Модульный урок по ИЗО в 7 классе Великие темы жизни

Ответь на вопросы проверочного листа к зачету по творческой работе,ИЗО, 7класс.
Тема: «Великие темы жизни ».
Выполнил(ла)________________________________, студент(ка)____класса
Критерий А – знание, понимание, 8баллов
№ п/п
Ты должен знать:
1
2
3

1
Определение исторического жанра.




2
Какие сюжеты нашли отражение в исторической картине?




3
Великий живописец – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.




4
Картины В.И.Сурикова




5
Что надо знать художнику, который работает над исторической картиной?




6
Как показано движение на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»?




7
Имя художника, автора картины «Последний день Помпеи»?






8
Какие ценности показаны в картине «Последний день Помпеи»?




9
Какое средство выразительности положено в основу картины «Последний день Помпеи»?




10
Зачем карл Брюллов вводит в картину автопортрет?




11
Какие человеческие качества (плохие и хорошие) показал К.Брюллов на картине?




Ты должен уметь: выполнить рисунок на тему:
«Богатыри земли Русской» (критерий В, развитие6 навыков -8баллов)
Критерий Д-8баллов будет оценено твой творческий замысел и его воплощение в рисунке.
Подготовить письменный отчет о своей работе над исследованием и над рисунком:
по предложенному плану: критерий Д-8баллов.
-расскажи, что ты узнал, изучая эту тему.
-как ты ответишь на вопрос: «Как может искусство служить обществу и личности?»
-какому историческому событию ты посвятил свою работу
-какие средства выразительности вы использовали, чтобы раскрыть сюжет картины?
-как ты назвал свою картину?
-поделись своими впечатлениями от работы:
-что в работе получилось лучше всего? - что не получилось? - как исправить?
Подпись учителя ____________Н.Ф.Пономарева.

Уважаемый ученик, сегодня мы вспомним о «Великих темах жизни» и их отображении в искусстве.
Тебе предстоит вспомнить и систематизировать все знания, которые ты получил во время работы над исторической темой: подготовиться к письменному отчету и зачету, самостоятельно оценив свои умения и навыки. Желаю успеха!
Выполнила_________________________________________________________________
УЭ 0- цели урока.
УЭ 1- проверка знания понятий.
УЭ 2- закрепление знаний об историческом жанре в искусстве, закрепление знаний о творчестве В.И.Суркова.
УЭ 3- проверка умения применять знания – мини-тест о творчестве К.Брюллова.
УЭ 4- практическая работа – викторина «Великие темы жизни».
УЭ 5- Подведение итогов урока.
УЭ 6- Домашнее задание. Анализ исследования вопроса: «Как может искусство рассказать о героизме и подвигах?»
№ УЭ
Учебный материал с указанием задания.
Руководство по изучению материала.

УЭ-0
Цели урока.
знать особенности исторического жанра.
уметь самостоятельно применять полученные знания.
вы можете пользоваться записями в вашей тетради и приложениями в конце урока.
1мин

УЭ-1
Цель: проверить знание понятий
Установите соответствие:
1.Пропорции Леонардо да Винчи
2..Квадрат древних правила изображения чего-либо.
3..Канон свод правил и законов для художника
Древнего Египта
4.Образ правила передачи пространства на
плоскости, (бумаге, холсте)
5.Перспектива на нем говорит с нами художник
6. Бытовой жанр - художники-просветители 18-века.
7.Передвижники - изображение повседневной жизни людей.
8. Исторический жанр - изображение значительных событий или
героев прошлого.
Самоконтроль:
Поставьте себе оценку, пользуясь следующими критериями:
Выполнены правильно все задания – 5 баллов.
Не выполнены 2 задания – 4 балла.
Не выполнены 4 задания – 3 балла.
Не выполнены 5 заданий – 2балла.
Не выполнены все задания – 0 баллов
Работай самостоятельно
5 минут.
В случае затруднения, обратись к записям в развивающей тетради или понятийному словарю






Самоконтроль
2мин




УЭ-2
Цель: закрепление знаний об историческом жанре в искусстве.
1. Исторический жанр – это ____________________
____________________________________________
2.Какие сюжеты нашли отражение в исторической картине?_____________________________________
__________________________________________
3.Что надо знать художнику, который работает над исторической картиной?_______________________ ____________________________________________
4.Великий живописец – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи:___________________________________
5. Картины В.И.Сурикова______________________
____________________________________________

6. Как показано движение на картине
В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»?_____________ ____________________________________________
7. Как называется картина, на которой Суриков изобразил
семью гордого духом человека - «пленного орла»:
__________________________________________________
Самоконтроль:
Поставьте себе оценку, пользуясь следующими критериями:
Выполнены правильно все задания – 5 баллов.
Не выполнены 2 задания – 4 балла.
Не выполнены 4 задания – 3 балла.
Не выполнены 5 заданий – 2балла.
Не выполнены все задания – 0 баллов
В случае затруднения, обратись к
приложению 1.
Работай самостоятельно
3минуты


















Работайте
2 мин

УЭ-3
Цель: уметь применять знания, выполняя мини-тест.
(подчеркните правильный ответ):
1. Имя художника, автора картины «Последний день Помпеи»:
а) Карл Брюллов,
б) Виктор Васнецов,
с) Василий Суриков,
2.Историческое событие, отображенное на картине:
а) нападение врагов на город,
б) извержение вулкана,
с) землетрясение.
3.Какие ценности показаны в картине «Последний день Помпеи»?
а) смятение и страх, вера в бога, самоотверженная любовь к ближним, горе потери, спокойствие и созерцание,корысть.
б)паника, смятение и страх, вера в бога, самоотверженная любовь к ближним, горе потери, спокойствие и созерцание,корысть.
с)грабежи и разорение, смятение и страх, вера в бога, самоотверженная любовь к ближним, горе потери, спокойствие и созерцание,корысть
4.Зачем карл Брюллов вводит в картину автопортрет?
а) он жил тоже в то время и решил изобразить это событие.
б) это помогает художнику вжиться в роль очевидца.
с) событие он делает фактом своей биографии, чтобы похвалиться перед зрителем.
5.Какое средство выразительности положено в основу картины «Последний день Помпеи»?
а) перспектива,
б) свет – один
· из героев картины,
с) контраст внутренней неподвижности и стремительноти механического движения (падающие статуи).
6.Что понадобилось К. Брюллову, чтобы так точно описать события в своей картине?
а) посетить раскопки Помпеи в 1827году и здесь воображение помогло ему увидеть город не мертвым, а живым.
б) прочитать стихи Пушкина об этом событии.
с) вообразить самостоятельно эти события.
Самоконтроль:
Поставьте себе оценку, пользуясь следующими критериями:
Выполнены правильно все задания – 5 баллов.
Не выполнены 2 задания – 4 балла.
Не выполнены 4 задания – 3 балла.
Не выполнены 5 заданий – 2балла.
Не выполнены все задания – 0 баллов
В случае затруднения, обратись
к приложению 2.









Работай самостоятельно
5 минут.






















Самоконтроль
2мин


УЭ-4
Цель: закрепить знания, отвечая на вопросы викторины: «Великие темы жизни» Задание 1.
Подпиши название картины и ее автора:







________________________ ___________________

________________________ ____________________

Задание 2.
Найди ошибку, зачеркни.
Исторический жанр – это изображение значительных событий или героев прошлого, подробностей быта.
Задание 3.
Найди ошибку, зачеркни.
Движение на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» показано в бегущем около саней мальчике, следах от полозьев саней, поднятой вверх руке боярыни.
Задание 4.
О какой картине стихи А.С.Пушкина:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом,- пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
___________________________________________
Задание 5.
Впишите слова в предложенный текст:
Среди картин Сурикова, дающих столько пищи для
размышлений, я больше всего люблю картину «_____________________ в Березове». Красноречивость молчания доведена здесь до высшего совершенства; я не знаю в мировой живописи картины, пожалуй, кроме «Блудного сына» Рембрандта, где сведенная к одному мигу драма превратностей целой жизни была бы выражена так сдержанно, так скупо и вместе с тем так волнующе глубоко.
Задание 6.
6.В каком образе Карл Брюллов изобразил себя на картине «Последний день Помпеи»?
___________________________________________
Самоконтроль:
Поставьте себе оценку, пользуясь следующими критериями:
Выполнены правильно все задания – 5 баллов.
Не выполнены 2 задания – 4 балла.
Не выполнены 4 задания – 3 балла.
Не выполнены 5 заданий – 2балла.
Не выполнены все задания – 0 баллов
Работай самостоятельно
4 минуты













































Самоконтроль
2минуты


УЭ-5
Подведение итогов работы на уроке.
В таблице оценок в графе «оценка» поставьте средний балл, сложив все баллы, полученные за отдельные элементы и разделив их на число элементов (их всего 4).
Прочитайте информацию УЭ – 0. Ответьте на вопрос после таблицы оценок.
Работай самостоятельно
2минуты

УЭ-7
Домашнее задание:
Подготовить cообщение «Как может искусство рассказать о героизме и подвигах?», анализируя изученные произведения искусства.
1 минута

Таблица оценок:
№ УЭ
УЭ 1
УЭ 2
УЭ 3
УЭ 4
Оценка за урок

Оценка







Достигли ли вы цели урока? ДА - НЕТ (подчеркнуть)
Приложение 1.
Исторический жанр - один из самых трудных в живописи, он отображает значительные исторические события или героев прошлого.
Художнику, работающему в этом жанре необходимо знать истории, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.
Василий Иванович Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина В.И.Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и т.дэто целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и испытаниях русского человека.
В картине «Боярыня Морозова» Суриков выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632-1675)–раскольница, поддержавшая старые веяния в изменяющейся русской церкви того времени. Она вступила в личное противоборство с правящим режимом и была заживо погребена со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в городе Боровске.
Картина сразу производит сильное впечатление звучностью красок и напряженным состоянием персонажей. Дочерна синее пятно боярыни, ее бледное, вдохновленное лицо, высоко поднятая рука с двуперстием – центр огромного полотна. Картина динамична, полна движения: бегущий мальчик, след от полозьев саней противопоставлены неподвижности толпы. На картине художник создал образы множества людей, как сторонников боярыни, так и противников. Все они написаны только с натуры, никто не придуман. Каждая деталь в картине - явление не случайное, чтобы достичь исторической достоверности художнику понадобилось четыре года.
А теперь обратимся к другой картине художника, похожей на семейный портрет: «Меньшиков в Березове». На ней изображена тесная, с низким потолком комната в холодной избе. За простым деревянным столом Меньшиков и его дети, последовавшие за ним в ссылку. Сподвижник Петра I, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, фактический правитель Российского государства при Екатерине I, попал в немилость при императоре Павле II, был лишен всех чинов и должности, сослан в сибирское селение Березов. Орлиный профиль усиливает ощущение, что перед нами гордый духом «пленный орел». Кажется, он встанет – рухнет потолок, сломается клетка. Трагичны все персонажи картины. В них – отражение судьбы многих людей на переломе русской истории после смерти Петра I.
Приложение 2.
11июня 1836года в Российской государственной академии художеств была выставлена огромная картина Карла Брюллова (4,5 х 65) «Последний день Помпеи». На картине показан последний день жизни и смерти небольшого римского города на юге Италии. Утром 24 августа 79года ожил вулкан Везувий и страшная катастрофа поглотила город.
Летом 1827года Карл Брюллов побывал на раскопках города. Потрясенный этим зрелищем, художник создает полотно, на котором день катастрофы.
Каждая группа на картине- это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрителю лицом:
вор, крадущий драгоценности – воплощение корыстолюбия,
семья под плащом, ищущая спасения в бегстве – воплощение смятения и страха,
коленопреклонная мать с детьми, не трогающаяся с места – так велика ее вера в Бога,
сыновья, несущие на плечах старика-отца – воплощение самоотверженной любви,
юноша, неотрывно смотрящий в лицо погибшей невесты – его горе сильнее страха.
В картине есть место и художнику. Это - автопортрет. Его фигура воплощает спокойствие, он спасает самое дорогое- ящик с красками и кистями. Так художнику легче вжиться в роль очевидца событий.
Основа композиции, герой картины – свет. Он освещает все события, придавая им невиданный драматизм. Красный цвет доминирует: красный тон зарева вулкана, одежды героев картины, пылающее зарево на заднем плане.
Огромный драматизм картины подчеркивают тяжело падающие вниз статуи кумиров. Кумиры падают. Неизменными остаются истинные ценности – человеческие души.
Заголовок 415