Урок внеклассного чтения в 11 классе. «Мне хочется иметь друга, хоть одного верного друга…» по сказке Николая Константиновича Рериха «Гримр Викинг»

«Мне хочется иметь друга, хоть одного верного друга» по
сказке Николая Константиновича Рериха «Гримр Викинг»
Цель урока.
обучающая: научить учащихся анализировать и восполнять текст через высокую степень объективного повествования; познакомиться с биографией писателя, с особенностями его сказки, давать характеристику литературному герою;
развивающая: развитие аналитических умении в процессе художественного текста;
воспитывающая: формирование нравственных качеств у школьников, формировать понятие дружба, друг, счастье. самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Метод: чтение с остановками.
Оборудование: портрет художника, раздаточный материал.
Ход урока
-Есть ли у вас друзья ( ответы учащихся, читают свои письменные работы)
-Какие качества характера вы цените в своих друзьях, или кого можно назвать другом?
- В каких литературных произведениях мы встречались с вами с понятием дружба, дружить. Назовите.
I стадия – стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)
Слово учителя:
Николай Константинович Рерих - художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.
Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Всем известно, что Николай Рерих писал картины, многие из них сейчас находятся в лучших музеях всего мира, но то, что художник Рерих еще и сочинял сказки, возможно, известно только любителям его творчества. Хотя личность Рериха, как и любого гения своего времени, очень многогранна. В художестве его часто привлекали самые противоположные темы. Раннее творчество Рериха практически полностью посвящено Древней Руси, после окончания в 1897 году Петербургской академии художеств его дипломную работу «Гонец» в той же древнерусской манере выкупил сам Третьяков для своей галереи, высокую оценку получила эта работа и у Льва Николаевича Толстого. В своей исторической концепции, на которой Рерих работал довольно долгое время, за основу он положил соотношение прошлого, настоящего и будущего. Может, поэтому в его творчестве, а, прежде всего, в сказках, так тесно переплетаются эти времена. Обычно в сказках Рериха время действия отнесено далеко в прошлое, это и Древняя Русь и время викингов, Древняя Индия, средневековье, но то, что происходит с героями, то, что они говорят, понятно каждому. Писатель специально изображает в своих маленьких сказках большие универсальные ситуации. Недаром сказки Рериха часто называют притчами.
-Прочитайте статью о Николае Рерихе и его сказках, подчеркните главное.
Сказки Рериха необычны по содержанию и структуре. Обращаясь к русским былинам, скандинавским сагам, финским рунам, легендам Востока, к различным религиозно-этическим учениям, Рерих, прежде всего, стремился выявить неоспоримые для него факты о единстве духовных корней человечества, начиная с древних времен. Самое главное состоит в том, что герои этих сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную, общечеловеческую ценность. Тем самым, сказки обретают ярко выраженную философскую и нравственную направленность.

-Что вы можете сказать о названии сказки?
-Какие ассоциации вызывает имя Гримр. (Символизм образов ярко прослеживается в имени героя. Звуковая семантика набора согласных Г-Р-М-Р-воспроизводит целый ряд производных: (гром, грохот, угрожать, греметь – с одной стороны, и грим, гримаса, угрюмый – с другой. ВИКИНГИ (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бульшие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.
Слово «викинг» восходит к древненорвежскому «викингр». Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к «вик» – фиорд, бухта. Слово «викинг» (букв. «человек из фиорда») применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах..
-Что главное нам нужно сделать на уроке (определить идею сказки)
В древнескандинавской литературе существовала своя традиция симпосия. Исландские саги описывают пиры как обязательный ритуал общественной жизни. На пиру решались важные хозяйственные и военные дела, конунг узнавал все новости и принимал решения. В древнескандинавском пиршественном диалоге отсутствуют и философский спор, и ирония. Разговор участников пира в рериховской сказке, как и в саге, не похож на беседу. Говорит в основном хозяин, а гости, если и возражают, то тщетно. Характер пиршественного диалога в сказке «Гримр-викинг» также выдержан в традициях древнескандинавской литературы – в нем нет сочетания серьезного и смешного. Рериховская сказка ориентирована на древнюю скандинавскую сагу, однако проблема, поставленная Рерихом, не характерна для древней скандинавской литературы. Рерих наделяет своего героя самыми доблестными чертами, Гримр-викинг – свободный, сильный, гордый. Такими героями в рериховском восприятии были персонажи скандинавских саг, русских былин, карело-финской эпической поэзии. Рерих создает образ героя, напоминающего эпического богатыря, но наделяет его качеством, не характерным для эпических героев, – индивидуализмом.
Читаю начало сказки .
- Что можете сказать по началу о Гримре? (старый, был вождем, от дел отошел)
- Прочитайте самостоятельно отрывок. Подчеркните главное. ( Днем он судья, а ночью приглашает друзей на пир.)
Гримр был знатный человек. Днем на высоком крыльце сидит викинг, творит правду и суд и мудрым оком смотрит на людские ссоры. А к ночи справляет викинг дружеский праздник. На дубовых столах стоит хорошее убранство. Дымятся яства из гусей, оленей, лебедей и другой разной снеди.
-Как вы думаете, какое будет продолжение сказки?
Читаю отрывок дальше.
- Что желали друзья ( молодые – отличиться в бою, богатые – почета. Бедные – стать богатыми).
- Что мог пожелать Гримр? Ответы ребят.
Читаю отрывок дальше. (Мне хочется иметь друга, хоть одного верного Друга! Запишите)
-Почему Гримр говорит о друге? -Выберете из приведенных ниже афоризмов наиболее подходящий для данного высказывания (выбрать Хемингуэя).
Из интервью с Эрнестом Хемингуэем:
"- Что Вы цените больше всего в жизни? - Дружбу. Человек один ни черта не стоит." (Видео)
"Если вы хотите иметь врагов, то превосходите ваших друзей; но если вы хотите иметь друзей, то пусть ваши друзья превосходят вас." Ларошфуко
"Люди, я прошу вас - ради Бога,- Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много. Опасайтесь потерять друзей." Расул Гамзатов
"Тот человек, у которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав." Демокрит
"Лишь те-то и друзья, не на словах - на деле, Кто наши кандалы и на себя б надели." Хисроу
"Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь - он спать не может, И во всем, без дальних слов, Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный." У. Шекспир
Просмотр видеофрагмента.
Читаю дальше.
-Как помог Олав Гримру? (попросил короля вернуть из изгнания Гримра)
-Как помог викинг Гаральд? (строил новый дом)
Читаю дальше.
Отрывок дети читают сами, подчеркивают главное. -Гримр, ты сказал неразумное слово! Ты, уже седой и старый, много видал в жизни! Горько слышать, как забыл ты о друзьях, верных тебе во времена твоего горя и несчастий.
- Гримр действительно забыл своих друзей?
-Что ответит Гримр? (слушаю высказывания детей)
Читаю дальше? Что же на самом деле ответил Гримр? (В счастье не было у меня друзей. Выписываем) Это и есть идея произведения.
- Читаю дальше. – При счастье никогда не бывает друзей. Вы согласны со словами Гримра?
- А что такое счастье? Из приведенных афоризмов выберете наиболее близкий для вас.
У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Истинное счастье - понять наш долг перед богами и людьми; наслаждаться настоящим, не тревожась о будущем.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чем твое счастье, а затем найти к нему дорогу.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы называть счастливыми быков, когда те находят горох для еды.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Напишите концовку сказки.









Читаю дальше.
Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моем несчастье вы, товарищи, жили для себя.
-Можем ли мы назвать это высказывание афоризмом?
Читаю дальше. В счастье нет друга – такой итог подводит Рерих. Почему? Согласны ли вы с этим высказыванием.
- Найдите наиболее подходящий афоризм из высказываний о друзьях и подтвердите свою мысль. (Шекспир)
Итог урока. Старый Гримр-викинг собрал всех своих друзей за одним столом и, взяв последний ковш вина, произнес: «Мне хочется иметь друга, хоть одного верного друга!» Все сидевшие за столом викинги недоумевали, ведь все они столько раз помогали своему другу в беде: помогали вернуться из изгнания, спасали в битвах, защищали его жену от врагов, не верили в клевету против него. Но старый викинг, повидавший многое в своей жизни, пришел к выводу, что настоящие друзья бывают еще и в счастье. Гримр-викинг только несколько раз в жизни был по-настоящему счастлив, но был в этом счастье один, ни от кого из друзей, которые были с ним только в беде, он не услышал искренних слов радости. Викинг приходит к мысли, что «Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моем несчастье вы, товарищи, жили для себя. Еще скажу я, что мои слова были невозможными, и в счастье нет друга, иначе он не будет человеком. Все нашли слова викинга Гримра странными, и многие ему не поверили» Николай Рерих в этой сказке спорит с известной поговоркой о том, что друзья познаются в беде. Но в то же время он говорит, что и в счастье друзья невозможны – «наши сердца открыты только вниз», такова уж человеческая природа.
Мне повезло мой друг. Я виноват, Что вытащил счастливый редкий жребий.
Расцвел нещадно вырубленный сад,
И вспыхнула моя звезда на небе.
Не пряча от тебя святых даров,
С тобой спешил я ими поделиться.
Но встретил ты меня, как птицелов,
Вспугнувший долгожданную синицу.
Чернел твой взор обидой всех обид.
Слова горели, превращаясь в уголь
Ушел гордец. И мне оставил стыд
За то, что я имел такого друга.
Ты далеко. Но вот уж столько дней
Мне не спастись от зависти твоей.
Илья Резник.


Мудрость есть не что иное, как наука о счастье" Дидро Г
римр, викинг, сделался очень стар. В прежние годы он был лучшим вождём, и о нём знали даже в дальних странах. Но теперь викинг не выходит уже в море на своём быстроходном драконе. Уже десять лет не вынимал он своего меча. На стене висит длинный щит, кожей обитый, и орлиные крылья на шлеме покрыты паутиной и серою пылью.Гримр был знатный человек. Днём на высоком крыльце сидит викинг, творит правду и суд и мудрым оком смотрит на людские ссоры. А к ночи справляет викинг дружеский праздник. На дубовых столах стоит хорошее убранство. Дымятся яства из гусей, оленей, лебедей и другой разной снеди. Гримр долгое тёмное время проводит с друзьями. Пришли к нему разные друзья. Пришёл из Медвежьей Долины Олав Хаки с двумя сыновьями. Пришёл Гаральд из рода Мингов от Мыса Камней. Пришёл Эйрик, которого за рыжие волосы называют Красным. Пришли многие храбрые люди и пировали в доме викинга. Гримр налил в ковш мёду и подал его, чтобы все пили, и каждый сказал бы свою лучшую волю. Все говорили разное. Богатые желали почёта. Бедным хотелось быть богатыми. Те, которые были поглупее, просили жизни сначала, а мудрые заглядывали за рубеж смерти. Молодые хотели отличиться в бою, им было страшно, что жизнь пройдёт в тишине без победы. Гримр взял ковш самый последний, как и подобает хозяину, и хотел говорить, но задумался и долго смотрел вниз, а волосы белой шапкой легли на его лоб. Потом викинг сказал: Мне хочется иметь друга, хоть одного верного Друга! Тогда задвигались вокруг Гримра его гости, так что заскрипели столы, все стали наперерыв говорить: Гримр, так говорил Олав, который пришёл из Медвежьей Долины, разве я не был тебе другом? Когда ты спешил спасти жизнь твою в изгнании, кто первый тебе протянул руку и просил короля вернуть тебя? Вспомни о друге! С другой стороны старался заглянуть в глаза Гримра викинг Гаральд и говорил, а рукою грозил: Эй, слушай, Гримр! Когда враги сожгли усадьбу твою и унесли казну твою, у кого в то время жил ты? Кто с тобою строил новый дом для тебя? Вспомни о друге! Рядом, как ворон, каркал очень старый Эйрик, прозвищем Красный: Гримр! В битве у Полунощной Горы, кто держал щит над тобою? Кто вместо тебя принял удар? Вспомни о друге! Гримр! Кто спас от врагов жену твою? Вспомни о друге! Слушай, Гримр! Кто после несчастного боя при Тюленьем заливе первый пришёл к тебе! Вспомни о друге! Гримр! Кто не поверил, когда враги на тебя клеветали. Вспомни! Вспомни! Гримр, ты сказал неразумное слово! Ты, уже седой и старый, много видал в жизни! Горько слышать, как забыл ты о друзьях, верных тебе даже во времена твоего горя и несчастий.
Гримр тогда встал и так начал:
Хочу я сказать вам. Помню я всё, что вы сделали мне; в этом свидетелями называю богов. Я люблю вас, но теперь вспомнилась мне одна моя очень старинная дума, и я сказал невозможное слово. Вы, товарищи мои, вы друзья в несчастьях моих, и за это я благодарю вас. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. Не было их и вообще, их на земле не бывает. Я был очень редко счастливым; даже нетрудно вспомнить, при каких делах. Был я счастлив после битвы с датчанами, когда у Лебединого мыса мы потопили сто датских ладей. Громко трубили рога; все мои дружинники запели священную песню и понесли меня на щите. Я был счастлив. И мне говорили все приятные слова, но сердца друзей молчали. У меня не было друзей в счастье. Был я счастлив, когда король позвал меня на охоту. Я убил двенадцать медведей и спас короля, когда лось хотел бодать его. Тогда король поцеловал меня и назвал меня лучшим мужем. Все мне говорили приятное, но не было приятно на сердце друзей.
Я не знаю в счастье друзей.
Ингерду, дочь Минга, все называли самою лучшею девою. Из-за неё бывали поединки, и от них умерло немало людей. А я женою привёл её в дом мой. Меня величали, и мне было хорошо, но слова друзей шли не от сердца. Не верю, есть ли в счастье друзья. В Гуле на вече Один послал мне полезное слово. Я сказал это слово народу, и меня считали спасителем, но и тут молчали сердца моих друзей. При счастье никогда не бывает друзей. Я не помню матери, а жена моя была в живых недолго. Не знаю, были ли они такими друзьями. Один раз мне пришлось увидеть такое. Женщина кормила бледного и бедного ребёнка, а рядом сидел другой здоровый и ему тоже хотелось поесть. Я спросил женщину, почему она не обращает внимания на здорового ребёнка, который был к тому же и пригож. Женщина мне ответила: «Я люблю обоих, но этот больной и несчастный». Когда несчастье бывает, я, убогий, держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. В моём несчастье вы, товарищи, жили для себя. Ещё скажу я, что мои слова были невозможными, и в счастье нет друга, иначе он не будет человеком. Все нашли слова викинга Гримра странными, и многие ему не поверили.













13PAGE 15


13PAGE 14315