Урок изобразительного искусства в 5 классе СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ Урок №2. Тема: Единство формы и декора в игрушках.

Автор: Ивлиева Нина Николаевна, учитель изобразительного искусства,
МБОУ « Липовская основная школа №34»,
с. Липово, Щекинский район, Тульской области.

Урок изобразительного искусства в 5 классе
СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Урок №2. Тема: Единство формы и декора в игрушках.

Цель: познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Задачи:
Образовательные
познакомить учащихся с творчеством росписи народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
Развивающие
развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
Воспитательные
воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
воспитывать внимание, усидчивость; уважение к работе товарищей.
Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, технология.
Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.
ХОД УРОКА
Организационная часть.
Введение учащихся в ситуацию народного творчества
Актуализация опорных знаний (1 слайд)
С какими видами народной игрушки мы познакомились на прошлом уроке? (Ответ детей)
Чем отличаются игрушки по своей форме? (Ответ детей)
Давайте вспомним пословицы о труде. (2 слайд)
«Терпение и труд» 1 группа, объясните смысл пословицы. (Ответ детей) «Дело мастера» 2 группа, объясните смысл пословицы. (Ответ детей) «Без труда ». 3 группа, объясните смысл пословицы. (Ответ детей)
Формирование новых знаний
Сегодня мы познакомимся с росписью этих игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма.
( 3 слайд) Филимоновскую игрушку расписывают прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
( 4 слайд) Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.
В Филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В Филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

( 5 слайд) Роспись Каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.
Из каких элементов состоит роспись каргопольской игрушки?
Преобладают круги, кресты, линии, точки.
Что символизируют эти знаки?
Круги, кресты, кольца символы солнца, линия земля, точка зерно.
( 6 слайд) Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.
( 7 слайд) Дымковскую игрушку , покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту.
- Чем отличается она от других игрушек? ( ответы детей)
Верно, это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере.
- Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек? (Яркие, праздничные)
Они любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
( 8 слайд) Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Практическая работа
Перед работой красками предлагаю потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз. Для этого задания могут пригодиться несколько печаток-тычков разного размера. Чтобы изготовить тычок, нужно свернуть полоску бумаги в тугую трубочку. Чем длиннее полоска бумаги, тем тычок толще. Для каждой краски используют свой тычок.
А сейчас настала пора мастерам-игрушечникам приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Можно ли ваши игрушки отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства? (Ответ детей)
Как вы считаете, декоративно-прикладное искусство по происхождению древнее или молодое? (Ответ детей)
Подведение итогов
Выставка и анализ работ ( Отзывы детей о получившихся игрушках)
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей.
Литература:
Блинов Г.М. М.: Чудо-кони, чудо-птицы. “Детская литература” ,1977.
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.
Горичева В. С., Нагибина М. И.. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
Рогов А. А. Кладовая радости. М. Просвещение. 1982
Рафаенко Н. А.. Ярославль. “Академия развития”.“Народные промыслы”. М. 1988
Рабочая тетрадь Дымковская игрушка”. М. Мозаика- Синтез. 2004
Рабочая тетрадь “Филимоновские свистульки”. М. Мозаика-Синтез. 2003.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115