Конспект интегрированного урока ОРКСЭ и занятия по психологии Монастырь и монахи, Призвание человека


Первый открытый епархиальный (региональный) фестиваль-конкурс
"С верой и любовью к истокам"
Номинация « Учебный предмет «Основы православной культуры»
Разработка интегрированного урокаПоляничко Элеонора Ивановна
МБОУ «Выделянская СОШ»
Х.Выдел Родионово-Несветайский район
Интегрированный урок, проведённый в 4 классе.
Основы православной культуры « Монастырь и монахи» (урок 25; А.В. Кураев ;Москва «Просвещение»2012)
Занятие по психологии « Призвание человека» (разработанное на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»; Москва « Генезис» 2014)
Тип урока – приобретение новых знаний.
Продолжительность занятия – 2 академических часа с перерывом, с запланированной 1 интерактивной и несколькими скрытыми физминутками.
Педагогические цели: способствовать расширению знаний учащихся о призвании человека, одним из которых является монашество, создание условий для ознакомления с жизнью и подвигами Сергия Радонежского – как ярчайшего примера проявления призвания человека, оказание помощи в анализировании своих способностей, акцентуации внимания на ценности и уникальности каждой личности.
Планируемые результаты
Предметные: знают кто такие монахи, жизненный подвиг Сергия Радонежского, владеют понятием «призвание» , определяют личностные качества и склонности, ведущие к успеху.
Личностные: овладевают чувством личной ответственности за своё будущее, осознают себя гражданами России, народ и история которой, вызывают гордость. Регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: общеучебные- осуществляют смысловое чтение, осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме;
информационные- анализируют информацию, различают основную и второстепенную;
логические- устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные- умеют работать в группе, распределять обязанности, договариваться, приходить к общему решению.
1.Орг. момент.
-Сегодня у нас не совсем обычное занятие –оно объединяет в себе занятие по психологии и урок ОРКиСЭ2.Формирование новых знаний, работа с презентацией.
Слайд.2

-кто изображен и что объединяет всех изображенных здесь людей(большинство изображений здесь- профессии ,но и не только, любимое, нужное дело, занятие).
-Есть такое выражение «Врач от Бога», «Учитель от Бога». Как вы понимаете его значение?(выполняет очень хорошо свою работу)
-Подберите синоним к этому выражению.
-В русском языке есть слово, которое очень точно подойдёт для 2 слайда.
Слайд.3

Призвание – это (читают определение)
-Это будет темой нашего занятия по психологии
-Обратимся к 2 слайду и поговорим о призвании изображённых здесь людей.
(учить детей, защищать Родину, растить детей, лечить и ухаживать за больными, и т.д.)
-О призвании какого человека мы пока не можем ничего сказать? (монаха)
-монастырь и монахи- это тема нашего урока ОРКиСЭ2. Давайте поставим задачи ,которые мы должны будем решать в ходе урока? Что вам интересно узнать ,обсудить, над чем хотелось бы задуматься, исходя из тем занятия?
Примерный перечень задач, по ходу озвучивания учитель записывает на доске
Узнать:
-Кто такие монахи. Их жизнь. Почему и как ими становятся.
-Мое призвание. Нужно ли об этом думать в детском возрасте или это вопрос будущего? Что нужно для того ,чтобы профессия была не просто работой, а призванием.
А объединит ,казалось бы такие непохожие темы, известная личность в русской истории, на примере которой мы постараемся ответить на все возникшие сегодня вопросы
Слайд.4

Сергий Радонежский (пока нет текста и учитель не называет имя Святого)
- Известен ли вам этот человек? Если учащиеся затрудняются ответить, учитель задаёт вопрос:
-Посмотрите на изображение ,ваши предположения; кем он мог быть, каков он(старец, святой, с добрыми, проникновенными глазами)
Слайд.5

-Есть ли среди изображенных на картине Гурьянова известные вам личности, опишите картину (тот же старец и др. монахи, войско и один воин преклонил колено перед Святым).
- Кто этот воин, перед кем он стоит на коленях и почему(читают текст и работают с ним, делая пометы по ходу чтения «–»,«+»,«?», «!» с.90(1 абзац)
Фронтальная работа по осмысливанию прочитанного«+»-Что вам было уже известно
«–»,-О чем вы не знали
«!»-Какие ваши суждения были ошибочными
«?»-Что осталось непонятым?
-А почему Дмитрий Донской обращается за благословением именно к Сергию Радонежскому?
-Вот вы в трудную минуту обращаетесь за советом к кому, просите поддержки у кого?(родителей, учителей, бабушки и др.)
- Почему именно к ним?(добрый, мудрый, заботливый, честный и тд.)
-Каким же был Сергий Радонежский ,чем прославился, почему именно к нему обратился за помощью Московский князь .
-о детских годах читает и готовит рассказ 1 ряд
Карточка с заданием первой команде (в команде 4 человека ):
необычный ребенок
воспитание в семье
учеба; чудесное преображение
-о зрелых годах- 2 ряд
Карточка с заданием второй команде (в команде 4 человека ):
Жертва ради родителей
Одинокое проживание в лесу
Жизнь в монастыре
Исцеление
(Ребята получают конверты с необходимой информацией (см.Приложение к уроку ОРКиСЭ), перечнями страниц учебника, самостоятельно распределяют материал для изучения, выбирают 1 человека, который будет выступать от группы и рассказывают ему о прочитанном, он внимательно слушает и запоминает информацию о Сергии Радонежском.)-8мин.
Выступления учащихся подкрепляется зрительным рядом Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

-Вот сколько информации о Чудном Старце мы приобрели
-так почему именно к нему обратился за помощью Дмитрий Донской?(уважаемый, мудрый, авторитетный, все поверили в праведность этой войны, что Бог на стороне христиан.)
-Посмотрите на доску.
На какие вопросы из поставленных мы не можем пока ответить?(Как стать монахом?)
Ответ на этот вопрос вы найдёте на стр.81
Фронтальный экспресс- опрос учащихся.
Слайд.12

Главное правило –трудись и молись
Призвание- быть всегда только с Богом
Д/З О жизни других иноков, монахов прочитаете в учебнике, а если хотите, можно воспользоваться другой литературой. И подготовьте ответ на последние 2 вопроса стр 83.
-Давайте на примере детских лет жизни Сергия Радонежского пронаблюдаем, почему именно монашество стало его призванием..( прилежно учился ,много трудился, много молился)
-а если бы человек в детстве усиленно занимался физическим трудом, интересовался оружием, читал о сражениях, как вы думаете, кем бы он смог стать в будущем?(военным, полководцем)
-А в чем вы видите ваше призвание ? После ответов детей учитель обращает внимание
на следующий слайд
Слайд.13

Бодрое, живое и собранное тело. Хорошее настроение.
Если человек вял, глаза сонные, опущенные вниз, мертвые жесты, то всякое призвание для него пока закрыто. Такое тело блокирует любое призвание. Призвание – это душа, но если у человека «неправильное» тело, душа будет телом блокироваться↑.
Физминутка.
Слайды 14 -24

Что нужно для того ,что бы профессия стала твоим призванием?
Работа в тетради «Тропинка к своему Я.» 4 класс ст. 15-16 (задания см. в Приложении по психологии)
Обсуждение .Д/З подумайте сами над вопросами ,может вы тоже обратитесь к уважаемому вами человеку и наметите план скорейшего приближения к цели.
3.Итог
Вывод : Кем бы мы не решили стать ,каково бы не было наше призвание, о чем должен помнить каждый?( на примере Сергия Радонежского)
О необходимости трудиться
Знать и развивать свои способности и наклонности
Идти к своей цели, но при этом уметь ждать и думать в первую очередь о других, а потом о себе.
Рефлексия .Решили ли мы поставленные задачи?
Понравилось ли вам занятие?
Что показалось наиболее интересным?
-А мне показалось самым интересным то, что преподобный Сергий Радонежский жил около 700 лет тому назад, а мы, предки его, помним и в пример ставим его житиё. Почему? (за его моральные качества и поступки)
-Перечислите их.(доброта, отзывчивость, трудолюбие, мудрость и тд.).Вот что человека делает бессмертным.