Скрипичный
27. Сколько ступеней в мажоре Восемь
28. Сколько звуков в тетрахорде Четыре
29. Высоту какого звука показывает скрипичный ключ Соль (первой октавы)
30. Сколько четвертных в половинной с точкой Три
31. Мажор с двумя бемолями Си-бемоль мажор
32. Сколько восьмых в половинной длительности Четыре
33. Интервал, состоящий из двух ступеней Секунда
34. Наименьшее расстояние между двумя звуками на клавиатуре Полутон
35. Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
36. Знак отмены диеза или бемоля Бекар
37. Что обозначают цифры около ключа Размер
38. Организация звуков вокруг опорного – тоники Лад
39. Сколько ступеней в терции Три
40. М53 – это… Минорное трезвучие
41. Скорость исполнения музыки Темп
42. Какой буквой обозначается тоника? Т
43. Минор с одним диезом Ми минор
44. Высоту какого звука показывает басовый ключ Фа (малой октавы)
45. Сколько четвертных в половинной длительности Две
46. Интервал, состоящий из пяти ступеней Квинта
47. Какая доля в размере 4/4 относительно сильная Третья
48. Интервал, звуки которого взяты одновременно Гармонический
49. Какие знаки в соль миноре Си-бемоль и ми-бемоль
50. Интервал, состоящий из шести ступеней Секста
51. Сколько шестнадцатых в четвертной длительности Четыре
52. Октава, расположенная между малой и второй Первая
53. Как по-другому называется басовый ключ Ключ фа
54. Черта, отделяющая одну сильную долю от другой Тактовая
55. Вид минора, в котором ступени не изменены Натуральный
56. Знак повышения на полутон Диез
57. Диезы и бемоли, выставленные у нот Встречные, случайные
58. Какой ступенью является тоника Первой
59. Знак произвольного увеличения длительности Фермата
60. Изменение динамики Динамическими оттенками
61. Piano – это… Тихо
62. Что на нотоносце записывается раньше: размер или ключевые знаки Ключевые знаки
63. Повторение мотива от разных звуков Секвенция
64. Продолжительность звука Длительность
65. Неполный такт, с которого начинается мелодия Затакт
66. Сколько малых секунд в мажоре Две
67. Строка из пяти линий для записи нот Нотоносец или нотный стан
68. Мажор с одним бемолем Фа  мажор
69. Какие ступени в ладу устойчивые I, III, V
70. Звуки, окружающие тонику Вводные
71. Расстояние в два полутона Тон
72. Размер, в такте которого три доли, каждая равна четверти ¾
73. Разновидности минора: натуральный, мелодический и … Гармонический
74. Мажор с двумя диезами Ре мажор
вопросы блиц – турнира. 3 класс
п.н. вопроса Вопрос Ответ
1. Высота лада Тональность
2. Как называется второе обращение трезвучия Квартсекстаккорд3. Трезвучие на первой ступени лада Тоническое
4. Какой буквой обозначается ми-бемоль Еs (ес)
5. Окраска голоса или инструмента Тембр
6. Интервал из трёх ступеней Терция
7. Как называется пятая ступень лада Доминанта
8. Повторение мотива от разных звуков Секвенция
9. Неполный такт, с которого начинается произведение Затакт
10. Музыка для пения Вокальная
11. Скорость исполнения произведения Темп
12. Занятия, развивающие музыкальный слух Сольфеджио
13. Субдоминантовый аккорд на I ступени Квартсекстаккорд14. Последовательность длительности звуков Ритм
15. Вид минора, где ступени не изменены Натуральный
16. Сколько знаков в тональности D-dur2 диеза
17. Созвучие из трёх звуков, расположенных по терциям Аккорд
18. Знак повышения на тон Дубль-диез
19. Как называется четвёртая ступень лада Субдоминанта
20. Мажор с тремя диезами A-dur21. Трезвучие, в котором нижняя терция большая, а верхняя малая Мажорное
22. В какой интервал обращается секста Терция
23. Интервал из двух ступеней Секунда
24. Аккорд из двух терций Трезвучие
25. Знаки альтерации перед нотами Встречные, случайные
26. Перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего на октаву вниз Обращение
27. Инструментальное или вокальное сопровождение Аккомпанемент
28. Клавишный духовой инструмент, самый большой из всех Орган
29. Перенесение произведения из одной тональности в другую Транспозиция
30. Динамический оттенок, обозначающий «очень громко» Фортиссимо
31. Низкий мужской голос Бас
32. Какой буквой обозначается фа-диез Fis (фис)
33. Минор с двумя бемолями g-moll34. Секстаккорд на III ступени лада Т635. Знак отмены диеза или бемоля Бекар
36. Интервал из шести ступеней Секста
37. Вид минора с повышенной VII ступенью Гармонический
38. Руководитель оркестра или хора Дирижёр
39. В какие интервалы обращаются малые интервалы Большие
40. Знаки при ключе Ключевые
41. В какой интервал обращается кварта Квинта
42. Мажор с одним диезом G-dur43. Сколько ступеней в тональности Семь
44. Трезвучие на IV ступени лада Субдоминантовое
45. Какой буквой обозначается доС (цэ)
46. Высокий женский голос Сопрано
47. Музыка для исполнения на инструментах Инструментальная
48. Сколько шестнадцатых в восьмой с точкой Три
49. Сколько знаков в тональности h-moll2 диеза
50. Знак произвольного увеличения  длительности Фермата
51. Мажор с тремя бемолями Es-dur52. Интервал из семи ступеней Септима
53. Знак повторения с другим окончанием Вольта
54. Трезвучия на главных ступенях лада Главные
55. Вид минора с повышенными VI и VII ступенями Мелодический
56. Dur – это… Мажор
57. Как называется первое обращение трезвучия Секстаккорд
58. Исполнение произведения одним певцом или музыкантом Соло
59. В какой интервал обращается септима Секунда
60. D 53 – это… Доминантовое трезвучие
61. Динамический оттенок, обозначающий "тихо" Piano62. Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
63. Интервал, состоящий из четырёх ступеней Кварта
64. Какой звук обозначается по буквенной системе А, а Ля
65. Мажор с двумя диезами D-dur66. Аккорд из кварты и терции Квартсекстаккорд67. Отрезок гаммы из четырёх звуков Тетрахорд
68. Звуковой объём голоса или инструмента Диапазон
69. Минор с тремя диезами fis-moll70. Тонический аккорд на V ступени Квартсекстаккорд71. Ансамбль из трёх исполнителей Терцет (трио)
72. Какой звук обозначается по буквенной системе F, fФа
73. Короткая пауза между фразами Цезура
74. Субдоминантовый аккорд на VI ступени Cекстаккорд75. Интервал из трёх тонов Тритон
76. Сколько знаков в тональности e-moll1 диез
77. Ансамбль из четырёх исполнителей Квартет
78. Интервал, состоящий из пяти ступеней Квинта
79. Минор с двумя бемолями В-dur80. Сколько метрических долей в размере 3/4 Три
81. Трезвучие на пятой ступени лада Доминантовое82. Выделение фраз при исполнении произведения Фразировка
83. В какой интервал обращается прима Октава
84. Трезвучие из малой и большой терции Мажорное
85. Ритмическая остановка или пауза в мелодии Цезура
86. Мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками Параллельные
87. Трёхдольный такт, в котором каждая доля длится восьмую 3/8
88. Точка около четверти увеличивает её на… Восьмую
89. Какой аккорд образуют устойчивые звуки, взятые вместе Тоническое трезвучие
90. Звуки, окружающие тонику Вводные
91. Расстояние между двумя ближайшими звуками Полутон
92. Диезы или бемоли у ключа Ключевые
93. Перерыв в звучании, знак молчания Пауза
вопросы блиц – турнира. 4 класс
п.н. вопро-саВопрос Ответ
1. Знак понижения на полтона Бемоль
2. Музыка для пения Вокальная
3. К какой группе относится фагот Деревянные духовые
4. Низкий женский голос в хоре Альт
5. Характер звучания голоса или инструмента Тембр
6. Динамический оттенок «не слишком тихо» mp7. Из каких простых размеров состоит размер 4/4 2/4+2/4
8. Вид минора, где ступени не изменены Натуральный
9. К какой группе относится кларнет Деревянные духовые
10. Интервал из четырёх ступеней Кварта
11. Аккорд из терции и кварты Сектстаккорд12. Низкий мужской голос Бас
13. Мажор с четырьмя бемолями Ля-бемоль мажор
14. Вид минора с повышенной VI ступенью Гармонический
15. Трёхдольный размер, где каждая доля равна восьмой 3/8
16. Перенесение произведения из одной тональности в другую Транспозиция
17. Знак повышения на полутон Диез
18. Объёдинение нот в группы в зависимости от размера такта Группировка
19. Минор с одним диезом ми минор
20. Высокий женский голос Сопрано
21. К какой группе оркестра относится контрабас Струнно-смычковой
22. На какой ступени строится Т6III
23. Мажор с одним бемолем Фа мажор
24. Знак отмены диеза или бемоля Бекар
25. Минор с одним бемолем Ре минор
26. Септаккорд на V ступени лада Доминантовый27. К какой группе оркестра относится альт Струнно-смычковой
28. Вид минора, где ступени не изменены Натуральный
29. Ритмическая фигура из трёх нот вместо двух Триоль
30. Трезвучие из двух больших терций Увеличенное
31. Мажор с одним диезом Соль мажор
32. Трезвучие на IV ступени лада Cубдоминантовое33. Ансамбль из семи исполнителей Септет
34. Вид минора с повышенными VI и VII ступенями Мелодический
35. К какой группе относятся литавры Ударных
36. Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
37. Трезвучия на главных ступенях лада Главные
38. Сольный оперный номер Ария
39. Интервал из семи ступеней Септима
40. Пять линий, на которых размещаются ноты Нотный стан, нотоносец
41. Усиление звучности Сrescendo42. К какой группе относится тромбон Медных духовых
43. Отрезок гаммы из четырёх звуков Тетрахорд
44. Обращение доминантового терзвучия на II ступени Квартсекстаккорд45. Руководитель оркестра или хора Дирижёр
46. Интервал из четырёх ступеней Кварта
47. Интервалы, звучащие мягко, приятно Консонансы
48. Многоголосие с самостоятельными голосами Полифония
49. Вид минора с повышенной VII ступенью Гармонический
50. Мажор с двумя диезами Ре мажор
51. Вступление к опере или балету Увертюра
52. Интервал из трёх ступеней Терция
53. Трезвучие из большой и малой терции Б 53
54. Подражание, проведение темы последовательно в разных голосах Имитация
55. Интервал, звуки которого взяты последовательно Мелодический
56. Ослабление звучности Diminuendo57. Исполнение произведения одним музыкантом Соло
58. Совпадение двух звуков по высоте Унисон
59. Неполный такт, с которого начинается произведение Затакт
60. Аккорд из кварты и терции Квартсекстаккорд61. Трезвучие на V ступени Доминантовое62. Звуки, окружающие тонику Вводные
63. Перенос нижнего звука интервала или аккорда на октаву вверх Обращение
64. Интервал из шести ступеней Секста
65. Мажор с тремя бемолями Ми-бемоль мажор
66. Заключительный раздел произведения Кода
67. Ансамбль из трёх исполнителей Трио
68. Переход неустойчивых звуков в устойчивыеРазрешение
69. Перенос ударения на слабую долю такта Синкопа
70. Интервал из пяти ступеней Квинта
71. Мажор с двумя бемолями Си-бемоль мажор
72. Знак повторения Реприза
73. На какой ступени строится D7 на V
74. Интервал, звуки которого взяты одновременно Гармонический
75. Объём голоса или инструмента Диапазон
76. Интервалы, звучащие резко Диссонансы
77. Вертикальная черта между тактами Тактовая
78. Ансамбль из двух исполнителей Дуэт
79. Знаки альтерации при ключе Ключевые
80. Знак для записи высоты и длительности Нота
81. Аккорд из малой и большой терции М53
82. Мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками Параллельные
83. Ряд звуков, расположенных по высоте Звукоряд
84. Организация звуков вокруг опорного – тоники Лад
85. Силовое выделение отдельного звука Акцент
86. Нижний вводный тон VII ступень
87. Интервал из трёх тонов (ув4 и ум5) Тритон
вопросы олимпиады (блицтурнир) 5 класс
1 Знак понижения на полтона Бемоль
2 Музыка для пения Вокальная
3 К какой группе оркестра относится фагот Деревянных духовых
4 Низкий женский голос Альт
5 Характер звучания голоса или инструмента Тембр
6 Динамический оттенок, обозначающий «не слишком тихо» mp7 Секстаккорд на III ступени лада Т68 Аккорд из большой терции и двух малых МБ7 или D7
9 Тональности с одинаковыми тониками Одноимённые
10 Минорная тональность с четырьмя диезами cis-moll11 Скорость исполнения произведения Темп
12 Мажорная тональность с четырьмя диезами E-dur13 К какой группе оркестра относится кларнет Деревянных духовых
14 Вид мажора, где ступени не изменены Натуральный
15 Обращение D7 на II ступени лада D 43
16 Заключение музыкальной мысли Каденция
17 Интервал из четырёх ступеней и двух с половиной тонов ч.4
18 Аккорд, состоящий из большой терции и ч.4 М619 Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям Аккорд
20 Ступени, окружающие тонику Вводные
21 Знак повторения с другим окончанием Вольта
22 К какой группе оркестра относится альт Струнно-смычковых
23 Ансамбль из двух исполнителей Дуэт
24 Знак повышения на полутон Диез
25 Мажорная тональность с четырьмя бемолями As-dur26 Вид мажора с пониженной VI ступенью Гармонический
27 Низкий мужской голос Бас
28 Аккорд, состоящий из ч.4 и б.3 Б 64
29 Перенесение произведения из одной тональности в другую Транспозиция
30 Минорная тональность с двумя бемолями g-moll31 Повторение звена от разных звуков Секвенция
32 Звуки, одинаковые по высоте с разным названием Энгармонически равные
33 Знак молчания Пауза
34 Септаккорды на VII ступени лада Вводные
35 Интервал, звуки которого взяты одновременно Гармонический
36 Выделение отдельного звука Акцент
37 Распределение нот в группы в зависимости от размера такта Группировка
38 Интервал из двух ступеней и одного полутона м.2
39 Динамический оттенок, обозначающий «очень тихо» pp40 К какой группе оркестра относится контрабас Струнно-смычковые
41 Обращение D7 на VII ступени лада D 65
42 Переход неустойчивых звуков в устойчивые Разрешение
43 Динамический оттенок, обозначающий «тихо» p
44 Знаки при ключе Ключевые
45 Секстаккорд на II ступени лада D6
46 Интервал из трёх ступеней и двух тонов б.3
47 Переход из одной тональности в другую Модуляция
48 Музыка для исполнения на инструментах Инструментальная49 К какой группе оркестра относится туба Медных духовых50 Минорная тональность с одним бемолем d-moll
51 Мажорная тональность с одним бемолем F-dur52 Знак отмены диеза или бемоля Бекар
53 Вид минора, где ступени не изменены Натуральный54 Ритмическая фигура из трёх нот вместо двух Триоль55 Высокий мужской голос Тенор56 Ансамбль из шести исполнителей Секстет57 Трезвучие на V ступени лада Доминантовое58 Знак произвольного увеличения длительности Фермата59 Внезапное усиление звука Сфорцандо60 Высокий женский голос Сопрано
61 Трезвучие из двух больших терций Увеличенное
62 Мажорная тональность с одним диезом G-dur63 Выбор пальцев при игре на инструменте Аппликатура
64 Ансамбль из семи исполнителей Септет
65 Вид минора с повышенными VI и VII ступенями Мелодический
66 К какой группе оркестра относятся литавры Ударных
67 Интервал из семи ступеней и пяти с половиной тонов б.7
68 Минорная тональность с тремя бемолями с-moll69 Обращение D7 на IV ступени лада D2
70 Гамма из полутонов Хроматическая
71 Совместная игра или пение нескольких исполнителей Ансамбль
72 Первая ступень лада Тоника
73 Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
74 Трезвучия на главных ступенях лада Главные-T,S,D75 Сольный оперный номер Ария
76 Интервал из семи ступеней и пяти тонов м.7
77 Пять линий, на которых размещаются ноты Нотный стан
78 Усиление звучности крещендо
79 Звуковой объём голоса или инструмента Диапазон
80 Инструментальное или вокальное сопровождение Аккомпанемент
81 Минорная тональность с тремя диезами fis-moll82 Знак повышения на тон Дубль-диез
83 Расстояние от одной сильной доли до следующей Такт
84 Мягко, приятно звучащие интервалы Консонансы
85 К какой группе оркестра относится тромбон Медных духовых
86 Отрезок гаммы из четырёх звуков Тетрахорд
87 Квартсекстаккорд на II ступени лада D64
88 Руководитель оркестра или хора Дирижёр
89 Интервал из четырёх ступеней и трёх тонов ув.4
90 Заключительный раздел произведения Кода
91 Знак повторения Реприза
92 Ансамбль из четырёх исполнителей квартет
93 Резко звучащие интервалы Диссонансы
94 Очень громкое звучание Фортиссимо
95 Мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками Параллельные
96 Последовательное исполнение звуков аккорда Арпеджио
97 Многоголосие с самостоятельными голосами Полифония
98 Вид минора с повышенной VII ступенью Гармонический
99 Мажорная тональность с двумя диезами D-dur100 Вступление к опере или балету Увертюра
101 Интервал из трёх ступеней и 1,5 тонов м.3
102 Трезвучие, состоящее из большой терции и малой терции Б 53
103 Динамические оттенки Нюансы
104 Ключ для низких звуков Басовый ключ
105 Наименьшее расстояние между двумя звуками Полутон
106 Совпадение двух звуков по высоте Унисон
107 Минорная тональность с четырьмя бемолями f-moll108 Отрывистое исполнение звуков Стаккато
109 Подражание, проведение темы последовательно в разных голосах Имитация
110 Интервал, звуки которого взяты последовательно Мелодический
111 Ослабление звучности диминуендо112 Исполнение произведения одним певцом или музыкантом соло
113 Аккорд, состоящий из малой терции и большой терции М 53
114 Полифоническая музыка, в которой все голоса исполняют одну мелодию, но вступают по очереди Канон
115 Динамический оттенок, обозначающий «громко» f
116 Изменение громкости звучания в процессе исполнения произведения Динамические оттенки
117 Ключ для средних и высоких звуков Скрипичный
118 Средний мужской голос Баритон
119 Минорная тональность с двумя диезами h-moll
120 Последовательность длительности звуков Ритм
121 Интервал из восьми ступеней и шести тонов ч.8
122 Вид минора с повышенной VII ступенью Гармонический
123 Мажорная тональность с пятью диезами H-dur124 К какой группе оркестра относится валторна Медных духовых
125 Знак понижения на тон Дубль-бемоль
126 Перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего вниз Обращение
127 Неполный такт, с которого начинается произведение Затакт
128 Жанр, сочетающий музыку и поэтический текст Песня
129 Аккорд, состоящий из ч.4 и малой терции М 64
130 Вертикальная черта, разделяющая такты Тактовая черта
131 Интервал из шести ступеней и четырёх с половиной тонов б.6
132 Мажорная тональность с тремя диезами Es-dur133 К какой группе оркестра относится скрипка Струнно-смычковых
134 Ансамбль из 8 исполнителей Октет
135 Секстаккорд из малой терции и ч.4 Б6136 Лад с двумя тониками Переменный
137 Минорная тональность с пятью диезами gis-moll138 Нотная запись всех голосов произведения Партитура
139 Трезвучие на IV ступени лада S 53
140 Знак повышения или понижения звука Знаки альтерации
141 Мажорная тональность с тремя диезами A-dur141 Перенос ударения на слабую долю такта Синкопа142 Интервал из пяти ступеней и состоит из трёх с половиной тонов ч.5
143 Ансамбль из трёх исполнителей Терцет (трио)
144 Квартсекстаккорд на V ступени лада Т 64
145 К какой группе оркестра относится флейта Деревянных духовых
146 Минорная тональность с тремя бемолями е-moll147 К какой группе оркестра относится виолончель Струнно-смычковых
148 К какой группе оркестра относится гобой Деревянных духовых
149 Интервал из шести ступеней и четырёх тонов м.6
150 Мажорная тональность с двумя бемолями В-dur151 К какой группе оркестра относятся литавры Ударные инструменты
152 Интервал из пяти ступеней и трёх тонов ум.5
153 Септаккорд на V ступени лада D7
Вопросы олимпиады (блицтурнир) 6 класс
1 Система, где тональности расположены по чистым квинтам Квинтовый круг
2 Музыка для пения Вокальная
3 Высота лада Тональность
4 Низкий женский голос в хоре Альт
5 Характер звучания голоса или инструмента Тембр
6 Пьеса, в которой главная тема чередуется с другими темами Рондо
7 Секстаккорд на III ступени лада Т68 Аккорд из большой терции и двух малых МБ7 или D7
9 Тональности с одинаковыми тониками Одноимённые
10 Минорная тональность с четырьмя диезами cis-moll11 Скорость исполнения произведения Темп
12 Занятия, развивающие муз. слух Сольфеджио
13 К какой группе оркестра относится кларнет Деревянных духовых
14 Вид мажора, где ступени не изменены Натуральный
15 Обращение D7 на II ступени лада D 43
16 Заключение музыкальной мысли Каденция
17 К какой группе оркестра относится фагот Деревянных духовых
18 Аккорд, состоящий из большой терции и ч.4 М619 Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям Аккорд Трезвучие
20 Мажорная тональность с четырьмя диезами E-dur21 Знак повторения с другим окончанием Вольта
22 К какой группе оркестра относится альт Струнно-смычковых
23 Знаки альтерации перед нотами Случайные
24 Мажорная тональность с четырьмя бемолями As-dur25 Крупное произведение для солирующего инструмента Концерт
26 Аккорд, состоящий из малой терции и ч.4 Б 6
27 Перенесение произведения из одной тональности в другую Транспозиция
28 Минорная тональность с двумя бемолями g-moll29 Повторение звена от разных звуков Секвенция
30 Равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков Трель
31 Жанр, объединяющий музыку и драму, балет, живопись Опера
32 Септаккорды на VII ступени лада Вводные
33 Распределение нот в группы в зависимости от размера такта Группировка
34 Форма произведения из трёх разделов: экспозиции, разработки, репризы Сонатная форма
(сонатное allegro)
35 Клавишный духовой инструмент, самый большой из всех Орган
36 К какой группе оркестра относится контрабас Струнно-смычковые
37 Обращение D7 на VII ступени лада D 65
38 Знаки при ключе Ключевые
39 Одноголосная музыкальная мысль Мелодия
40 Музыкальная декламация- среднее между речью и пением Речитатив
41 Музыка для исполнения на инструментах Инструментальная
42 Знаки альтерации перед нотами Случайные
43 Ансамбль из шести исполнителей Секстет44 Сольный оперный номер Ария
45 Выбор пальцев при игре на инструменте Аппликатура
46 Заключительная часть произведения Финал
47 Знак произвольного увеличения длительности Фермата48 Внезапное усиление звука Сфорцандо
49 Трезвучие из двух больших терций Увеличенное
50 Знак отмены диеза или бемоля Бекар
51 Интервал из семи ступеней и пяти с половиной тонов б.7
52 Совместная игра или пение нескольких исполнителей Ансамбль
53 Ансамбль из семи исполнителей Септет
54 Вид минора с повышенными VI и VII ступенями Мелодический
55 К какой группе оркестра относятся литавры Ударных
56 Обращение D7 на IV ступени лада D2
57 Гамма из полутонов Хроматическая
58 Интервалы не больше октавы Простые
59 Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
60 Трезвучия на главных ступенях лада Главные-T,S,D61 Звуковой объём голоса или инструмента Диапазон
62 Что обозначают цифры около ключа? Размер
63 Минорная тональность с тремя диезами fis-moll64 Знак повышения на тон Дубль-диез
65 Переложение для фортепиано оперной или симфонической партитуры Клавир
66 К какой группе оркестра относится тромбон Медных духовых
67 Отрезок гаммы из четырёх звуков Тетрахорд
68 Квартсекстаккорд на II ступени лада D 64
69 Интервал из четырёх ступеней и трёх тонов ув.4
70 Заключительный раздел произведения Кода
71 Мажорная тональность с пятью диезами H-dur72 Ансамбль из четырёх исполнителей квартет
73 Очень громкое звучание Фортиссимо
74 Мажорная тональность с двумя бемолями В-dur75 Вступительная пьеса перед основным изложением музыкального произведения Прелюдия
76 Последовательное исполнение звуков аккорда Арпеджио
77 Многоголосие с самостоятельными голосами Полифония
78 Выделение фраз при исполнении произведения Фразировка
79 Вступление к опере или балету Увертюра
80 Подражание, проведение темы последовательно в разных голосах Имитация
81 Звукоряд, из пяти ступеней Пентатоника
82 Полифоническая музыка, в которой все голоса исполняют одну мелодию, но вступают по очереди Канон
83 Септаккорд на V ступени лада D7
84 Средний мужской голос Баритон
85 Минорная тональность с пятью диезами gis-moll
86 Последовательность длительности звуков Ритм
87 Гамма, в которой ступени не альтерируютсяДиатоническая
88 Вид минора с повышенной VII ступенью Гармонический
89 К какой группе оркестра относится валторна Медных духовых
90 Неполный такт, с которого начинается произведение Затакт
91 Жанр, сочетающий музыку и поэтический текст Песня
92 Аккорд, состоящий из ч.4 и малой терции М 64
93 Интервал из пяти ступеней и трёх тонов ум.5
94 Динамический оттенок, обозначающий «очень громко» ff
95 Ансамбль из 8 исполнителей Октет
96 Лад с двумя тониками Переменный
97 Заключение музыкальной мысли Каденция
98 Нотная запись всех голосов произведения Партитура
99 Трезвучие на IV ступени лада S 53
100 Знак повышения или понижения звука Знаки альтерации
101 Мажорная тональность с тремя диезами A-dur102 Перенос ударения на слабую долю такта Синкопа103 Интервал из семи ступеней и состоит из пяти с половиной тонов б.7
104 Ансамбль из трёх исполнителей Терцет (трио)
105 Квартсекстаккорд на V ступени лада Т 64
106 К какой группе оркестра относится флейта Деревянных духовых
107 Обращение D7 на VII ступени лада D 65
108 Знак произвольного увеличения длительности Фермата109 Секстаккорд на VI ступени лада S6
110 Высокий женский голос Сопрано111 К какой группе оркестра относится виолончель Струнно-смычковых
112 Равномерное чередование сильных и слабых долей Метр
113 Гамма из полутонов Хроматическая
114 Момент расчленения в музыке, короткая пауза между фразами Цезура
115 Секстаккорд на II ступени лада D6
116 Инструментальное или вокальное сопровождение Аккомпанемент
117 Знак понижения на тон Дубль-бемоль
118 Вид минора с повышенными VI и VII ступенями Мелодический
119 К какой группе оркестра относятся литавры Ударные инструменты
120 Знак повторения с другим окончанием Вольта
121 Знаки при ключе Ключевые
123 Подражание, проведение темы последовательно в разных голосах Имитация
124 Что обозначают цифры около ключа? Размер
125 Многоголосие с самостоятельными голосами Полифония
126 Полифоническая музыка, в которой все голоса исполняют одну мелодию, но вступают по очереди Канон
127 Переход из одной тональности в другую Модуляция
128 Высокий мужской голос Тенор
129 Руководитель оркестра или хора Дирижёр
130 Септаккорды на VII ступени лада Вводные
131 Пьеса, в которой главная тема чередуется с другими темами Рондо