Как научить ребенка жить в мире людей



Классный час"Как научить ребенка жить в мире людей"

Задачи:
1. Обсудить с учащихся проблемы поведения в школе, на улице и дома.
Формировать у учащихся понимание значимости данной проблемы для становления характера их , его взглядов.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:
- Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности
- Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей
Памятка «Если мы вежливы, то»
Если я вежлив, то вежлив
Всюду, всегда и везде,
А не только для гостей
И приятелей-друзей.
Если грубостью и хамством
Ты доволен очень, очень,
Может так случиться в жизни,
Что друзей надежных, верных
Ты не встретишь никогда.
Если ты не виноват,
Лишь другие виноваты.
Ты не жди, что у тебя
Будут верные друзья.
Если совершил ошибку
Извинись – сразу легче
Станет вдруг твоей душе.
Радуйся чужим успехам.
Благородство проявляй
И тогда счастливым станешь,
Будешь радоваться жизни.
 
Помни, что твое поведение – это маленькое зеркало, которое гримасничает или просто оно испачкалось, если ты совершаешь плохие поступки.
 


Подготовительная работа.
Анкета для детей №1.
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».







Громко кричать
Драться
Перебивать в разговоре другого человека
Списывать контрольную из чужой тетради
Задавать неуместные вопросы
Свистеть
Ругаться
Жадничать
Сплетничать
Ябедничать
Врать
Навязываться в друзья
Не обращать внимания, если кого-нибудь обижают
Молчать, если кто-то совершил плохой поступок
Приставать к людям с расспросами
Завидовать кому-то
Быть равнодушным к чужой беде



Анкета № 2.
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа

Анкетирование детей №3
Продолжите предложения:
1.     Добрый человек – это тот, который
2.     Злой человек – это тот, который
3.     Честный человек - это тот, который
4.      Правдивый человек – это тот, который
5.     Жестокий человек – это тот, который
6.     Грубый человек – это тот, который
 


Подбор ситуаций для дискуссии
№1
Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки отделились от класса и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом

№2
На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.
Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки


№3
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына
№4
Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы
№5
Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка


Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э. Роттердамский

Вступительное слово классного руководителя.
В толковом словаре С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах и в общественном транспорте, как вести разговор с незнакомым человеком и так далее.
Об этом в классе проводилось множество бесед и часов общения. Но к проблемам культуры человека все же приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.
Анализ мнения учащихся
Согласны ли вы, ребята с моим мнением? Если вы согласны или не согласны, выскажите своё мнение.(Ребята отвечают на вопросы классного руководителя).

Анализ анкетирования учащихся класса проводят сами ребята.
По результатам анкет ребят нашего класса мы получили такую интересную статистику. В нашем классе есть ребята, которые любят:

· громко кричать

· драться

· перебивать при разговоре другого человека

· списывать из чужой тетради во время контрольной работы

· задавать неуместные вопросы


· ругаться

· жадничать

· сплетничать

· врать

· навязываться в друзья

· не обращать внимания, если кого-нибудь обижают


· молчать, если кого-то обижают

· завидовать кому-то

· быть равнодушным к чужой беде.
Вы представляете, если эти качества будет иметь каждый человек, что из этого может получиться?
Ребята делятся на группы и рисуют человека, который имеет такой набор качеств. Каждая группа защищает свой проект.
Обсуждение вопросов:
-Какие качества характера присущи культурному человеку?
-Каким он должен быть?
Трудно ли воспитывать в себе такие качества?
 
Игра «Самохарактеристика»
Ребята знакомят с теми самохарактеристиками, которые у них получились на основе выполнения следующего задания.
Им необходимо было выписать те слова из списка, которые к ним никак не относится.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
 
Вопросы учащимся:
-Может ли образ того или иного человека состоять только из положительных характеристик?
-Можно ли считать, что если ты сегодня имеешь плохие привычки, ты уже никогда от них не избавишься?
-Как понять слова, сказанные американским ученым У.Джемсом: «Хорошая привычка – это упражнение».















МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области (14.04)









Классный час:
"Как научить ребенка жить в мире людей"














Подготовила классный руководитель 7,9 классов Плюхина Марина Николаевна
15