Открытый урок литературного чтения, проводимый в 4б классеТема: «Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва!… Люблю тебя как сын…», Парус»


Открытый урок литературного чтения, проводимый в 4б классе
Журавлевой Мариной Анатольевной
по УМК «Начальная школа 21 век»
Тема: «Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва!... Люблю тебя как сын…», Парус»
Цели:
Обучающие:
- продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.
- обучать элементам литературоведческого анализа;
- расширить словарный запас;
- вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
- продолжить обучение декламационному чтению;
- вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.
Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю. Лермонтова;
- развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову.
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
- воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
- воспитание эстетического вкуса у учащихся;
- воспитание любви к своей Родине.
Мотивационные:
- создавать мотивацию успеха;
- учитывать индивидуальные особенности.
Задачи:
Дать общее представление о М. Ю. Лермонтове как поэте и его произведениях.
Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведений.
Формировать умения работы с текстами художественных произведений.
Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, человеколюбие и т. д.
Ресурсное обеспечение:
«Литературное чтение. 4 класс. 1 часть» Л. А. Ефросинина.
Рабочая тетрадь № 1. Л.А. Ефросинина.
Музыкальное оформление (Аудиозапись романса А. Варламова на слова М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий…»Лист самооценки.
Проектор, презентация.
Знаки-помощники (раздаточный материал для учащихся)Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные
-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
-смысловое чтение;
-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Личностные
-включение в учебную деятельность;
-осознание нравственной глубины данного произведения;
-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
-понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.
Регулятивные
-целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё нужно понять;
-проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;
-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.
Тип урока: урок – исследование.
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальна
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организацион-ный момент
Цель: организовать класс, настроить на плодотворную работу в процессе урока, осваивать начальные формы личностной рефлексии.
Цель для обучающихся:
Настроиться на урок, уметь организовать своё рабочее место, поприветствовать учителя и гостей, проверить готовность к уроку.
2.Актуализация имеющихся знаний.
Цель: выявление уровня овладения имеющимися знаниями, заинтересованность обучающихся, учить думать и отвечать на проблемные вопросы.
- Ребята, надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое и интересное – это всегда шаг вперёд в своём развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Вереницей идут года,
И не видно черты их конечной.
Лермонтов…
Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно!
Это жизни дни его вернулись,
Он в неё хозяином вошёл,
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз.
Он живой, не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!
(Павел Алдахин (поэт,участник Великой Отечественной войны)
О творчестве великого русского поэта М. Ю. Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
(Слайд: портрет М.Ю.Лермонтова)
Наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам, познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!... и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».
(Слайд: тема урока)
Дети приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.
Проверяют готовность к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные
-включение в учебную деятельность
Личностные результаты.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель:
включить детей в активную учебно-познавательную деятельность.
4. Изучение нового материала.
Ознакомление с жизнью и творчеством
М. Ю. Лермонтова
Цель: познакомиться с основными этапами жизни поэта.
5. Подготовка к восприятию стихотворения.
6.Первичное восприятие текста.
Цель: овладение навыками смыслового чтения стихотворения в соответствии с проблемным вопросом.
Форма работы: фронтальная с целью извлечения основной информации.
7.Подготовка к выразительному чтению.
Цель: избежать перегрузки и переутомления уч-ся. Сохранить мотивацию учения. Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны - задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось;
чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пуст работает не только наша память, но и душа, сердце.
Заслушивание сообщений учеников.
Страницы жизни М. Ю. Лермонтова.
(Слайд: родители)
(Слайд: бабушка)
(Слайд: Тарханы)(Слайд: Кавказ)(Слайд: война 1812 года)
Выключить проектор)Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.
-Молодец, ты замечательно прочитал стихотворение.
Беседа:
-Какие чувства вызывает у вас это произведение?
-В каких словах слышится любовь поэта к своему городу? А чтобы ответить на этот вопрос откройте рабочие тетради на с.45.Найдите 1 задание. Читаем и выполняем.
Проверка.
Прочитайте самостоятельно стихотворение (с.82) и понаблюдайте
-В каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве?
-Как вы понимаете выражение «блеск твоих седин»
-Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает?
«Столетний великан» - это метафора.
-Прочитайте определение слова метафора.
-Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином?
-Что хотел наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте.
-Как вы понимаете эти слова?
_Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения.
-Какова основная мысль стихотворения?
Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете - грустный, торжественный или радостный?
Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки, пользуйтесь карточками «Знаки-помощники»
(Включить проектор)
Проверка.
Физминутка для глаз. (Морская)
(Слайд: море с рыбками)
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
(Слайд: море)
Настрой на восприятие материала
1 ученик.
М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в одном из домов на Садовой в Москве, напротив Красных ворот. Его мама Мария Михайловна Лермонтова рано умерла. После её смерти отец М.Ю. Лермонтова уехал в своё имение и жил отдельно от сына, Сейчас на этом месте стоит памятник поэту.
2 ученик.
Михаила Юрьевича воспитывала его бабушка со стороны матери Елизавета Алексеевна Арсеньева. Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. Именно эта пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
3 ученик.
Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына.
4 ученик.
Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рождённую для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.
1812 году французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлёвские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 году большинство храмов было приведено в порядок.
(Ученик читает стихотворениенаизусть)
Гордость
Люблю священный блеск твоих седин. И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Любовь поэта к Родине, Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной.
Старая Москва.
Столетний русский великан.
(Дети читают сноску)
Метафора - переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
(Наполеона, занявшего Кремль)
(Помериться главою. низвергнуть)
(Уничтожить)
(Величавый, Ты жив!)
Любовь поэта к Родине
(Работа в парах) Регулятивные
-целеполагание
Коммуникативные
-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли
Метапредметныепознавательные:
-проводить сравнения;
-строить суждения.
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Предметные:
-знать алгоритм работы над выразительностью стихотворения.
Метапредметные:
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации;
8.Подготовка к восприятию стихотворения.
9.Чтение стихотворения «Парус». Работа с текстом
Цель: познакомить со стихотворением «Парус», обеспечить восприятие, осмысление.
10.Анализ стихотворения «Парус »
Цель: овладение логическими действиями сравнения, анализа, умозаключения.
Форма работы: исследовательская, работа в группах.
Цель: развивать внимание к образным средствам языка, выделять особенности стиля и речи поэта.
Форма работы: самостоятельное чтение стихотворения и коллективное обсуждение
-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?
-Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. Море всегда вызывает чувства в человеке, они разные.
-Вы видели море?
-Что чувствовали вы?
-Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
-Какое море в тихую погоду?
В бурю?
-Просмотрите репродукции картин Айвазовского.
(Слайд: картины Айвазовского)
Море всегда манило человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.
(Слайд: парус)
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
Учитель читает наизусть стихотворение «Парус»
Проверка первичного восприятия
 -Понравилось ли вам это произведение?
 -Как красиво лермонтовское стихотворение !Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы.
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
- Возьмём с собой знания, фантазию, желание работать.
-Откройте учебники на стр. 84.
-Почитайте самостоятельно стихотворение.
- Какими словами рисует Лермонтов море?
-А что обозначает слово лазурь?
А луч солнца? Значит какой?
-А какого цвета парус?
-Белый. лазурный, голубой, золотой.
-Какие это цвета?
-Какие чувства они рождают?
-Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?
Прочитайте.
-Какое чувство это вызывает?
Сколько строф в стихотворении?
-Прочитаем первые 2 строчки каждого четверостишия.
-Что рисуют нам они?
-Прочитаем последние 2 строчки четверостишия.
-Чей голос звучит в них?
-Обратите внимание на пунктуацию. Первое, что бросается в глаза-многоточия. Они разделяют паузой каждое из трёх четверостиший.
Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение.
-Сколько раз употребляется слово парус?
-Чем потом заменяется оно? Найдите в тексте.
-Почему Лермонтов так пишет о парусе?
-О ком так можно говорить?
Работа с таблицей
(Слайд: таблица)
    Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.  
                                         
Разделитесь на 3 группы. 1группа анализирует 1 строфу, 2 группа 2 строфу и 3 группа анализирует 3 строфу. Каждая группа готовит выразительное чтение своей строфы.
Проверка.
1строфа.  (1группа)    
-Что видим?
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые.
-Как читаем 1 строфу?
-Какие глаголы относятся к парусу?. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
-А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите..
А есть ли глаголы, относящиеся к морю? Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа.    (2 группа )
-Что видим?
-Как читаем?
Природа и море оживают.
Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
-А парус?
(Слайд: парус)
-А где сейчас по отношению к нам находится парус?
Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией. 3 строфа.(3 группа )
-Что видим?
-Как читаем?
А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
В природе воцарился покой. А парус?
Парус назван «мятежным».
-Каково значение этого слова?
(Слайд: словарная работа)
Морской пейзаж.
Да
Волнение, гордость
Дети высказывают свои предположения.
Спокойное, ласковое.
Бурное, неспокойное, волнующее.
Да
Лазурь, голубое, луч солнца.
Свет
ло-синий
Золотой.
Белый
Эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые.
Они рождают чувство радости.
Парус назван одиноким.
Чувство тоски, грусти, сожаления.
«Одинокий парус» - мы переживаем, что он один в этом огромном море. Он отважился выйти в это огромное море.
В стихотворении три строфы.
Дети читают.
Картины природы. Безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха –парус.
Самого поэта, его размышления.
Один.
Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури.
Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастия, а бури.
Так можно говорить про гордых и смелых людей.
Личностные
Коммуникативные
-участвуют в диалоге при обсуждении произведения.
Предметные
научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение
Познавательные
-постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
-смысловое чтение;
-строят устные высказывания с учетом учебной задачи.
Море, небо, паруса, затишье.
Спокойно
Парус белеет.
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению
Нет.
Парус, шторм, волны, ветер, мачта
Взволнованно, неспокойно

Играют волны, ветер свищет.
Парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит.
Близко, мы слышим скрип мачты.
Ослепляющий  своей красотой морской пейзаж.
Светло, торжественно.
На палубе парусника.
«А он, мятежный просит бури».
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
-умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли;
Предметные
научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение
Предметные результаты: прогнозируют содержание текста по заглавию.
Регулятивные УУД: формулируют цели урока.
Коммуникативные УУД: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные результаты: эмоционально воспринимают стихотворение.
Предметные результаты: выразительно, осознанно читают, аргументируют своё отношение к прочитанному.
Познавательные УУД:
осуществляют анализ.
11. Словарная работа
Цель: раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемог Мятежный - тревожный, неспокойный, бурный,неудовлетворенный.
-Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение?
-На какого человека похож парус?
-А теперь попробуем прочитать стихотворение так, вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины. Говорят сначала дети, затем читают со слайда.
Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.
Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им. Предметные:
-знать понятие «эпитеты» и уметь находить их в тексте;
-знать понятие «метафора»;
Метапредметные:
Личностные:
-развивать чувства прекрасного и эстетические чувства
12.Выразительное чтение стихотворения «Парус»
13.Подведение итога урока
Цель: анализ овладения знаниями; качественная оценка работы класса и отдельных учащихся
14. Рефлексия
Цель: организовать рефлексию в конце урока, подвести итог проделанной работе.
Цель для обучающихся:
уметь оценивать свою деятельность на уроке.
15. Домашнее задание
Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.
Чтение стихотворения учащимися(в паре)
-Какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение?
Что же это за парус? И о чем на самом делеговорит и думает поэт?
Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения
- Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения М. Лермонтова живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке.
Послушайте музыкальное произведение «Парус»
-Ваши впечатления?
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М. Ю. Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М. Ю. Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М. Ю. Лермонтов-собеседник, Лермонтов-друг, Лермонтов-учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.
Докажите, что вам понятна главная мысль этого стихотворения.
Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам, к этому должны стремиться и вы, ребята.
-Оцените свою работу на листе самооценки
Продолжите высказывание:
Я узнал….
Мне захотелось…
Это стихотворение заставило меня задуматься…
Урок взволновал…
Я расскажу дома…
Лист самооценки (обведи нужную отметку на каждом этапе урока)
1.Организационный момент
5 4 3 2
2. Постановка цели и задач урока
5 4 3 2
2. Ознакомление с жизнью и творчеством
М. Ю. Лермонтова (проверка теста)
5 4 3 2
4.Чтение стихотворения «Москва,Москва!...
(слушал, отвечал на вопросы)
5 4 3 2
6. Чтение стихотворения «Парус»
5 4 3 2
7. Словарная работа
5 4 3 2
8. Анализ стихотворения «Парус »
5 4 3 2
9. Подведение итога урока
5 4 3 2
10. Рефлексия
5 4 3 2
11.. Домашнее задание
5 4 3 2
1. Выучить стихотворение наизусть
2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
.

Дети высказывают свои предположения.
Восхищение и недоумение
Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.
Исполнитель привносит что-то своё. В романсе сливаются музыка и поэзия.
Парус - одинокий, мятежный.
Белеет, бежит, просит.
Ищет смысл жизни.
Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов.
Дети оценивают свои ответы.



Личностные результаты:
стараются передать при чтении свои эмоции.
Предметные результаты:
осознанно и выразительно читают
Регулятивные УУД:
определяют степень успешности чтения в соответствии с поставленной задачей.
Метапредметные:
Личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные УУД: определяют степень успешности своей работы в соответствии с критериями.
Регулятивные УУД:
принимают и сохраняют учебную задачу