Урок Режим дня школьника

МБОУ Слизневская ООШ









Разработка урока окружающего мира
в 1 классе
по теме

«Режим дня»



Выполнила: учитель
начальных классов
I квалификационной
категории Кладова С.Н.







2012-2013 уч. год

1. Оргмомент.

Начинается урок, Постарайтесь всё понять,
Он пойдёт ребятам впрок. Интересное узнать.

2. Сообщение темы и целей урока.

Ведут часы секундам счет, Кто жить умеет по часам
Ведут минутам счет. И ценит каждый час,
Часы того не подведут, Того не надо по утрам
Кто время бережет. Будить по десять раз.

Успеет он одеться в срок, И он не станет говорить,
Умыться и поесть. Что лень ему вставать.
Успеет встать он за станок, Зарядку делать, руки мыть
За парту в школе сесть. И застилать кровать.

Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денек!»

- Ребята, я не зря начала урок этими стихами. Сегодня мы поговорим о том, как нужно планировать свои дела не только на день, но и на каждый час, то есть речь пойдет о режиме дня. Я расскажу вам о том, какое значение для вашего здоровья имеет соблюдение режима дня. И мы постараемся вместе с вами его составить. А помогут нам в этом доктор Айболит и ученики 4 класса. Но сначала мы повторим материал прошлого урока.

3. Проверка домашнего задания.

Знаньями своими поделитесь, друзья,
Каждый ведь дома трудился не зря.

- На прошлом уроке мы говорили о болезнях. Проверим ваши знания по изученной теме.
Вопросы учителя:
1) Что нужно делать, чтобы не простудиться?

(заставка Айболит) (ответы детей)

(на экране «Правила предупреждения простуды)

2) Как себя вести, если ты все-таки простудился?
(ответы детей)

3) (Стишок о больном гриппом) (на экране признаки гриппа, дети должны угадать болезнь)

4) Какие правила нужно соблюдать, если вы заболели гриппом?

(показ. картинку о бегемотиках, читаю: Смотрите, бегемотики схватились за животики,
У них, у бегемотиков, животики болят.
5) Отчего может заболеть живот? (на экране «Отчего может заболеть живот»)

4. Работа над новым материалом.

1) Введение в тему.

- Ребята, среди вас и ваших знакомых, наверняка, есть такие люди, которые все успевают: и уроки сделать, и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают, и учебные принадлежности не забывают.
А есть и такие ребята, у которых только обещания: «потом», «завтра», «немного погодя». «Сейчас пойду погуляю, а потом уроки выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котенком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошел гулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котенком. Так за целый день ничего и не успел.

- В самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, те, кто всё успевают, знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается, «тайна времени» всё-таки есть. И сейчас мы будем её разгадывать.
Как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной» времени. А называется она
Режим дня. (на экране тема: «Режим дня») (Читаю эпиграф, дети записывают число и тему урока.)

2) Знакомство с понятием «режим дня».

- Что такое «режим»?
(Ответы детей)
- Обратимся к умной книге – толковому словарю.
(Ученик читает в словаре, на экране определение- определение)
«Режим – распорядок дел, действий.

- Запишите определение в тетрадь.

3) Составление режима дня.

- Скажите, кто-нибудь из вас соблюдает режим дня, может вы составили его вместе с родителями.
(Ответы детей)
- Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, т. е. составить режим дня.
Чтобы правильно его составить, мы воспользуемся советами, которые даёт доктор Айболит: (на экране)
- рано ложитесь, рано вставайте;
- ежедневно делайте утреннюю гимнастику;
- спите 10-11 часов;
- будьте на воздухе не менее 3-4 часов в день;
- принимайтесь за уроки после отдыха;
- ешьте ежедневно в одно и то же время.

- Какой первый пункт в режиме дня? С чего начинается наш день?
(Ответы детей)
Правильно, подъем.
- Во сколько нужно просыпаться?
(В 7 утра)

7.00 – подъём.

- Следующий пункт.
7.00-7.30 – уборка постели, зарядка, утренний туалет.

- Значит, вставать нужно в 7 часов утра, не залёживаться в постели и обязательно свой день начинать с утренней гимнастики. Как утверждает поэт С. Маршак:

Трудный и долгий день впереди –
Каждую мышцу с утра заряди!

Физкультминутка.

Чтоб совсем проснуться, Головою три кивка.
Надо потянуться. На четыре – руки шире,
Раз – подняться, подтянуться. Пять – руками помахать.
Два – согнуться, разогнуться. Шесть и семь – с улыбкой встать.
Три – в ладоши три хлопка, Восемь – можно день начать.

- В этот пункт режима дня у нас ещё входит утренний туалет, т. е. умывание, приведение себя в порядок. А какие предметы для этого нужны, вы вспомните, если угадаете загадки.

Ускользает, как живое, Костяная спинка,
Но не выпущу его я. Жесткая щетинка,
Дело ясное вполне: С мятной пастой дружит,
Пусть отмоет руки мне. (мыло) Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Есть в комнате портрет, Зубов много,
Во всём на вас похожий. А ничего не ест. (Расческа)
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (Зеркало)

- После зарядки, утреннего туалета, уборки постели вы (завтракаете).
Мама даёт на завтрак разную пищу: омлет или яйцо, кашу или творог, бутерброд с колбасой или маслом, яблоко, чай. Значит, следующая строчка в нашем режиме

7.30-7.45 – завтрак.

- Завтракать нужно обязательно, так как пища даёт силы для предстоящей работы (в вашем случае это учёба), а также она необходима для нормального роста и развития организма.
- Позавтракав, мы отправляемся в школу.

7.45-8.00 – дорога в школу.

- Как только вы выходите на улицу, так сразу же становитесь пешеходами. Пешеход – это человек, идущий по улице, по дороге. Поэтому нужно помнить и соблюдать правила пешехода, которые мы изучали на уроках и внеклассных мероприятиях.

8.15-12.00 – учебные занятия.
Недавно тебе говорили – малыш. Серьёзен, старателен. Впрямь – ученик!
Порой называли – проказник. Читай за страницей страницу.
Но вот уж давно ты за партой сидишь А сколько вокруг замечательных книг
Теперь ты уже второклассник. Великое дело – учиться!

12.00-12.30 – подготовка к обеду. Обед.

- Что значит «подготовка к обеду»?
(Ответы детей)
- Ребята, чтобы вы хорошо поели, нужно чтобы к вам во время обеда кто-то приходил.
Кто это?
(Ответы детей)
Послушайте стихотворение Г. Сапгира:

Я с горы на санках еду, Вместе с ним за стол мы сели,
Мишка кубарем летит. С Аппетитом всё мы съели.
Прибежали мы к обеду. Приходи к нам, Аппетит!
И пришёл к нам Аппетит. Наша мама говорит,
Что хороший аппетит
Никому не повредит.

- Пусть вас это не удивляет, но многие дети не умеют правильно есть. Они глотают наспех плохо пережёванную пищу, едят всухомятку, отказываются от первого блюда, а с удовольствием едят только пирожки, булочки, пирожные, печенье, конфеты. Так можно испортить желудок и довести его до болезни.
Чтобы сохранить своё здоровье, нужно правильно питаться.
Каждый день мы едим хлеб, кашу из разнообразной крупы, салат, заправленный растительным маслом. Эту пищу мы получаем с поля, с огорода. Она называется «растительная пища». Но каждый день мы едим и мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, молочные продукты. Эту пищу человек получает от животных, и она называется «пища животного происхождения». Вместе пища животного и растительного происхождения называется «разнообразной».
В ней содержатся все питательные вещества, необходимые для организма человека. Дети, которые питаются разнообразной пищей, растут здоровыми, крепкими, меньше устают, хорошо учатся и трудятся.
- И ещё, очень давно люди заметили, если человек употребляет мало овощей, фруктов, он больше болеет. Русский врач Н. И. Лунин объяснил, что это происходит из-за отсутствия в пище витаминов.
- В каких продуктах питания много витаминов, вы узнаете, если угадаете «Загадки с грядки», которые приготовили для вас ученики 4 класса.

Неказиста, шишковата, Расселась барыня на грядке,
А придёт на стол она – Одета в шумные шелка.
Скажут весело ребята: Мы для неё готовим кадки
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картош.) И крупной соли полмешка. (капуста)

Захотелось плакать вдруг – За ботву, как за веревку,
Слезы лить заставил (лук) Можно вытянуть (морковку)

Держится за землю крепко Набирай скорее в миску
Выползать не хочет (репка) Краснощёкую (редиску)

Удивляет горожан Отыскался наконец
Темнокожий (баклажан) И зеленый (огурец)

- Для того, чтобы не утомляться, быть бодрым, не болеть, следует не только питаться разнообразной пищей, но и соблюдать режим питания, т. е. каждый день в одно и то же время. Детям вашего возраста надо есть не менее четырёх раз в день. Если вы соблюдаете режим питания, то ваши органы пищеварения к определённому сроку готовятся принимать, переваривать пищу. К тому времени, когда вы должны завтракать, обедать или ужинать, в отделах органов пищеварения – во рту, желудке, кишечнике – начинают выделяться пищеварительные соки. И тогда вы чувствуете, что голодны, и появляется аппетит, а съесть пищу с аппетитом очень полезно.
- Из всего сказанного можно сформулировать основные правила питания: (на экране)
1) ешьте 4-5 раз в день и не «перекусывайте» всухомятку;
2) при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока;
3) ешьте не торопясь, маленькими кусочками, тщательно пережёвывая пищу;
4) потребляйте сахар в умеренном количестве.

Торты, пряники, конфеты
Детским так вредят зубам!
Лучше овощи и фрукты –
Вот здоровая еда!

- После обеда вы отправляетесь на прогулку, так как уже довольно много времени находитесь в помещении и вам необходимо подышать свежим воздухом, побегать, поиграть в любимые игры.

Светит солнце во дворе
И глядит в окошко.
Не пора ли детворе
Погулять немножко.

12.30-14.00 – прогулка.
14.00-15.00 – занятия в группе продлённого дня.
15.00-15.20 – дорога домой.
16.00 – полдник.
16.00-17.00 – приготовление уроков (часть уроков сделана в ГПД).

- На этом пункте режима дня остановимся поподробнее. Чтобы вы не уставали, не переутомлялись во время приготовления уроков, нужно соблюдать определенные правила выполнения домашней учебной работы:

1)Домашние задания следует выполнять в часы, предусмотренные режимом дня. Ученые установили, что наиболее оптимальное время для выполнения домашних заданий с 16 до 18 часов. В это время ваш организм работает так, что вы легко и хорошо справляетесь с работой.

2) Приступать к работе можно лишь предварительно хорошо отдохнув после учебных занятий в школе.

3) Начинать подготовку следует с предмета средней сложности, затем – наиболее трудного, а последними выполнять самые лёгкие задания.

4) Лучше всего уроки готовить в своём уголке школьника, где на столе и полке все книги, тетради, учебные принадлежности размещены на своих местах и ничего не надо искать – всё под рукой.

5) Стол и стул должны стоять так, чтобы свет падал с левой стороны, книги и тетради были хорошо освещены. Не забудьте использовать подставку для книг, а во время занятий через 15-20 минут отводите глаза от тетради, книги и в течение 2-3 минут смотрите вдаль. Не забудьте – глазам нужен отдых!

6) Сидеть нужно так, как вы это делаете в классе – не наклоняться низко, проверять расстояние от глаз до поверхности стола. Пользуйтесь известным вам приёмом (поставить локоть на стол и кончиками пальцев коснуться виска).

7) Через 20-25 минут вам необходимо отдохнуть, провести физкультминутку.

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнет авторучка,
Значит, отложим в сторонку тетрадь.
Ну-ка, вставайте скорее со стула,
Если совсем вы ещё не заснули!

Физкультминутка.

А сейчас все по порядку Через правое плечо,
Дружно делаем зарядку. Через левое плечо.

Руки в стороны, согнули, Дружно присели,
Вверх подняли и махнули. Пяточки задели.

Спрятали за спину и оглянулись: На носочки поднялись, опустили руки вниз.

8) Приучайтесь выполнять домашние задания самостоятельно, до прихода родителей с работы. Иначе вы будете учить уроки в позднее время. А это значит, вы будете нарушать свой режим.

- Ну вот, уроки сделаны. Что же мы будем делать дальше?
(Ответы детей)

17.00-19.00 – свободное время.

Свободное время может включать в себя помощь взрослым по дому, любимые занятия, игры с сёстрами и братьями и, конечно же, прогулку.

19.00- ужин.

- Ужинать нужно примерно за два часа до сна и ни в коем случае не переедать на ночь.
- Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)



19.30-20.30 – свободное время.

Теперь можно поиграть,
Можно книгу почитать,
Телевизор посмотреть.
Или с мамой посидеть.

20.30-21.00 – подготовка ко сну.

(Инсценировка рассказа «Пять дел перед сном»)

21.00 – сон.

- Сон – это такой же необходимый компонент в жизни человека, как вода и пища. Для полноценной работы нашего организма в течении дня, человек должен хорошо выспаться ночью. Детям вашего возраста нужно спать 10-11 часов.

Но, к сожалению, не все дети охотно ложатся спать, а поступают так, как герой стихотворения С. Михалкова «Не спать».

Я ненавижу слово «спать»! Сквозь спор знакомых голосов
Я ёжусь каждый раз, Мне ясно слышен бой часов.
Когда я слышу: «Марш в кровать! И папа маме говорит:
Уже десятый час!» «Смотри, смотри, он сидя спит!»

Нет, я не спорю, я не злюсь, Как хорошо иметь права
Я чай на кухне пью. Ложиться спать хоть в час, хоть в два!
Я никуда не тороплюсь В четыре или в пять!
Когда напьюсь, тогда напьюсь. А иногда, а иногда
Напившись, я встаю. (И в этом, право, нет вреда)
И, засыпая на ходу, Всю ночь совсем не спать.
Лицо и руки мыть иду

Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.

(Анализ стихотворения).

5. Закрепление изученного материала.

1) - Ребята, мы составили примерный режим дня, вы его записали все на листочках. Возьмите эти листочки домой, повесьте их в своем уголке школьника и придерживайтесь в своих делах этого режима.

2) Игра «Каждой вещи своё место».

(Стук в дверь).

- Ребята, кто-то стучится, пойду, посмотрю.
(Открывает дверь, входит почтальон.)
- Здравствуйте, ребята, я почтальон Печкин, принес вам посылку от доктора Айболита.

- Спасибо, почтальон Печкин, присаживайтесь, отдохните.

(Учитель открывает посылку.)

- Ребята, в посылке находятся предметы, которые относятся к режиму дня, а ещё здесь есть письмо. (Открывает, читает задания.)

1 задание: расположите предметы по порядку, чтобы они соответствовали режиму дня.

- Подходите к посылке, берите предметы и расставляйте их по порядку.
(4 класс проверяет.)

3) Игра с кубиками.

- Молодцы с первым заданием доктора Айболита справились, но доктор Айболит приготовил для вас ещё одно задание.
Он прислал кубики с картинками, но в дороге картинки оторвались от кубиков и все перепутались. Нужна ваша помощь. Картинки надо приклеить на место. На картинках изображены этапы режима дня и у каждой картинки есть своя буква. Каждый из вас получает кубик и картинку с буквой.

(Ученики 4 класса раздают кубики и картинки.)

- На одну сторону кубика наклеиваем картинку, на другую – букву.

(2 класс наклеивает, 4 класс помогает.)

- А теперь несите все кубики на стол и расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали основным этапам режима дня.

(Дети расставляют.)

- А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.

(Ученики 4 класса переворачивают кубики буквами, 2 класс - читает. Если получилось словосочетание «режим дня», то всё правильно.)

- Ребята, я предлагаю вам эти кубики взять в ГПД, подарить их первоклассникам и поиграть с ними в эту игру.

6. Итог урока.

1) Подведение итогов урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы занимались очень важным делом: составляли режим дня.
Мне хочется узнать, интересно вам было сегодня на уроке или не очень. Если интересно и вам урок понравился, улыбнитесь мне, а если неинтересно – сделайте грустное выражение лица.
(Дети изображают мимикой своё отношение к уроку.)

- А что особенно вам понравилось или не понравилось?
(Ответы детей.)
- Для чего нужно соблюдать режим дня?
(Ответы детей.)

- А теперь давайте подведём итог всему, о чём мы говорили на уроке, а сделаем мы это в стихотворной форме.

7.00. – Знай, дружок, что в семь утра,
Хватит спать, вставать пора.

7.00-7.30 – А, проснувшись, не лежи,
Зарядку сделай, постель застели.

7.30-7.45. – Вот и завтракать пора:
Каша ждёт тебя с утра.

7.45.-8.00. – Как поел, портфель бери,
В школу с радостью иди.

8.15.-12.00. – В школе слушай всё внимательно,
Будь послушным и старательным.

12.30.-14.00. – После уроков погуляй,
Про обед не забывай.

15.00-15.20 – По дороге домой не спеши,
Держись правой стороны.

16.00-17.00 – Пришло время постараться
За уроки приниматься.
Об одном не забывай
В промежутках отдыхай.

17.00.-19.00. – Дома маме помоги
И немного отдохни.

19.30-20.30. – Теперь можно поиграть,
Можно книжку почитать,
Телевизор посмотреть,
Или с мамой посидеть.

21.00. – Знай, спокойный крепкий сон
Тебе очень нужен он.

- Всем запомнить нужно!

Кто с режимом дружит,
Никогда не тужит!

- Помни твердо, что режим
Людям всем необходим!
2) Оценка работы детей.

- Сегодня вы все на уроке работали активно, с большим интересом, правильно отвечали на мои вопросы и выполняли задания доктора Айболита. Все вы заслужили оценку «пять».

7. Домашнее задание.

- А теперь послушайте, что вы будете делать дома.
Пользуясь режимом дня, который вы записали, а также вспомнив советы доктора Айболита, составьте режим выходного дня. Я предлагаю вам его красочно оформить, может быть нарисовать иллюстрации или наклеить картинки. А на следующем уроке мы проведем конкурс на лучшее составление и оформление режима выходного дня. Разрешается помощь взрослых.

- На этом наш урок закончен.




























15