Урок для 5 класса по изобразительному искусству «Древние образы в народном искусстве».


Разработка урока по декоративно-прикладному искусству 5 класса по программе Б. М. Неменского ". Древние образы в народном искусстве" Форма работы: работа в парах.
Цветкова Надежда Геннадьевна МБОУ" Гимназия №2 г. Торжок" Тверская обл. учитель изобразительного искусства. тема: Древние образы в народном искусстве 5 класс.
Цель урока: расширить знания обучающихся в народном декоративно-прикладном искусстве на примере русского полотенца. Воспитывать любовь к родному краю, эстетический вкус Сверх задача: определение темы урока, Планируемый результат знать- элементы декоративного украшения русского полотенца, правила работы с ножницами. Уметь- применять графические умения в передаче декоративного образа, композиции, ритма. Уметь выполнять кистью элементы рисунка. Иметь представление о декоративном рисунке. Личностные УУД: Умение рационально строить творческую деятельность, умение организовать место занятий. Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности. Регулятивные УДД: Уметь грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения художественно творческих задач. Познавательные УДД: Иметь творческое видение с позиции художника; т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные УДД: Уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. Оборудование для учителя: Зрительный ряд: русские полотенца, фондовые работы по этой теме, таблицы: элементы вышивки, слайды с показами русского полотенца, кисть, краски, бумага. Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина , Яхнина. Музыкальный ряд: мелодии русских народных песен (в качестве фона) Оборудование для учащихся: Бумага, ножницы, клей, кисти, краски. Содержание урока. Организационный момент (2 минуты) Выполнение упражнения (5 минут) Выполнение основного задания (20 минут) Анализ работ (5 минуты) Определение темы урока (3 минуты) Ход урока Целью нашего урока является выполнение эскиза края русского полотенца в паре определение темы урока, Сегодня мы будем говорить об удивительных изделиях, которые создают умелые руки мастериц. Как вы думаете, что здесь представлено. Как называется этот удивительный предмет? Для чего этот предмет предназначен? (Полотенце. Вытирать руки, лицо . Украшать избу.) Послушайте вот такие слова и определите еще одно название полотенца. Прилетела птица райская, Садилась на этот сырой дуб, Пела песни царские. Кто в эту пору- времечко Умоется росою с этой шелковой травы: Тот здрав будет. (Полотенце было оберегом). Существует красивая легенда о том, что пролетая над землей жар-птицы роняли перья. И там, где упали появлялись мастерицы: искусные кружевницы, вышивальщицы. Многое с тех пор изменилось, но остались вышедшие когда то из под их рук полотенца расшитые узорами и украшенные кружевами. К сожалению такие полотенца мы можем увидеть в музеях или в старинных бабушкиных сундуках. Откуда же брали мастерицы мотивы для своих удивительных узоров? Ответ на этот вопрос мы с вами сможем услышать в русских песнях, частушках, припевках. На полотно легли узоры всей земли: Небеса, поля и горы зацвели. Подскажет ответ и стихотворение Яхнина " Окружают меня кружева". Послушайте внимательно и ответьте на вопрос "Где мастерицы находят мотивы для своего творчества?" Окружают меня кружева –одуванчик, дрожащий едва,Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева – в стрекозиных крылахИ в летящих сквозят облаках,В паутине воздушной лесной,В невесомой тени вырезной.Кружит лист кружевной надо мнойЗаплелась кружевами трава –Кружева, кружева, кружева…  Ответы (в лесу, в поле, на лугу). Наши предки издавна занимались земледелием, вот почему все их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял солнце, небо, землю, воспринимая их, как живые существа, верили в добрые начала всесильной природы. Узнав смысл символов мы с вами научимся читать образы народного искусства. Красный цвет - цвет солнца Черный цвет- цвет земли Птицы, кони- силуэт солнца Образы птиц- приход вены, обновление жизни Волнистая линия-вода Ромб- зерно Наклонные линии- дождь Сейчас приготовьте краски, кисти, альбомы. Выполнение упражнений. Тот кто будет выполнять узоры прорисовывают образы солнца, пашни, реки, дождя, зерна, птиц, коня и т. д.Тот кто выполняет эскиз кружев, складывает альбомный лист по длинной стороне гармошкой, пробуют вырезать различные геометрические узоры. Край кружев оформляет языками. Задание: выполнить эскиз края русского полотенца. Работа выполняется в паре. Один будет рисовать узоры. Другой вырезать кружева. Работы склеиваются вместе Анализ работ. Критерии. 1-целостность образа(цветовое решение) 2-композиция 3-вариативность 4-ритм элементов композиции. 5-аккураитность Определение темы урока.(выбрать из предложенных или предложить свое название). Изысканные узоры русского полотенца. Декоративно-прикладное искусство. Искусство твоего народа. Закончить урок можно высказыванием: "Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". /Д.С. Лихачев/