Рабочая программа и календарно — тематическое планирование для 2 — 3 классов Удивительный мир слов внеурочная деятельность по ФГОС


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.П."ПОСЕЛОК МОЛОДЕЖНЫЙ"
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УММР директор школы
______________О.Е.Иваровская. ___________Е.В.Габова
«_____»_________2015 год «_____»_________2016 год
Рабочая программа
факультативного курса
2 - 3 классы
«Удивительный мир слов», Автор программы
Л.В.Петленко, В.Ю.Романова


составила: учитель начальной школы
О.В.Логунова2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
Осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи, как показателю общей культуры человека;
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с единицами языка, умения практического использования знаний.
Место курса в учебном плане
Изучение курса ведется с 2 по4 класс в объёме 33 часа в год (1 час в неделю)
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем области «Филология» за счет углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
Формирование представлений о языке как универсальной ценности
Изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
Формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
Развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
Включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Содержание программы
2 класс
Мир полон звуков. 6 часов
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли с собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как прием художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века 5часов
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё»
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы
Всему название дано 5 часов
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чем может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и этимологическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
Как делаются слова 7 часов
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень – главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи 10 часов
Слово и его значение.
Уточнение значения слов по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание мира» (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы.
Чем похожи и чем различаются слова - синонимы.
Стилистическая окраска слова.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами.
Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие.
Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов.
Использование устаревших слов в составе фразеологизмов.
Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов.
Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
3 класс
Из истории языка 2 часа
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значение устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И.Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Загадки простого предложения 9 часов
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарем эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение простого предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочетов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Лабиринты грамматики 2 часа
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу 12 часов
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имен существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели два числа? Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой(«килограмм помидоров», «пара носков», стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имен.
Такие разные признаки предметов 8 часов
Значение имен прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращении.
Сравнение качеств, свойств предмета с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочетов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных..Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алешин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ Тема занятия Кол-во часов Дата УУД Практическая и игровая деятельность (форма организации занятия)
Мир полон звуков 6 часов
1 Звуки вокруг нас. 1 - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- анализировать информацию, представленную на рисунке;
- сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
- наблюдать за функцией и ударением в слове;
- контролировать правильность постановки ударения в словах;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. - разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
- игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
- проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
- мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»
2 Фабрика речи. 1 3 Бессмыслица + бессмыслица = смысл. 1 4 Полоса препятствий. 1 5 Рисуем звуками 1 6 Трудности словесного ударения. 1 Азбука, прошедшая сквозь века 5 часов
1 Буквы старые и новые. 1 - сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
- интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
- наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. - чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
- конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
- рисование: «Веселая буква Ё»
2 Так считали наши предки. 1 3 Страницы древних книг. 1 4 Живая и веселая буква алфавита. 1 5 Загадки русской графики. 1 Всему название дано 5 часов
1 Рождение языка. 1 - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. - игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
- мини-сочинение «Я сын, ученик, спортсмен…»;
- проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Мое любимое блюдо и его название»;
- конкурс «Придумываем название для новых конфет»
2 Сколько слов в языке. 1 3 Имена, имена, имена… 1 4 Увлекательные истории о самых простых вещах. 1 5 Словари – сокровищница языка. 1 Как делаются слова 7 часов
1 «Дальние родственники» 1 - моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
- самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
- наблюдать образование слов в русском языке;
- анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
- анализировать строение и значение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;- наблюдать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
- взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
- игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Веселые превращения», «Найди родственное слово»;
- лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
- конструирование слов по словообразовательным моделям;
- проект «Как конфеты получают своё название»
2 Слова «готовые» и «сделанные» 1 3 Есть ли «родители» у слов? 1 4 Внимание, корень! 1 5 Такие разные суффиксы. 1 6 Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? 1 7 Что нам стоит слово построить? Секреты правильной речи 10 часов
1 Словарное богатство русского языка. 1 - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов слов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористическом тексте;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. - игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
- решение кроссвордов;
- составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
- составление шуточных рассказов и стихов.
2 Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик» 1 3 Выбтраем точное слово. 1 4 Одно или много? 1 5 Когда у слов много общего? 1 6 Когда значения спорят? 1 7 Слова одинаковые, но разные. 1 8 «Местные жители» и «иностранцы» 1 9 Как рождаются фразеологизмы? 1 10 Выбор фразеологизма в речи. 1 Календарно тематическое планирование 3 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата УУД Практическая и игровая деятельность (форма организации занятия)
Из истории языка 2 часа
1 Старые и новые слова в языке
1 - наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
- уточнять значение слов по толковому словарю;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решентю при совместном обсуждении проблемы;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. - экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
- проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье)
- игра «В музее слов»;
- проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
2 Сокровища бабушкиного сундука
1 Загадки простого предложения 9часов
1 «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. 1 - наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
- исследование взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
- осуществлять учебное сотрудничество;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста – описания;
- создавать небольшие письменные тексты по предложеной теме. - лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложеный вопрос»?
- творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
- игры «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Мамин портрет»;
- проект «Безопасный ма ршрут»;
- творческая работа «Приглашение на праздник»;
- конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
- игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
2 Важные мелочи 1 3 Требуется определение 1 4 Важные обстоятельства. 1 5 Необходимо дополнить. 1 6 Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». 1 7 Стройтесь в ряд! 1 8 Запятые, по местам! 1 9 Итоговое занятие. 1 Лабиринты грамматики 2 часа
1 Слово в грамматике. 1 2 Как «работают» слова или для чего нужна грамматика. 1 О существительных по существу 12 часов
1 Лебедь белая плывет. 1 - формултровать собственное мнение, аргументировать его
договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- наблюдать использованиесуществительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- самостоятельноили при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
- игры: «Наоборот», «Кто больше»;
- проекты: «Что рассказали падежи о се бе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
2 Может ли род быть общим? 1 3 Как на уроках русского языка может пригодиться счет? 1 4 Как быть если нет окончания? 1 5 Один, два, много. 1 6 Почему именительный падеж назвали именительным? 1 7 Как «работает» родительный падеж? 1 8 «Щедрый» падеж. 1 9 Винительный па деж – великий маскеровщик. 1 10 Падеж – работяга. 1 11 Любимая «работа» предложного падежа. 1 12 Кому пренадлежат имена собственные 1 Такие разные признаки предметов 8 часов
1 Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. 1 - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
- выдвигать гипотезы, находитьаргументы для их доказательства;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
- контролировать действия партнера и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. - проект «Значение цветовых прилагательных»;
- игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
- викторина «Самый – самый»;
- игра-соревнование «Подбери словечко».
2 «Красны девицы» и «добры молодцы». 1 3 Все познается в сравнении. 1 4 Всегда ли «умный – умнейший»: сравниваем и оцениваем. 1 5 Что из чего и для чего? 1 6 Что кому принадлежит? 1 7 Еще одна обязанность притяжательных прилагательных. 1 8 «Крокодиловы слезы» 1