Факультативное занятие по этической грамматике для 2 класса «Какого цвета доброта»


Высоцкая О. Е.
Методическая разработка занятия
«Какого цвета доброта».
( Факультативный курс « Этическая грамматика»)
2 класс.
Цель занятия: создать условия для осмысления понятия
« доброта» как общечеловеческой ценности.
Планируемые результаты
побуждение к осмыслению общечеловеческих ценностей и проявлению собственной внутренней позиции
контроль и оценка процесса и результата деятельности; осознание своей роли в классе; выражение своего отношения к членам коллектива;
выполнение задания в соответствии с поставленной целью; действие в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
формулирование собственного мнения и позиции; проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;
Фундаментальный объект - общечеловеческие ценности (доброта)
Продукт: сердце класса, состоящее из отдельных сердечек
« доброты».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, клип песни « Про доброту», спокойная музыка, карточки с разрезанными пословицами, вырезанные маленькие сердечки, большое сердце.Ход занятия.
Орг. момент.
Желаю счастья и добра
Всем людям с самого утра!
Я желаю вам здоровья!
Я желаю вам радости!
Я желаю вам доброты!
Я желаю вам солнечного дня!
Я желаю вам верных друзей!
- Ребята, а что вы пожелаете друг другу на сегодняшнем занятии?
- Я думаю, что эти пожелания помогут нам хорошо поработать и справиться со всеми трудностями, если они вдруг возникнут.
Слайд с солнцем: « Все получится!».
2.МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
- Чтобы определить тему занятия, поработайте в группах. В конвертах у каждой группы слова. Ваша задача - восстановить рассыпавшиеся пословицы.
- Проверка пословиц по слайду.
Слайд с пословицами.
— Не хвались серебром, а хвались добром.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
- С каким замечательным словом связаны все пословицы? Мы сегодня будем говорить о доброте, но наши размышления будут не совсем обычными. Представьте доброту: какой она формы, какая доброта на ощупь, имеет ли она запах, цвет. Поделитесь своими ощущениями.
- Обсудите в группах, что такое доброта.( высказывания детей)
- В «Толковом словаре» дается такое понятие доброты.
Слайд с определением доброты.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
Работа с текстом В.А.Сухомлинский «Радость в детских глазах» (Использование приема « чтение с остановками»)
( На партах лежат полоски, разделенные на 4 части – по количеству частей текста)
Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал весенний ручеек.
-Раскрасьте 1 часть полоски, отразив настроение автора и свое с помощью цвета.
-Как вы думаете, это будет веселая или грустная история?
А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез. Люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет.
-Раскрасьте 2 часть полоски.
- Почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя?
- Поразмышляйте, что сделали бы вы, увидев этого мальчика?
( обсуждение в группах, ответы детей).
Только дедушка увидел плачущего мальчика, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы рассказывал о чем-то дедушке. Так они говорили около часа. Разговор их закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»
- Раскрасьте 3 часть полоски.
-Почему изменилось настроение мальчика?
Самое прекрасное – когда человек осушит слезы на глазах другого человека и пробудит на лице улыбку.
- Раскрасьте последнюю часть.
-Покажите свои полоски друг другу. Что вы заметили? Почему такое произошло?
-Какое качество человека поможет осушить слезы на глазах другого человека и пробудить улыбку и радость? Именно доброта и неравнодушие дедушки помогли мальчику вновь увидеть мир многоцветным и ярким. Так можно ли сказать, что доброта имеет цвет?
Слайд с радугой.
Много красок чудесных на свете,
Но какого цвета ДОБРО?
Может, красного, может, зелёного,
Может, синего цвета оно?
Много доброго дарит нам солнце:
И траву, и зарю, и цветы.
Нет прекрасней небесной лазури
И хрустально-прозрачной воды.
Знаю только, что все эти краски
Носит светлое чувство одно,
Словно радостной радуги ласки,
А зовется оно – Добро.
3.3. Игра « Раскрась добротой» (в парах – под тихую музыку)
-Вытяните руки вперед и представьте, что они покрыты чудесным цветом доброты. Для того, чтобы показать свое хорошее отношение к своему партнеру, вы сейчас раскрасите друг друга цветом добра, нежности, ласки.
- Давайте приготовим свои ладошки для раскрашивания – потрите их. Почувствуйте, как они становятся теплее и теплее. Это частица добра переходит из вашего сердца и окрашивает ваши ладошки цветом добра и любви.
- Положите руки на голову партнера. Если вы действительно хотите окрасить своего друга добротой, пошлите мысленно ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом добра. Начните с головы « окрашивайте» щеки, уши, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням.
- Что вы чувствовали, когда « окрашивали» вас? А когда окрашивали других? Вы не только поделились частичкой своей доброты, но и получили в ответ положительные добрые эмоции.
3.4.- Попробуйте определить то место, ту часть тела, в которой у вас, по вашим ощущениям, находится доброта.
Есть такое высказывание: «Доброта идет от сердца». Как называют доброго человека? (сердечным)
3.5. – А теперь попробуйте передать свои чувства в рисунке. Нарисуйте доброту. Времени для рисования у нас немного, поэтому изобразите ее в виде символа, то есть в виде одного предмета, природного явления, еще чего-то, с чем можно сравнить добро, на что оно похоже. Проявите свою выдумку и фантазию, используйте цвета, которые подходят доброте.
(Включается спокойная музыка. Ребята рисуют на маленьких сердечках и, по мере выполнения задания, прикрепляют свои работы на большое сердце.)- Ребята, посмотрите: у нас получилось огромное сердце! Какое название можно ему дать? Можно назвать его сердцем нашего класса? Опишите его.
4. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
- Поделились, пожалуйста, впечатлениями о нашем сегодняшнем разговоре.
Слайд.
Добрым быть хорошо…
Очень понравилось…
Буду стараться…
Рисовать добро…
Обязательно расскажу дома…
( Домашнее задание – создание « Копилки ДОБРОТЫ»)
В заключении занятия – просмотр музыкального клипа « Песня про доброту».