Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» 4 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»




«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Гладыщева Г.М./
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «Отрадненская ООШ»
___________/Шевцова Е.А./
«__»______________20___г.

«Утверждаю»
Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.











Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Художественное творчество: станем волшебниками»
1-4 классы

Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 9-11 лет





Разработана учителем начальных классов
Можаитиной Ольгой Алексеевной









2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. На основе авторской программы «Художественное творчество: станем волшебниками» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Проснякова Т.Н, Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011
Цели программы: гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества.
Основные задачи программы:
_ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
_ формировать прикладные умения и навыки;
_ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительноеотношение к труду.
Общая характеристика факультатива
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Место факультатива «Художественное творчество: станем волшебниками» в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год: 4 класс – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Художественное творчество: станем волшебниками»
Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

· патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

· трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

· творческого отношения к учению, труду, жизни;

· формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

· бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

· ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.

Планируемые результаты освоения программы.
1 уровень - приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
2 уровень - использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
3 уровень - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно–познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательн
·ую;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

· расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

· достичь оптимального для каждого уровня развития;

· сформировать систему универсальных учебных действий;

· сформировать навыки работы с информацией.


Содержание факультатива

4 КЛАСС- 34 часа.

Работа с бумагой и картоном-12ч.
Аппликация с раздвижкой. Оригами из окрашенной бумаги. Коллаж из различных материалов.
Объемное моделирование из бумаги. Веерное гофрирование. Трубочки из газетной бумаги.
Прорезание канцелярским ножом. Конструирование игрушки с подвижными деталями.
Текстильные материалы- 6ч.
Аппликация из ткани. Вязание крючком. Шитье мягкой игрушки.
Модульное оригами – 8ч.
Конструирование птиц сложной формы.
Конструирование цветов. Конструирование животных.
Работа с пластическими материалами- 8ч.
Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы. Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками.
Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Резьба по пластилину. Надрезание пластилина проволокой.





















Календарно - тематическое планирование факультатива «Художественное творчество: станем волшебниками»
4 год обучения
№ п/п
дата
Тема учебного занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия
Воспитательная работа


Работа с бумагой и картоном (12 ч)
Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.

Прививать интерес и любовь к творческой деятельности




1

Аппликация с раздвижкой
определять виды бумаги
Бабочки


2

Оригами из окрашенной бумаги

Собачки


3

Коллаж из различных материалов
Исследовать (наблюдать, сравнивать,сопоставлять) предметы (форма, размер характер, детали).
Кошки


4

Коллаж из различных материалов

Кошки


5

Объемное моделирование из бумаги
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине

Собачки


6

Объемное моделирование из бумаги

Собачки


7

Веерное гофрирование
Значение деревьев в жизни человека
(стихи, картины, песни)
Деревья 


8

Трубочки из газетной бумаги

Деревья


9

Трубочки из газетной бумаги

Деревья


10

Прорезание канцелярским ножом
Значение канцелярского ножа для художественного творчества
Кошки 


11

Конструирование игрушки с подвижными деталями
Разнообразие приемов работы с бумагой
Забавные фигурки


12

Конструирование игрушки с подвижными деталями





Текстильные материалы (6 ч)


13

Аппликация из ткани.
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства ткани (состав, цвет, прочность); определять виды тканей
Бабочки
Воспитывать любовь к природе родного края, своей Родины, аккуратность и трудолюбие

14

Аппликация из ткани.

Бабочки


15

Вязание крючком
Роль цветов в создании настроения человека
Цветы


16

Вязание крючком

Цветы


17

Шитье мягкой игрушки
Разнообразие приемов работы с тканью
Мышка


18

Шитье мягкой игрушки

Мышка



Модульное оригами (8 ч)


19

Конструирование птиц сложной формы
Беседа « Техника работы с бумагой «оригами»
Забавные фигурки
Воспитывать бережное отношение к животным.

20

Конструирование птиц сложной формы




21

Конструирование цветов
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
Забавные фигурки


22

Конструирование цветов




23

Конструирование цветов




24

Конструирование животных
Беседа « Техника работы с бумагой «оригами»
Домашние животные


25

Конструирование животных

Дикие животные



Работа с пластическими материалами (8 ч)


26

Разрезание многослойной пластилиновой заготовки
сложной формы
Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином
Деревья
Прививать интерес и любовь к творческой деятельности

27

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими
техниками

Лепка животных


28

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими
техниками
Роль цветов в создании настроения человека
Лепка цветочной композиции


29

Лепка из пластилина на проволочном каркасе

Цветы


30

Резьба по пластилину
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином
Забавные фигурки


31

Резьба по пластилину




32

Резьба по пластилину




33

Надрезание пластилина проволокой
Роль цветочных композиций в создании настроения человека
Цветочная композиция


34

Выставка работ

Выставка работ





Литература
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2011
Проснякова Т.Н. «Собачки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Деревья». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Кошки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература»,  издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами.»  М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Дополнительная литература
Газарян С.,  Прекрасное  - своими руками -  М.:   «Детская литература», 1987.
Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение – СПб, 2000.
Горячева B.C. Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: «Академия развития»,  1998.
Муковникова  О.Г. Мир  вокруг  нас. Волгоград. «Учитель- Аст»., 2002









13PAGE 15


13PAGE 14215