Урок по изобразительному искусству на тему Без лица, а в личине в 3 классе


Тема: Театральные маски (продолжение темы)
Цели: продолжить знакомство учащихся с назначением масок, их разнообразием; научить практическому созданию масок; учить различным приемам работы с бумагой; продолжить обучение работе с инструкционной картой.
Вид деятельности: работа с бумагой (бумагопластика).
Планируемые результаты: школьники приобретут знания об использовании масок и их разнообразии, узнают средства выразительности масок и способы их создания.
Оборудование: Бумага, простой карандаш, ножницы, клей, образцы масок, инструкционные карты.
Ключевые понятия: «театральная маска», «личина».
Ход урока.
Учитель:
Когда мне было восемь лет,Я пошла смотреть балет.Мы пошли с подругой Любой.Мы в театре сняли шубы,Сняли теплые платки.Нам в театре, в раздевалке,Дали в руки номерки.Наконец-то я в балете!Я забыла все на свете.Даже три помножить на триЯ сейчас бы не смогла.Наконец-то я в театре,Как я этого ждала.Я сейчас увижу феюВ белом шарфе и венке.Я сижу, дышать не смею,Номерок держу в руке.Вдруг оркестр грянул в трубы,Мы с моей подругой ЛюбойДаже вздрогнули слегка.Вдруг вижу — нету номерка.Фея кружится по сцене —Я на сцену не гляжу.Я обшарила колени —Номерка не нахожу.Может, он под стулом где-то?Мне теперь не до балета!Все сильней играют трубы,Пляшут гости на балу,А мы с моей подругой ЛюбойИщем номер на полу.Укатился он куда-то...Я в соседний ряд ползу.Удивляются ребята:— Кто там ползает внизу?По сцене бабочка порхала —Я не видала ничего:Я номерок внизу искалаИ, наконец, нашла его.А тут как раз зажегся свет,И все ушли из зала.— Мне очень нравится балет,—Ребятам я сказала.
Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение?    - варианты ответов ребят.
Учитель: действительно, всю четверть мы говорим о театре и его видах, о театральных профессиях и обо всем, что связано с театром.
Проверка теоретического материала предыдущего урока.
Давайте проверим свои знания, ответим на несколько вопросов теста.
Фамилия, имя ________________________________
Тест по теме «Художник и зрелище».
Как называется оформление сцены к спектаклю?
А. Костюм; Б. Декорация; В. Реквизит.
2. Как называется полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала?
А. Балкон; Б. Ложа; В. Занавес.
3. Как называется театр, в котором играл Уильям Шекспир?
А. «Глобус» Б. «Карта» В. «Современник»
4. В предложенном списке подчеркните театральные профессии
Осветитель, режиссер, учитель, декоратор, продавец, механизатор, актер, врач, шофер, летчик, костюмер, слесарь, гример.5. Как называются вещи, необходимые актерам по ходу спектакля (очки, веер, портфель, скрипка и т.д.)?
А. Декорация; Б. Костюм; В. Реквизит.
Проверим правильность ответов (слайд)
Ответы и критерии оценки:
1-Б - 1 балл
2-В - 1 балл
3-А - 1 балл
4- осветитель, режиссер, декоратор, актер, костюмер, гример – 6 баллов
5-В - 1 балл
Всего: 10 баллов
10 – 9 баллов – «5»
8 - 7 баллов «4»
– 5 баллов «3»
Презентация нового материала
Учитель: Во время народных праздников люди на Руси использовали маски. Про маску даже есть такая загадка: «Без лица, а в личине».
Как вы думаете, о чем говорится в этой загадке? Зачем люди использовали маски? (педагог обобщает ответы ребят)
Наверное здесь подчеркивается тот факт, что, создавая маску, старались скрыть свой внешний вид. Это понятно – на то и праздник, переодевание, чтобы стать неузнанным, сыграть свою роль.
А что означает выражение « в личине»?
Наверное, создавая какую-нибудь маску, люди придавали ей самые типичные черты, добиваясь сходства с выбранным героем, его личиной. Например, заяц – длинные уши, Петрушка – большой нос и другие.
А где в настоящее время можно использовать маску? (в театре, на классном новогоднем вечере или при постановке какого-нибудь школьного спектакля, на карнавале, на Дне рождения друга и т.д.)
Поэтому нам надо научиться делать маску.
Учитель: Посмотрите на эти маски (рассматриваем картинки в инструкционной карте).
- Чем они отличаются? Грустные, веселые, добрые, злые, страшные и т.д.
Учитель: Давайте наденем наши маски. Интересные они у нас получились?
- НЕТ. Они все одинаковые, неинтересные и незаконченные.
Учитель: А что поможет нам сделать их выразительными?
- Надо сделать их разными.
Учитель: А как нам этого добиться?
- сделать на глазах ресницы, приклеить носы, губы, прическу. Чтобы маски получились разнообразные и более выразительные.
Учитель: Этим мы сегодня и займемся на уроке. Давайте снова обратимся к инструкционной карте, может она нам сможет помочь? Для чего нам она нужна?
- Чтобы понять, что за чем надо сделать, как нам спланировать работу.
Учитель: Рассмотрите инструкционную карту и расскажите о своих действиях?
- Сначала сделать ресницы, потом нос, губы и прическу.
Учитель: Правильно. Теперь расскажите:
-Как изготовить ресницы? (дети объясняют) А давайте посмотрим, что нам для этого понадобится? (выбираем прямоугольники бумаги для изготовления ресниц)
- Как сделать нос? (разбираем, подбираем материал)
- А можно сделать нос по-другому? Как?
- Как сделать губы и прическу? Вы можете предложить свои варианты изготовления рта?
Теперь вы сможете сами выполнить работу.
Самостоятельная работа учащихся.
Физкультминутка (за 20 минут до конца урока)
Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на наши маски, все ли у нас получилось?
- Нет, маска еще не готова. Осталось сделать губы и прическу.
Учитель: Записываем домашнее задание – завтра принести клей, ножницы. Будем завершать работу.
А теперь отгадаем несколько загадок.
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку, Что за театр? (Театр кукол)
То на сцене – лес, то башня до небес,
То город, то деревня,
Ты разгадал, наверно:
Чтоб получить овации, что нужно? (Декорации)
Он веселый и смешной, взгляд лукавый, нос большой
И колпак он красный носит не напрасно.
Любит зрителей встречать и немного покричать.
Кто забавный – просто душка
Крикнет: «Здрасьте, я - … (Петрушка)
Артисты там работают,
А зрители им хлопают.
Спектакль в цирке – на арене,
А в театре где? (Сцене)