Урок по ОРКСЭ модуль ОПК «Монастырь» для 4 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 им. И.И.Вехова ст. Александрийской»
Георгиевского района Ставропольского края







Учитель начальных классов
Шумейко Светлана Васильевна


2011-2012 учебный год




Урок в 5 В классе.
Тема урока: Монастырь
Цели урока: помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить роль монахов в истории России; дать представление о монашеском образе жизни.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.
Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека;
Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания.
Ключевые понятия урока: монах, монастырь, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение, призвание.
Оборудование: медиапроектор, экран, программное обеспечение.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация
Вопросы для повторения:
Что, согласно Евангелию, будет положено «на весы» в последний день мировой истории?
Может ли бессмертие человека не обрадовать его? Почему?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
- Знаете ли вы, что означает слово призвание?
- Какие призвания вы знаете?
2. Работа с текстом. Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на то, что христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом.
Размышляем вместе.
1. Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?
2. Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников? (Арагорн? Том Сойер? Дети из «Хроник Нарнии»?)
3. Опережающее задание.
Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?
Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу,  иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами.
Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы.
Физминутка
4. Виртуальная экскурсия по монастырям.
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Киево-Печерская лавра – древнейший православный монастырь Руси Его основателем был монах Антоний, принявший монашество на Афонской горе. Он прибыл в Киев для распространения монашества на Руси и поселился в пещере над Днепром, где раньше находил для себя уединение старец Илларион – [будущий] митрополит Киевский. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония – Феодосий.
Кавказские Минеральные Воды. Михаило-Архангельский Собор. Был построен в конце XIX-го века. Постройка храма началась 10-го мая 1884-го года. Камень из карьера доставляли на станцию Пятигорск, где он разгружался жителями слободки. Храм возводился в порядке народной стройки во внерабочее время и в праздничные дни. Строительные материалы: лес, цемент, железо, стекло приобретали на деньги, собранные жителями поселка. Главным инициатором строительства и сбора денежных средств был протоиерей о. Иоанн Беляков, впоследствии настоятель храма, прослуживший в нем до конца своих дней. В 1898 году постройка храма была завершена. 20 апреля (3 мая н.ст.) Преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Владикавказский, освятил храм в честь св. Архангела Михаила.
Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости. По указанному адресу располагался Спасский собор. В комплекс собора входят: церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" с приделом в честь св. благоверного князя Александра Невского. Краткая историческая справка: Идея строительства Спасского собора в г. Пятигорске принадлежит Его Императорскому Величеству Николаю I. Собор был построен по проекту академика К. Тона, (исполнительный архитектор А. Андреев), и является уменьшенной копией Московского Храма Христа Спасителя. Освящен 20 мая 1869 года. В 1927 году храм был закрыт, а в 1936 году был взорван. 1 августа 1992 года, инициативная группа во главе со Стручковым В.А. – от казачества и помощника главы города Пятигорска Бурлак В.В. Собору придан статус памятника истории и культуры В настоящее время возрождена Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", в которой совершаются богослужения. Церковь, создавалась в 1824 году по инициативе Архимандрита Товии, наместника Александро-Невской Лавры, по проекту братьев Бернардаци. Церковь была разрушена в 40-х годах XX-го столетия.
5. Выборочное чтение текста (стр.80-83)
Послетекстовая работа. Выразительно прочитайте стихотворение А.Н. Майкова. Растолкуйте непонятные слова (грады, тщета сует, Истина, Свет). Определите тему стихотворения. Можно сказать, что это стихотворение об особом, высоком призвании человека? Перечитайте, чтобы выявить его высокий пафос. Кто в стихотворении обозначен через местоимение «их» (грады), «им» светильники возжечь? Что и для кого могут сохранять монахи? (Свет Истины, то есть чистоту веры для людей, которые часто отступают от веры и даже предают ее).
ПУСТЫННИК
И ангел мне сказал: иди, оставь их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и Света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.
А.Н. Майков, 1883
6. Поговорим по душам
Давайте поговорим о самом сложном в монашеском делании: о послушании. Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети? В чем послушание не для монаха, для обычного человека (послушание в семье, в школе, в обществе) полезно, а в каком случае оно может тормозить развитие человека?
Первоначально иноки жили в пещерах и молились в подземных храмах, позже были выстроены наземные сооружения. Князь Святослав Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, на котором возведена так называемая Верхняя лавра. В основу монашеской жизни был положен строгий устав древней Студийской обители. На протяжении веков Киево-Печерская лавра привлекала многочисленных монахов-подвижников и неисчислимое количество паломников. Здесь выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. Лавра сыграла выдающуюся роль в истории культуры Руси
С ней связаны имена летописца Нестора, [иконописца] Алипия, просветителя Петра Могилы <> и многих других. В начале XVII в. лаврский архимандрит Елисей Плетенецкий основал здесь первую в Киеве типографию. Не раз лаврские здания разрушались. Так было в 1718 г., когда монастырь охватил страшный пожар, и при нацистской оккупации 1941-43 гг. Однако всякий раз Лавра вновь вставала из руин. При советской власти комплекс монастыря использовался как «музейный городок» С 1990 г. Киево-Печерская лавра входит в Реестр всемирного наследия ЮНЕСКО.
Физминутка
7. Практическая часть.
Задание 1-4 (диск «Основы православной культуры»)


Задание 5 (в рабочей тетради). Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, замени числовые значения буквами и расшифруй старинную русскую поговорку.

9
17
15
4

5
3
8
19
2
1



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________

Объясни, как ты ее понимаешь.



.




5


2

19


3

8


11

3


15

5


12




18




;

1




2
3
6
10
5
1

4
15
17
9


Слова – подсказки:

7
8
9
12
13
14
2
3
5
15












Название одного из монашеских обетов.



1
15
16

17
15
10
18










Так монахи иногда называют свои четки



7
8
9
4
10
5
11









Так называется чин посвящения в монахи.



1
2
3
4
5
6








Часть монашеского облачения, закрывающая все тело и символизирующая жизнь под Божией защитой.


19
12
8
20
13
19








Головной убор монаха.



Подведение итогов.


Домашнее задание

Вопросы.
1. Объясни значения слов инок и монах. Каковы этапы возрастания от послушника до монаха. Что здесь вам кажется самым трудным?
2. Что символизируют элементы монашеского облачения?
2. Как монахи оказались в городах?
3. Почему монахи так ценят послушание?

"Основы
православной культуры"
Урок в 5 классе
по теме:
"Монастырь"Times New RomanРисунок 1