Технологическая карта урока по изобразительному искусству Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка

Урок изобразительного искусства в 5-м классе
Сущёва Елена Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №2 г. Кузнецка
Тема: «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка» 

Тип урока – урок освоения новых знаний, обобщения и систематизации

Дата урока –

Образовательные ресурсы: презентация: «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка», образцы работ абашевской игрушки
Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовые, протяжные

План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний.
Закрепление.
Постановка учебной задачи. Разбивка на группы
Самостоятельная работа
Итоги урока. Рефлексия
Домашнее задание 

Цель урока:
– Познакомить учащихся с народными промыслами Пензенской области и абашевской игрушкой.
– узнать особенности форм и росписи абашевской игрушки.
Задачи
Личностные: Способствовать развитию нравственно-эстетического отношения к действительности, формированию умения понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.
Регулятивные: создавать условия для участие в обсуждении проблемы урока, цели и задач, для формирования умения правильной оценки своей работе и работе товарища по заданным критериям, делать выводы о том, что цвет даёт эмоциональную выразительность произведению
Познавательные (предметные): создать условия для получения знаний о художественной выразительности народных промыслов Пензенской области, об особенностях форм и росписи абашевской игрушки, развивать умения передавать свои наблюдения в работах; правильно выбирать цвет для росписи игрушки, способствовать освоению новых способов работы со знакомыми художественными материалами (пластилин, гуашь)
Коммуникативные: способствовать владению монологической речью (простейшие суждения о промыслах), планированию учебного сотрудничества со сверстниками, навыка коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя


Формы обучения: работа в группах, индивидуальная, фронтальная.
Методы: исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.  

Основные термины и понятия: Никольский хрусталь, форма, цвет, Абашево



Организационная структура урока
 



Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД (личностные-Л, регулятивные-Р, познавательные-П, коммуникативные-К)

Организационный момент
(1-2 минуты)
«Здравствуйте, ребята!
Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
 Л: самоопределение, Р: целеполагание, К: логическое – деление на группы

Актуализация знаний
(10 минут) 
Вступительное слово учителя. Как и на свей Руси в Пензенской области умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздничное веселье сопровождалось свистопляской.
-Ребята, вы догадались – что это такое?
-А как свист получался?
-Где в пензенской области делали такие игрушки? О чем сегодня урок? Как прозвучит тема урока?
-Правильно «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»
-Как прозвучит цель нашего урока?
-Осваивать характерные основные элементы, формы и особенности цветового строя абашевской игрушки.

-Давайте познакомимся с этим промыслом поближе








- Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».  Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
 В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А.Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В.Челышев, И.И. Зюзенков, Т.Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория (слайд 3)
-как вы думаете, ребята, придавали ли какое то значение мастера игрушкам?
-Да, абашевские игрушки традиционны: испокон веков принято создавать образы домашних животных, птиц, оленей, барынь, всадников. Однако каждому мастеру свойственно пропускать эти образы через себя, вкладывать в фигурки частичку своей души. Примечательно также, что для лепки абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Именно поэтому абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов, оберегают их обладателей от дурного воздействия темных сил. (Слайд 4)



































-Ребята, а какую игрушку по значению вы хотите? Теперь вы знаете какими силами они обладают
-Давайте познакомимся с мастерами
У самого известного мастера абашевских игрушечников Василия Зоткина в игрушках обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов (домашние животные, офицеры, барыни-«дуры»). Свистульку "птичку-бабочку" сделал Тимофей Зоткин. На голове у птицы корона, шею охватывает ожерелье, а грудь вся в пышных перьях.
Сама птица красная, а перышки, ожерелье и оборка по краю крыла у нее золотые и на короне золотой кружочек. У свистульки "петух-разбойник" вид воинственный. Он весь подался вперед, подбоченясь одним крылом, а в другом держит пистолет. Окрашена свистулька синей и красной краской. Среди свистулек Зоткина есть свистулька "курица с цыплятами", где к курице по обе стороны прилеплено по цыпленку. У свистульки "курица-модница" вместо хохолка модная прическа, как шляпка пирожком. У "утки-торговки" с птицей под крылом на голове платок с кистями. (Слайд 11)
Гончар Евгений Соловьев создал более 30 тысяч абашевских игрушек. В его мастерской на переднем плане до сих пор висит портрет его первого учителя – народного мастера Тимофея Зоткина (Слайд 12)

-Ребята, промысел развивается и в наши дни.
В образовательных учреждениях Спасского района началась реализация муниципального проекта «Абашевский промысел. Ремесло. Профессия. Жизнь». Основная цель проекта - развитие традиционного промысла с помощью приобщения молодого поколения к гончарному ремеслу.
С начала учебного года в школах для учеников 1-11-х классов введен курс «Народные промыслы. Абашевская игрушка». В Доме детского творчества в программу «Возрождение народных промыслов Спасского района» включен курс «Абашевская игрушка». Уроки проходят один раз в неделю. Даже воспитанники старших и подготовительных групп в детских садах района на занятиях по лепке учатся изготовлению народной свистульки. (Слайд 13)


 Слушают учителя.
Просмотр презентации





-Да, это когда люди пляшут и свистят!
- Есть игрушки-свистульки

- Игрушка-свистулька Пензенской области?



-Научиться делать абашевскую игрушку-свистульку
Выступление с сообщениями и презентациями по теме урока: (выступают подготовленные ребята)
-АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).
- Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек. (слайд 2)




























-Наверно придавали, в старину люди были суеверны, и делали все с умыслом и значением












Сообщение о абашевских игрушках (домашнее задание)
Выступление обучающихся с сообщениями и презентациями:
- Глиняная игрушка «Олень» высотой 9 см, длиной 6,5 см символизирует непрекращающееся творение, возрождение, величие и благородство. Обладает функцией оберега от злых духов. (Слайд 5)
- Абашевская глиняная игрушка, изображающая кошку, размером 14 на 12 см (высота и длина соответственно) является символом независимости, святости, торжества магических сил Природы. Считается, что обладатель абашевской игрушки «Кошка» получает в дар повышенную интуицию, магические способности. Игрушка – оберег от темных сил. (Слайд 6)
- Абашевская глиняная игрушка в виде барыни высотой 23,5 см шириной 8 см, символизирует плодородие. Игрушка «Барыня» считается хранительницей очага, оберегает своего обладателя от злых духов, темных сил. (Слайд 7)
- Абашевская глиняная игрушка-свистулька «Курочка» размером 10 на 6,5 см служит оберегом от злых духов. Традиционно игрушка в виде курочки считается хранительницей очага и семейного счастья, благополучия (Слайд 8)
- Абашевская глиняная игрушка-свистулька в виде коровки высотой 9 см длиной 6,5 см обладает множественным, собирательным значением. «Коровка» символически воплощает Великую Мать, всех богинь Луны (важен их питательный аспект), продуктивную силу Матери Земли. (Слайд 9)
- Всадник означает силу, выносливость, стремительность, для девушки – жених (Слайд 10)
-Разные, все.
















































Сообщение учащегося:
-Закрытое акционерное общество «Абашевская керамика», расположенное в Спасском районе Пензенской области, после двухлетнего перерыва возобновило выпуск традиционной абашевской грушки.  Планы у новых владельцев амбициозные – занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появились небольшие магазины с абашевской игрушкой.
(Слайд 14)
- Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления, подписанный мастером! Паспорт Абашевской игрушки-свистульки выполнен из толстого гланцевого картона, все надписи в нем выполнены серебрянной краской.
- Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. (слайд 15)
 Л: самоопределение, нравственно-эстетическое отношение к действительности, уважительное отношение к традиция предков, Р: целеполагание, К: смыслообразование, владение монологической речью П:логические, постановка проблемы, умение передавать свои наблюдения и переживания










Закрепление.
(2-3 минуты)
Дидактическая игра «Проверь себя» Определите названия народных промыслов, изображенных на карточках на доске (укажите особенности каждого промысла)
-Дымковская игрушка, абашевская, каргопольская, филимоновская (называют отличительные особенности)
Л: самоопределение, нравственно-эстетическое отношение к действительности Р: контроль знаний, К: умение передавать свои наблюдения П: логическое

Постановка учебной задачи
(2-3 минуты) 

Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
Повторение правил работы со скульптурным материалом.
Открытие мастерских
Выбирают материал (пластилин или глина), определяются с образом игрушки






 Л: самоопределение, нравственно-эстетическое отношение к действительности Р: оценивание своих действий, контроль знаний, К: умение передавать свои наблюдения П: логическое, постановка проблемы и решение

Разбивка на группы (1-2 минуты)

Предлагает разделиться на группы или пары
Делятся на группы, выбирают главного художника мастерской

Л: самоопределение, Р: оценивание своих знаний, К: планирование учебного сотрудничества, П: постановка проблемы

Самостоятельная работа
(15-20минут)
– Давайте отправимся в мастерскую и займемся изготовлением игрушки-свистульки!
- Решите, как будет выглядеть ваша игрушка, не забывайте об особенностях формы (вытянутая шея, рога, маленькая голова и т.д.)
- Следует обратить внимание на роспись (лаконичные цвета, золотые или серебряные элементы)
На столе: образцы готовых работ
Задание: Давайте вместе с вами подготовимся к ярмарке
– Каждый из вас может стать мастером и поучаствовать в изготовлении игрушки
 Работа в группах по распределению элементов будущей работы.

Индивидуальная работа – работа над своим изделием. Во время работы могут вставать, подходить и консультироваться с главным художником и другими участниками группы.
Групповая работа: композиция
Во время работы звучит музыка
 Л: самоопределение, нравственно-эстетическое отношение к действительности Р: оценивание своих действий, планирование, К: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение точно выражать свои мысли, П: логическое, постановка проблемы и решение, умение работать скульптурными художественными материалами

Итоги урока.
Рефлексия
 (5-6минуты)
 Посмотрите, какая красивая и веселая получилась у нас ярмарка
– Понравилось ли вам быть мастером?
– Какой этап урока вам больше всего понравился?
– Что нового вы узнали на уроке?






– Наш урок подошел к концу.
Предлагаю провести защиту – презентацию своей работы (достигнута ли цель урока и какими средствами?). Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.
Отвечают на вопросы:

-Да, понравилось
-Работа под веселую музыку, и др.

-О том, что Пензенская область и село Абашево известны во всем мире, и прославляют их мастера абашевской игрушки. Возникло чувство гордости за свою малую родину
Смогли стать участниками мастерской и погрузились в интересный творческий процесс.

Выступление представителей от каждой группы с защитой своей работы о достижении цели, о средствах ее достижения, о участии каждого ученика в работе.



 Л: самоопределение, нравственно-эстетическое отношение к действительности, уважение истории своего народа, любовь к Родине, Р: контроль, коррекция, оценка своей работе и работе товарища по заданным критериям , выводы о том, что цвет даёт эмоциональную выразительность произведению, а форма подчеркивает особенность и неповторимость К: выражение своих мыслей, владение монологической речью, П: решение проблемы, умение продвинуть свои идеи и утверждения


Домашнее задание
(1-2 минуты) 
Объясняет домашнее задание.
-Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
 Внимательно слушают домашнее задание
 










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15