Статья на тему Инновационные подходы в формировании компетенций обучающихся


ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ..
Автор доклада: О.А.Шаткене
Организация: МОУ СШ № 60 г.Волглграда
Электронный адрес: olimp-school@rambler.ru

В.А. Сухомлинский когда - то говорил, что для любого ребенка можно создать такие условия, при которых обучение будет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе - от сознания достигнутого, т.к. учеба остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.
Главной задачей в деятельности учителя музыки состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения учеников окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к самому себе. В итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы укрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы.
Сочетание традиционных и инновационных подходов помогает формировать на уроках музыки компетенции обучающихся.Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, интересным, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.
Для уроков музыки был сформулирован состав ключевых компетенций, их учебное содержание, определены методы, приемы, технологии развития компетентностей, критерии оценки уровня освоения ключевых компетенций. Самая основная на уроках музыки – это
I. Музыкально-творческая компетенция.
Музыкально-творческая компетенция – это мотивационно-творческая активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных способностей, которые позволяют ей достигнуть прогрессивных социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Виды деятельности являются центральной составной частью музыкально-творческой компетенции:
- Вокально-хоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных инструментах; концертные выступления; оценка успешности (рефлексия). определено учебное содержание музыкально-творческой компетенции:
Развитие компетентности общих умений.
Умение сравнивать, обобщать, делать вывод
Умение с голоса запоминать текст песен и программный материал
Умение выразительно, эмоционально исполнять музыкальные произведения
В Развитии этих умений я применяю игровые задания, которые развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки, развивают тембровый и музыкальный слух, прививают навыки коллективного игрового творчества. В этих играх, я пользуюсь карточками с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой. 
Развитие вокально-хоровой компетентности Для развития певческого дыхания, использую на уроках упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Они воспринимаются на уроке как игра и способствуют быстрому снятию мышечного и психологического напряжения у обучающихся, а главное, они укрепляют голосовые связки, нормализуют процесс дыхания, что, положительно сказывается на качестве исполнения произведений и формировании правильной певческой позиции.  Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Основные правила.  Сконцентрироваться только на вдохе носом, поэтому нужно тренировать только вдох. Он должен быть шумным, резким и коротким (напоминающим хлопок в ладоши).  Вдох нужно делать одновременно с движениями. Нет вдоха без движения, а движения без – вдоха.  Все вдохи – выдохи нужно делать в ритме строевого шага.  Очень важно выполнять всё эмоционально и радостно.
На уроках музыки я работаю над исполнением песен с движениями в характере музыки. Известно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Использование этих арттерапевтических методов позволяет мне добиваться хорошего физического состояния своих учеников, способствует снятию у них психического напряжения, создаёт благоприятную атмосферу на уроке, помогая детям прочувствовать в движениях под музыку свободу своего тела, а также научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении общих задач

Развитие компетентности слушания музыки
В развитии этой компетентности я использую метод пластического интонирования, который на мой взгляд позволяет детям ярче, образнее воспринимать музыку.
Развитие компетентности музыкальной грамотности
Умение определять средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов. Умение различать песню, танец, марш, жанры: балет, оперу, симфонию. Умение соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи. Уметь определять лад.
Здесь, помимо традиционных подходов я использую в своей работе работу над музыкальным кроссвордом.
Сочетание традиционных и новых подходов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки помогает решать задачи воспитания и развития учащихся, создавая в классе атмосферу спокойствия, увлечения и сотворчества. Ребенок из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект, что делает обучение ярким, интересным для обучающихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету музыка, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

Список литературы:

1. Лебедев В. В., Ярулов А. А. «Школьные технологии» М. 2005 г.;
2. Кузьмина Н. В., Реан А. А. «Профессионализм педагогической деятельности» М. 1993 г.;
3. Хуторской А. В. «Школьные технологии» М. 2006 г.;
4. Осмоловская И. К. «Школьные технологии» М. 2008 г.;
5. Ананьев Б. Г. «Школьные технолгии» М. 2006 г.;
6. Ожегов С. И. «Словарь»;
7. Новикова Л. И. «Компетенции и компетентность – одно и тоже?» М.
2005 г.;
8. «Завуч» М. 2008 г.

Заголовок 215