Занятие по изобразительному искусству на тему В гостях у Матушки-Зимы


Занятие
по изобразительному искусству
на тему «В гостях у Матушки-Зимы»
Цель: познакомить детей с зимним пейзажем и его колоритом, опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Задачи:
- научить определять колорит картины и проводить ее анализ;
- воспитывать любовь к искусству;
- развивать воображение и творческий потенциал детей.
Ход:
На доске вывешены таблицы теплохолодности и большой цветовой круг.



Педагог:
Здравствуйте, дорогие ребята.
Дети:
Здравствуйте.
Педагог:
Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями русских художников-пейзажистов, которые изображали зиму. Художникам удалось в своих работах передать неповторимую атмосферу русской зимы.
Используя сочетание холодных цветов с нейтральными, они добивались совершенствования неповторимых оттенков зимнего колорита.
Ребята, а давайте вспомним, какие цвета являются холодными?
Дети:
Синий, зеленый, фиолетовый и их оттенки.
Педагог:
Верно. Молодцы!
Художники создавали колорит зимы – холодный, в который часто «вклинивались» розоватые и персиковые теплые оттенки морозного неба и бликов на снегу.
Но в основе любого зимнего пейзажа – оттенки холодных цветов.
Одним из самых знаменитых художников-пейзажистов является С.Ю.Жуковский.
На доске появляется репродукция картины С.Ю.Жуковского «Зимний вечер».

Педагог:
Его картина «Зимний вечер» «дышит» холодом. Голубоватые оттенки снега подчеркивают характерный холодный колорит картины. Мягкие переходы от голубого к светло-синему цвету дарят ощущение покоя и умиротворения.
То же мы можем наблюдать на картине А.М.Васильева «Зимний сон».
На доске появляется репродукция картины А.М.Васильева «Зимний сон».

Педагог:
В отличие от предыдущего пейзажа на данной картине более проработан передний план. На деревьях среднего плана – контрастное сочетание белого и черного передает глубину пространства. Ствол дерева в центре композиции написан теплой охрой, что придает ему сдержанный, спокойный вид.
На доске появляется репродукция картины К.И. Горбатова «Зимний пейзаж с церковью».

Педагог:
Как и на картине К.И. Горбатова «Зимний пейзаж с церковью» - общий колорит разбавляют теплые красноватые пятна стен церкви и прилегающих к ней желтовато-охристых домиков.
На первый план «вырываются» белоснежные березки с темными пятнами на стволах. Неповторимо передан общий свето-теневой контраст. Нежно-молочный «свет» и ледяная сине-голубая «тень».
Таким образом, на картине можно наблюдать свето-теневой контраст и контраст теплохолодности.
На доске появляется репродукция картины С.Ю.Жуковского «Зима».

Педагог:
На картине С.Ю.Жуковского «Зима» мы также видим свето-теневой контраст. Но в отличие от предыдущей картины, появляются пятна деревьев охристо-зеленого цвета, темный лес на дальнем плане, красочный берег и река в центре композиции. Цвета яркие, сочные.
Так можно рассмотреть и проанализировать любую картину. Я вам предлагаю рассмотреть и проанализировать картины И.И.Бродского «Зима» и Ф.А.Васильева «Зима».
На доске появляются репродукции картин И.И.Бродского «Зима» и Ф.А.Васильева «Зима».

Дети по очереди анализируют каждую из картин и сравнивают их. Педагог помогает тем детям, которые затрудняются ответить.
Педагог:
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал. Теперь вы сможете составить композиции своих будущих пейзажей и выполнить их в цвете. Следующие занятия будут посвящены именно составлению композиций и выполнению работ в цвете.
Ребята, вам понравилось занятие? Если «да», то чем?
Дети высказывают свое мнение.
Педагог:
Вы все молодцы! На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!
Дети:
До свидания.