Рабочая образовательная программа по предмету Чтение и развитие речи для 2 ркласса специальной (коррекционной) школы VIII вида


Государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22 VIII вида»
ст. Незлобная, Георгиевского района
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
руководитель районного МО директор ГКС(К)ОУ
специальных (коррекционных) школ «Специальная (коррекционная)
Георгиевского района общеобразовательная
___________ С. В. Аксененко школа № 22 VIII вида»
30.08.2013 г. ____________ Т. А. Лущай
30.08.2013 г.
Рабочая образовательная программа
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
по предмету «Чтение и развитие речи»
2 класс

Составитель:
учитель начальных классов
ГКС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа № 22 VIII вида»
Аксененко С. В.
ст. Незлобная, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М. : Просвещение, 2013. Программа рассчитана на один год обучения (на 170 часов, в т.ч. внеклассное чтение – 9 часов.)
Данная программа предназначена для работы с учащимися 2 класса (возраст 8-11 лет) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа составлена с учётом характеристики детей, обучающихся в данном классе. Для реализации рабочей программы используется учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение», 2 класс. Авт. – сост. С.Ю. Ильина.- 9-е изд.- СПб: «Просвещение», 2013г.
Основная цель - формирование навыка слитного осознанного чтения слов, коротких предложений, небольшого текста.
Задачи:
научить правильно читать по слогам;
учить отвечать на вопросы учителя;
учить слушать небольшую по объёму сказку, рассказ, стихотворение;
учить принимать участие в беседе;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
формировать универсальные учебные действия;
формировать нравственные качества.
Наряду с этими задачами на занятиях по чтению и развитию речи во 2 классе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.
Данная программа составлена с учётом следующих принципов:
концентрический принцип, особенность которого состоит в расчленении сложных понятий и умений на их составляющие элементы.
Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
принцип целостности;
принцип учёта возрастных и типологических особенностей учащихся;
принцип метапредметного подхода;
принцип деятельностного подхода;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:
овладение чтением, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы.
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения
Для чтения подобраны доступные для понимания короткие тексты и стихи, которые обладают воспитательным потенциалом. Во 2 классе основная работа строится над формированием навыка правильного чтения, обеспечивающего понимание содержания прочитанного. Для этого учитель работает сначала над послоговым прочтением, а затем слитным произношением слов. У учащихся формируется навык чтения по слогам, постепенно осуществляется переход к чтению целыми словами. Учащиеся учатся соблюдению при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемогоУсвоение содержания осуществляется в процессе анализа произведений. Учащиеся дают ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; находят в тексте предложения для ответа. Идейный анализ произведения проводится после повторного чтения детьми и направлен на выяснение смысла произведения.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она? о чём в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.Внеклассное чтение, примерная тематика
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Тематическое распределение часов
№ п/п Тема раздела Количество часов
1. Зазвенел звонок - начался урок. 18
2. Осенние страницы 15
3. Сказка за сказкой 8
4. Мир животных 19
5. Птицы – наши друзья 7
6. Зимние страницы 17
7. Все сделаем сами и своими руками 19
8. Буду делать хорошо и не буду плохо 15
9. Ежели вы вежливы… 10
10. Весенние страницы 18
11. Посмеемся, улыбнемся 9
12. Летние страницы 8
13. Как хорошо уметь читать 7
Всего 170
Программа по чтению и развитию речи рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Нормативная база
Программа разработана на основе следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;
Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида».
Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема раздела Кол-во часов
всего
1 четверть Зазвенел звонок - начался урок. 18
1 По Н. Саксонской. «Осень в школе». 1
2 Р. Сеф. «Я могу считать до ста». 1
3 По В. Берестову. «Где лево, где право». 1
4 По В. Драгунскому «Школьные слова». 1
5 По М. Яснову «Я учусь писать». 1
6 Л. Толстой «Таня знала буквы». 1
7 По К. Ушинскому «В школе». 1
8 По В. Викторову «Мы дежурим». 1
9 По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится». 1
10 По Э. Мошковской «Физкультура». 1
11 По Р. Сефу «Пятерка». 1
12 По К.Ушинскому «Всякой вещи свое место». 1
13 М. Юдалевич «Три плюс пять». 1
14 В. Голявкин «Первый урок». 1
15 По В. Драгунскому «Уроки». 1
16 Г. Мамлин «Давайте складывать слова». 1
17 Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о школе. 1
18 Обобщение по теме: «Зазвенел звонок – начался урок». 1
Осенние страницы 15
19 По Г. Скребицкому «Художник-Осень». 1
20 С. Козлов «В эту осень» (отрывок). 1
21 М. Ивенсен «Падают, падают листья…». 1
22 В. Викторов «Здравствуй, осень». 1
23 По А. Митяеву «В октябре». 1
24 Г. Ладонщиков «Верная примета». Народные приметы. 1
25 А. Степанов «Когда шубу носить?». 1
26 По И. Соколову-Микитову «Белки». 1
27 Е. Благинина «Белкина кладовка». 1
28 По Г. Снегиреву «Кто сажает лес». 1
29 По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий» 3
30 Внеклассное чтение. Стихи об осени 1
31 Обобщение по теме: «Осенние страницы». 1
Сказка за сказкой 8
32 Русская народная сказка. Вершки и корешки. 1
33 Русская народная сказка. Лиса и кувшин. 1
34 Русская народная сказка. Рак и Лиса. 1
35 Русская народная сказка. Старик и два медвежонка.
1
36 Ингушская сказка. Заяц и черепаха. 1
37 Румынская сказка. Волк и лошадь. 1
38 Японская сказка. Добрый крестьянин. 1
39 Обобщение по теме: «Сказка за сказкой». 1
Мир животных 19
40 Р. Сеф «Кто любит собак». 1
41 Барашек. Английская народная песенка. 1
42 А. Введенский «Загадка». 1
43 В. Лифшиц «Кролик» 1
2 четверть – 35 часов
44 Ю. Коринец «Лапки». 1
45 Е. Благинина «Котенок». 1
46 А. Барто «Собака». 1
47 Е. Чарушин «Ёж». 1
48 Я. Агафарова «Живой букет». 1
49 По Г. Снегиреву «Медвежонок» 2
50 По И. Соколову-Микитову «Лисья нора». 1
51 С. Черный «Кто?». 1
52 По Г Снегиреву «Бобренок» 2
53 С. Маршак «Детский дом». 1
54 Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». 1
55 Внеклассное чтение. Рассказы о животных. 1
56 Обобщение по теме: «Мир животных». Загадки о животных. 1
Птицы – наши друзья 7
57 По И. Соколову-Микитову «Соловей». 1
58 Г. Снегирев «Ворон». 1
59 Г. Ладонщиков «Спор на скворечне». 1
60 По Н. Сладкову «Пылесос» 2
61 По В. Голявкину «Птичка». 1
62 Обобщение по теме: «Птицы – наши друзья». Птичьи загадки. 1
Зимние страницы 17
63 Н. Егоров «По ягоды на лыжах». 1
64 По Л. Воронковой «Снег идет». 1
65 Л. Наппельбаум «Озорные снежинки». 1
66 По Е. Кузнецовой «Семка и Мороз». 1
67 С. Маршак «Белая страница». 1
68 В. Бианки «Книга зимы». 1
69 Д. Хармс «Что это было?». 1
70 В. Сухомлинский «Зайчик и рябина». 1
71 По Н. Сладкову «Зимний запас». 1
72 Г. Ладонщиков «Наши друзья». 1
73 Внеклассное чтение. Стихи о зиме 1
74 Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» (отрывок). 1
75 По Н. Плавильщикову «Храбрая птица». Е. Махалова «Что такое Новый год?». 1
III четверть – 50 часов 76 Ю. Кушак «Ночное приключение». 1
77 По Л. Сергееву «Снеговики» 2
78 Обобщение по теме: «Зимние страницы». Зимние загадки. 1
Все сделаем сами и своими руками 19
79 Знают мамы, знают дети. Немецкая народная песенка. 1
80 А. Гарф «Вот какие наши руки». 1
81 В. Голышкин «Белоручки». 1
82 В. Осеева «Своими руками». 1
83 М. Коцюбинский «Десять помощников». 1
84 Е. Пермяк «Первая рыбка». 1
85 Г. Ладонщиков «Кукла и Катя». 1
86 Е. Серова «Разговор о технике». 1
87 И. Мазнин «Странное дело». 1
88 Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о труде детей 1
89 По П. Тихонову «Вкусный пирог» 2
90 Г. Глушнев «Мы вдвоем». 1
91 По В. Голявкину «Подходящая вещь». 1
92 М. Глазков «Танечка-хозяйка». 1
93 М. Моисеева «Доктор Петрова». 1
94 По Е. Пермяку «Мамина работа» 2
95 Обобщение по теме: «Все мы сделаем сами и своими руками». Загадки о наших помощниках. 1
Буду делать хорошо и не буду плохо 15
96 А. Кузнецова «Подружки». 1
97 А. Барто «Рыцари». 1
98 Н. Сладков «Жалейкин и пруд». 1
99 Р. Зеленая, С. Иванов «Страшная история». 1
100 По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». 1
101 М. Пляцковский «Урок дружбы» 2
102 Внеклассное чтение. Рассказы о хороших поступках. В. Осеева. 1
103 В. Хомченко «Яблоко» 2
104 В. Карасева «Про Людочку». 1
105 Р. Баумволь «Никто не мешает». 1
106 С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» 2
107 Обобщение по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо». 1
Ежели вы вежливы… 10
108 Н. Красильников «Доброе утро». 1
109 Л. Каминский «Как Маша яблоко ела». 1
110 По В. Голышкину «Удивительное превращение» 2
111 Внеклассное чтение. Г. Остер «Вредные советы». 1
112 А. Седугин «Брысь, шапочка!». 1
113 С. Маршак «Песенка о вежливости» (отрывок). 1
114 По Я. Пинясову «Кто грамотней?» 2
115 Обобщение по теме : «Ежели вы вежливы…». 1
Весенние страницы 18
116 Л. Модзалевский «Появление весны». 1
117 И. Соколов-Микитов «Весна-красна». 1
IV четверть – 40 часов 118 Ю. Коринец «Март». 1
119 Л. Барбас «Поздравление». 1
120 М. Пляцковский «Сосульки». 1
121 М. Борисова «Песенка капели». 1
122 По Г. Скребицкому «Художник-Весна». 1
123 Е. Серова «Подснежник». 1
124 По Ю. Ковалю. «Белое и желтое». 1
125 З. Александрова «Салют весне». 1
126 Н. Сладков «Любитель цветов». 1
127 В. Хомченко «Терем-рукавица». 1
128 Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о весне. 1
129 Г. Виеру «Девятое мая». 1
130 По Л. Кассилю. «Никто не знает, но помнят все». 1
131 Т. Белозеров «Майский праздник». 1
132 П. Воронько «Лучше нет родного края». 1
133 Обобщение по теме: «Весенние страницы». Весенние загадки. 1
Посмеемся, улыбнемся 9
134 О. Григорьев «Повар». 1
135 Э. Успенский «Память». 1
136 Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». 1
137 По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». 1
138 Ю. Кушак «Банька». 1
139 По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать» 2
140 В. Лапшин «Познакомился». 1
141 По Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?». Обобщение по теме: «Посмеемся, улыбнемся». 1
Летние страницы 8
142 Е. Трутнева «Земляника». 1
143 К. Ушинский «Солнце и радуга». 1
144 Л. Мануш «Мост». 1
145 А. Седугин «Шмель и Миша». 1
146 По В. Хомченко «Гнездо в траве». 1
147 Внеклассное чтение.Стихи и рассказы о лете. 1
148 Л. Фадеева «Каникулы». 1
149 Обобщение по теме: «Летние страницы». Летние загадки. 1
Как хорошо уметь читать 7
150 В. Берестов «Читалочка». 1
151 И. Железнова «Раньше улица молчала». 1
152 Р. Сеф «Читателю». 1
153 В. Голявкин «Спрятался». 1
154 Л. Пантелеев «Ау». 1
155 Д. Чиарди «Прощальная игра». 1
156 Обобщение по теме: «Как хорошо уметь читать!». Книжкины загадки. 1
Итого 170
Диагностический инструментарий
№ п/п Критерии и показатели Уровни
А В С
1 Техника чтения Умение читать короткие тексты по слогам и целыми словами Умение читать короткие тексты по слогам Умение читать по слогам сло-ва и короткие предложения.
2 Понимание читаемогоУмение по во-просам учителя и по иллюстрациям самостоятельно рассказывать, о чём читали или слушали Умение по вопро-сам учителя и по иллюстрациям рас-сказывать, о чём читали или слуша-ли с частичной помощью учителя Умение давать полный ответ на вопрос по прочитанному с помощью учителя
4 Развитие устной речи Самостоятельный пересказ содержания прочитанного близко к тексту.
Знать наизусть 5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя близко к тексту.
Знать наизусть 3 коротких стихо-творения, читать их перед классом с помощью учителя Уметь соотносить иллюстрацию с определенным отрывком из текста. Знать наизусть 2-3 коротких стихотворения.
5 Внеклассное чтение Умение называть заглавие прочитанной книги, её автора; отвечать на вопросы по содержанию; рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного. Умение называть заглавие прочитанной книги, отвечать на вопросы информационного плана. Умение слушать в чтении учителя небольшой рассказ, сказ-ку, называть заглавие книги.
6 Универсаль-ные учебные действия Умение самосто-ятельно работать с источниками информации (учебник). Умение следовать точной инструкции учителя. Умение слушать и вступать в диалог, выска- зывать свою точку зрения. Умение строить монологическое высказывание. Умение с помощью учителя работать с источниками информации (учебник). Умение следовать точной инструкции учителя. Умение слушать и вступать в диалог,
высказывать свою точку зрения. Умение с помощью учителя работать с источниками информации (учебник). Умение сле-довать точной инструкции учителя. Умение слушать и вступать в диалог.
Ожидаемые результаты
Требования к подготовке учащихся по предмету
Учащиеся должны уметь;
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по чтению
«5»- читает по слогам, лёгкие слова целиком, правильно, с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками; выразительно, с соблюдением синтаксических пауз; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно, твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4»- читает по слогам, лёгкие слова целиком; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических пауз, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленных ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3»- читает по слогам, допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических пауз, отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
«2»- читает по слогам и побуквенно, допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении синтаксических пауз, в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста при чтении наизусть.
«1» - не читает, не может ответить на вопросы по содержанию прочитанного даже с помощью учителя, не знает текст стихотворения при чтении наизусть.
Используемая литература
Основная литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013
Ильина С.Ю. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – 9-е изд. - СПб.: Просвещение, 2013.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Дополнительная литература:
Агапова И.А. Встречи с героями книг. Библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. – М.: Учитель, 2014.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 2010.
Воронкова В. В. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы. — М.:2009.
Гераськина Г.В., Глазкова М.А. Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране Знаний, пособие для 1-4 классов. – М.: Экзамен, 2011.
Игнатьева Т. В., Тарасова Л. Е. Литературное чтение. 1-4 класс. Справочник для учителя. - М.: Экзамен, 2010.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2014.
Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М., 2008.
Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы. 1 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2013.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. - М.: ВАКО, 2009
Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 2010.
Максимова Т. Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Синицын В. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие. -М.: РОСТкнига, 2012.
Соболева О.В. Беседы о чтении или как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2013.
Интернет – ресурсы:
http://www.zavuch.info.ru/http://www.uchportal.ru/Календарно-тематическое планирование