Тематическая сюжетная картина- конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 КЛАСС МАОУ ЛИЦЕЙ № 29
УЧИТЕЛЬ - ЕМЕЛЬЯНОВА О. В.

 
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».
 
Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
 
План урока
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
 
Ход урока.
-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
  Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
(презентация , 1-5 сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/
(презентация , 8сл.)- проверьте себя.

   Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ.
Каждый из этих пяти видов делится на жанры.
(презентация , 9- 13сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/
   Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
   Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.
  В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
   Каков сюжет представленных живописных работ?
   - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? 
    Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.
    Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
     (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
     Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
    (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)
 
     Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
     (Произведения Тициана, Ф. Гойя,  А. Ватто,  В Верещагина, М. Грекова).
   -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
   (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.
   При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)
 
  - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.
    К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение предварительного эскиза
   / Задание:  выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./
    Какие задачи решает предварительный эскиз?
Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих лиц, передача движения, поз , действия;  

Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей, задействованных в вашей сегодняшней работе.
  

15