Рабочая программа по географии (6 класс) по учебнику А.А.Летягина


Рассмотрена: Согласована: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
протокол №1 от « 28 »августа 2015года ________ А.В.Мякинина __________Т.М.ЛешинаРуководитель_______Е.Н.Долгишева «28 »__08_ 2015 года «28 »__августа__2015 года
Приказ № 82/1 от 28.08.15г.
Рабочая программа
по географии
6 класс
учителя первой квалификационной категории
муниципального общеобразовательного учреждения
Прасковьинской средней школы
Акимовой Ольги Васильевны
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 классы) для основной школы составлена в соответствии:
с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
с авторской рабочей программой География: программа 5-9 классы / [А.А. Летягин, И. В. Душина, В.Б Пятунин, Е.А. Таможняя].- М.: Вентана – Граф, 2014г.
с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях,
о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально
– экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
• Умение пользоваться одним из «языков» международного общения –
географической картой;
• Умение пользоваться современными информационными технологиями;
• Владеть научными географическими понятиями;
•Наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьникам предметного географического содержания, формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой длядостижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логическойцелостности, от общего к частному.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
3.Цели и задачи изучаемого предмета
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять географические знания в повседневной жизни;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
4. Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 6 классе отводится– 35 часов, из расчета одного учебного часа в неделю;
В том числе: практических работ -9
Уровень обучения: базовый
Содержание учебного предмета ,учебный план
Раздел 1.Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч.)
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века.
Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке.
Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод вгеографии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.
Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 ч.) Тема 1. План местности (6 ч.)
Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний
на местности различными способами. Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. Инструментальная и
глазомерная, полярная и маршрутная съѐмка местности. Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы).
Тема 2.Глобус и географическая карта - модели земной поверхности (6 ч.) Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса. Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе.
Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.
Раздел 2. Геосферы Земли (15 ч.) Тема 3.Литосфера (5 ч.)
Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник.
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания . Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира. Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа.
Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-
океанические хребты. Ложе океана, его рельеф. Крупнейшие по площади равнины мира.
Тема 4. Атмосфера (6 ч.) Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.
Что такое и как измеряют атмосферное давление. Изменение атмосферного давления свысотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер – движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.
Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают
климатические показатели.
Тема 5. Гидросфера (4 ч)
Солѐность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тѐплые и холодные течения.
Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озѐрных котловин. Питание озѐр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования
межпластовых вод. Болота.
Тема 6. Биосфера и почвенный покров (1 ч.)
Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах
Тема 7. Географическая оболочка Земли (1 ч.)
Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая
оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.
Учебный план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
Раздел I. Введение. Географическое познание нашей планеты.
Тема 1.1 Введение
Тема 1.2. Географическое познание нашей планеты. 5ч.
1 ч.
4 ч.
Раздел II. Изображение земной поверхности
Тема 2.1 План местности
Тема 2.2 Глобус и географическая карта – модели земной поверхности 12 ч.
6
6
Раздел III. Геосферы Земли
Тема 3.1 Литосфера
Тема 3.2Атмосфера
Тема 3.3. Гидросфера
Тема 3.4. Биосфера Земли 16
5
6
4
1
Географическая оболочка 2 ч
ВСЕГО 35 часов
В том числе Практические работы 9
Контрольные работы 4
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
1. Знать и объяснять существенные признаки понятий:
- географический объект;
- глобус;
- земная ось;
- географический полюс;
- экватор;
- литосфера;
- земная кора;
- атмосфера;
- погода;
- гидросфера;
- океан;
- море;
- река;
- озеро;
- биосфера.
2. Использовать понятие для решения учебных задач по:
-ориентированию на местности;
- проведению глазомерной съемки местности;
- определению атмосферного давления;
- созданию самодельных метеорологических измерителей;
-определению суточной температуры;
- воздуха определению образованию тумана;
-выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле;
-определению механического состава почвы.
3. Приводить примеры:
- географических объектов своей местности;
- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;
-форм рельефа суши;
- ветров различного направления.
4. Отбирать источники географической информации для:
- описания формы рельефа;
- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;
- составления описаний гор, равнин, океанов, рек и их географического положения;
-объяснения причин разнообразия климата на Земле;
- составления описаний глубин океанов.
7.Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным
языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.:
Просвещение, 2012.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий илистран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны
основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование вопределенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географическихтерриторий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической
деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности вформулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.
География: программа: 5-9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.: Вентана-Граф, 2014. - 320 с.
Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 192 с.: ил. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 )
Рабочая тетрадь. Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс: рабочая тетрадь / А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф.
Дополнительная литература для учителя:
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2010
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2010.
Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительная литература для учащихся:
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.
1. Технические средства
1). Интерактивная доска
2). Компьютер
3) Видеопроектор
2. Географические карты
1). Физическая карта полушарий
2). Океаны
3). Физическая карта России
3. Глобус
1. Глобус. Масштаб 1:30 000 000
2. Глобус. Масштаб 1:40 000 000
4. Видеофильмы:
1. География:
а) «Общие географические закономерности»
б) «Горы и горообразование»
в) «Загадка бухты катерной»
г) «Наша живая планета»
д) «Альманах кинопутешествий»
5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 6 класс»
1. Движение Земли и их следствия
2. Строение Земли и земной коры
3. Горные породы и минералы
4. Рельеф
5. Мировой океан и его части
6. Воды суши
7. Погода и климат
8. Природные комплексы Земли
9. Стихийные природные явления
10. Охрана окружающей Земли
11. Внутреннее строение Земли
12. Вулканы и землетрясения
13. Строение Атмосферы
14. Речная долина и ее части
15. Подземные воды
16. Горные ледники
6. Коллекции
1). Минералы и горные породы 1-2 ч
2). Коллекция горных пород и минералов (48 образцов)
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ruКалендарно-тематическое планирование
Вариант: /География/6 класс/по учебнику А.А.ЛетягинаОбщее количество часов:  35
№урока Дата Тема урока Кол-вочасов Содержание урока Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия) Домашнее задание и подробности урока для учеников Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС Педагогические условия и средства реализации ГОСапф Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) Ценностно - ориентационная составляющая Раздел 1: Введение. Географическое познание нашей планеты - 5 ч
 1. Начало географического познания Земли.География в Средние века (Европе). 2 География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Видео География.Атласы. п.1 ,2 ст.5-14.«дневник географа-следопыта».презентация. Знать: этапы познания мира; открытия викингов; торговые пути в Азию. Уметь:приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Формирование приемов работы с учебником.- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона). Работа с учебником, текстом(шк.геграфследопыта), атласом, слушание учителя. К/К: нанести маршруты путешествий М.Поло. 2. География в Средние века (Азия). Великие географические открытия. 2  Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Видео География.Атласы. П.3,4.ст. 15-28.«дневник географа-следопыта». Знать: географические достижения в Китае; Великие географические открытия; объяснять существенные признаки понятий: компас. Уметь:приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий.Определять: направление на стороны горизонта и визировать по компасу. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Работа с учебником -шк.геграфа-следопыта)текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся. К/К: нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана,Х. Колумба. 
 3. Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. Современные географические исследования. 1  Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение. Видео География.» .Атласы. § 5,6.«Дневник географа — следопыта». Знать:современные географические исследования.  Уметь:применять изображение Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний. Формирование приемов работы с учебником.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся;шк.геграфа-следопыта). 
Раздел 2: Изображение земной поверхности. - 6 ч
 1. Тема 1. План местности (6 ч). Изображения земной поверхности. Ориентирование на местности. 2  Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли. Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. Видео География .Атласы. §7, презентация § 8. Знать:способы изображения местности,дистанционный метод изучения Земли. Уметь: ориентироваться на местности с помощью компаса. Определять: расстояния на местности различными способами;Сравнивать: различные изображения территории музея-заповедника «Поленово». Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Работа с учебником, текстом, атласом. Ответы на вопросы учителя.Моделирование- (шк.геграфа-следопыта) 
 2. Топографический план и топографическая карта .Практическая работа №1. 1  Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знакаИнструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.  Видео География.Атласы. § 9.§9, план хорошо знакомой местности (по памяти).«дневник географа-следопыта». Знать: понятие географическая карта, масштаб. Уметь:определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. Формирование ответственного отношения к учёбе.Формирование личностных представлений о целостности природы Земли.  Работа с учебником (измерение расстояний с помощью линейного масштаба), текстом, атласом, выступление учащихся.Практическая работа - «Определение на местности направлений и расстояний».
 3. Как составляют топографические планы и карты. Практическая работа №2 . 1  Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знакаИнструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.  Видео География.Атласы. §10, «дневник географа-следопыта» Знать:виды съемки местности; абсолютную высоту. Уметь: использовать понятия по проведению глазомерной съёмки местности по составлению плана местности. Использовать приобретённые знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.   Топографический диктант.Практическая работа - «Составление простейшего плана местности».
 4. Изображение рельефа на топографических планах и картах. 1  Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова. Видео География.Атласы. § 11.«дневник географа-следопыта». Знать:способы изображения рельефа, горизонтали, бергштрих.  Уметь:определять относительную высоту на местности и абсолютную по карте. Читать планы и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов. Формироание ответственно-го отношения к учёбе.Умение составлять рассказ по плану.  Работа с тестом: (шк.геграфследопыта)
 5. Виды планов и их использование. Контрольная работа №1 по теме «План местности» 1  Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)Обобщающее повторение.  Видео География. § 12.«дневник географа-следопыта». (шк.геграфследопыта) Знать:значение планов местности в практической деяельности человека. Уметь:описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса, географических карт, их различия по содержанию, масштабу, и способам картографического изображения. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Формирование нравственно-го поведения и морального сознания. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации.   Контрольная работа - по теме «План местности»(Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов) Раздел 3: Тема 2. Глобус и географическая карта – модели земной поверхности. - 6 ч
 1. Глобус – модель Земли. 1  Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса ВидеоГеография.Глобус. §13, «дневник географа-следопыта». Знать: географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе; примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Уметь:определять: масштаб, длину экватора и меридианов; расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг; по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов; определять географические долготы. Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира.Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли». Умение работать с учебником.  (шк.геграфследопыта)--работа со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг.
 2. Географические координаты.Практическая работа №3. 2  Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. Видео География.Глобус. § 14.Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети. § 15.«дневник географа-следопыта»Знать: географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе; примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Уметь: определять по глобусу расстояния и направления, показывать полюса, экватор.Изучать правила работы с контурными картами.Обозначать положение географического объекта на контурной карте.показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.  Формирова-ние ответственно-го отношения к учёбе.Формиро-вание умения ставить учебную цель.Формиро-вание умения работать с текстовым компонен-том. (шк.геграфследопыта)--определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.Практическая работа №3 Определение географических координат.
 3. Определение расстояний и высот по глобусу. 1  Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. Видео География.Глобус. §16, «дневник географа-следопыта». Знать:ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе; изогипсы и изобаты; шкала высот и глубин; географические карты; масштаб географической карты. Уметь:определять по карте расстояния и высоты по глобусу. Осознавать ценность знаний о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента научной картины мира и объекта использования в хозяйственной деятельности человека. Формировать умение организовывать свою деятельность по определению расстояний и высот по глобусу.Формировать умения сравнивать, составлять кроссворд.   Работа с учебником, текстом- (шк.геграфследопыта):Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север — юг». 
 4. Географическая карта. 1  Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами. Физическая карта мира.Физическая карта полушарий.Глобус. §17, «дневник географа-следопыта». Знать: географические карты; масштаб географической карты. Уметь:объяснять значение понятий:“географическая карта”.Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания.  Формирование личностных представлений о целостности природы Земли.Формирование ответственного отношения к учёбе.Формирование умения выделять ключевое слово. (шк.геграфследопыта):Изучать правила работы с контурными картами.Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты. 
 5. Географическая карты и навигация в жизни человека. К.р №.2. 1  Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации. Карта полушарий. Физическая карта мира. § 18.«дневник географа-следопыта». Знать: условные знаки мелкомасштабных географических карт,виды географических карт. Уметь:проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Формирование ответственно-го поведения человека в географической среде.Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. школа географа-следопы-та: (задание II).К.р 2.
Раздел 4: Геосферы Земли. - 5 ч
 1. Тема 1. Литосфера (5 ч). Минералы. Пр. работа № 4. 1  Минералы и их свойства.Ильменский минералогический заповедник.  Видео География.Атласы.Физическая карта полушарий.Коллекция минералов. § 19.«Дневник географа-следопыта». Знать: минералы и их свойства; Уметь:составлять план описания гор и равнин на основе работы с текстом учебника. Работать с коллекцией минералов и горных пород. Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.Формирование осознания единства географического пространства. Практическая работа - «Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых».
 2. Выветривание и перемещение горных пород. 1  Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность. Карта полушарий. ВидеоГеография. §20, «дневник географа-следопыта».Атласы. Знать: внешние процессы, внутренние процессы; формы рельефа; Уметь:выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; на-ходить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.Формирование умения ставить учебную цель. Работа с тестом, картографическим материалом-(шк.геграфследопыта):заочно знакомиться с известняковыми пещерами. Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.
 3. Рельеф земной поверхности. Горы суши. Практическая работа № 5. 1  Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.   Карта полушарий .ВидеоГеография. §21.«дневник географа-следопыта». к/к – горы, отдельные вершины. Знать: формы рельефа. Уметь:отбирать источники географической информации для составления описаний формы рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор, составлять описание гор, их географического положения. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.Формирование умения ставить учебную цель. Работа с тестом, картографическим материалом. Практическая работа -«Описание гор по типовому плану -Кавказских горы ».
 4. Равнины и плоскогорья суши. Практическая работа № 6. 1  Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.  Карта полушарий .ВидеоГеография.Атласы. § 22.к/к – крупные равнины ,«дневник географа-следопыта». Знать: формы рельефа ,примеры формы рельефа суши. Уметь:отбирать источники географической информации для составления описаний формы рельефа, для объяснения происхождения географических названий равнин, составлять описание равнин, их географического положения. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Работа с тестом, картографическим материалом.Практическая работа - «Описание равнины по типовому плану- Западно-Сибирской равнины ».
 5. Рельеф дна Мирового океана Контрольная работа №3. 1  Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.Обобщающее повторение. Атласы.Физическая карта мира.Карта океанов. § 23.«дневник географа-следопыта». Описание рельефа дна океана по типовому. Знать: части подводных окраин материков. Уметь:приводить примеры форм рельефа дна мирового океана. Формирование ответственного отношения к учёбе.Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. (шк.геграфследопыта)-изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.Контрольная работа по теме «Литосфера».
Раздел 5: Тема 2. Атмосфера. - 6 ч
 1. Как нагревается атмосферный воздух.Практическая работа № .7 1  Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха. Атласы.Физическая карта мира.ВидеоГеография. §24, «дневник географа-следопыта». Знать: как нагревается атмосферный воздух; изменение температуры воздуха в течение суток;суточная амплитуда температуры воздуха. Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, измерять и определять: суточную амплитуду температуры воздуха. Формирование основ экологической культуры.Развитие речи учащихся.Формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Работа с текстом учебника, атласом.Постановка опыта, наблюдение - Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника.Практическая работа - Построение графика хода среднесуточных температур погоды. 
 2. Атмосферное давление. 1  Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды. Атласы. Физическая карта мира. § 25.«дневник географа-следопыта». Знать: атмосферное давлении. Уметь:измерять и определять: атмосферное давление, Использовать понятия для решения учебных задач по определению атмосферного давления.Устанавливать взаимосвязи температурой воздуха и атмосферным давлением.  Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационально-го использования.Формирование умения ставить учебную цель. Работа с текстом учебника, атласом, дневником наблюдений.(шк.геграфследопыта)-моделирование метеоприборов.  
 3. Движение воздуха. 1  Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Презентация «Различные виды атмосферных явлений».Климатическая карта мира.Атласы. § 26.«дневник географа-следопыта» .Знать:примеры ветров различного направления:ветер, бриз, муссон. Уметь:устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и скоростью ветра.Определять по статданным преобладающие направления ветра.Использовать приобретенные знания и умения для чтения карты погоды, для определения направления и скорости ветра.   Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Работа с текстом учебника(шк.геграфследопыта), дневником наблюдений.Построение «розы ветров» Просмотр презентации. 
 4. Вода в атмосфере. 2  Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года. Атласы.Климатическая карта мира. «§27.28, дневник географа-следопыта». Знать:характер годового хода атмосферных осадков. Уметь:объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков, использовать понятия по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.Формиро-вание ответственно-го отношения к учёбе. Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными-- : Построение диаграммы осадков.(шк.геграфследопыта).
 5. Климат. Контрольная работа № 4. 1  Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели. Климатическая карта мира.Атласы. § 29.«дневник географа-следопыта». к/к-(шк.геграфследопыта). Знать:и объяснять существенные признаки понятий: «климат». Уметь:отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле.Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы. Обобщать материал по теме. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Формирование основ экологической культуры. (шк.геграфследопыта)-составлять карты климатических рекордов Земли.Контрольная работа - по теме «Атмосфера»-Тест «Атмосфера».
Раздел 6: Тема 3. Гидросфера . - 4 ч
 1. Воды Мирового океана. П.р № 8 . 2  Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения Физическая карта мира.Атласы.Карта океанов. §30, «дневник географа-следопыта». к/к – океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы. Знать: соленость, течения, приливы и оливы. Уметь:отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и составлять описание их географического положения. Овладение способностями к самостоятельному приобретению новых знаний.Формирований умений работать с текстом учебника.  Работа с текстом. (шк.геграфследопыта) - оставлять карту «Глобальный океанический конвейер». Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли. П.р - «Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке».
 2. Воды суши. Практическая работа № 9. 2  Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.  Атласы. Физическая карта мира.Глобус. § 31.к/к – основные речные системы.«дневник географа-следопыта». Знать: река, речная долина, питание и режим рек; озеро, болото, подземные воды, многолетняя мерзлота.Уметь:использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, источников питания и режима реки. Формирование основ экологической культуры.Формирование ответственного отношения к учёбе. Игра «Знатоки морских названий). Работа с текстом учебника, атласом.(шк.геграфследопыта) -описывать географическое положение озера по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.Практическая работа Характеристика реки по типовому плану-реки Нил».
Раздел 7: Тема 4. Биосфера и почвенный покров . - 1 ч
 1. Биологический круговорот. Почва. 1  Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.  Атласы.Почвенная карта мира. § 32.«Дневнике географа-следопыта». Знать: биологический круговорот веществ, почва, плодородие; В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах. Уметь:использовать понятие для ращения учебных задач по определению механического состава почвы. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы разных районов Земли. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли.Воспитание любви к своей местности.Формирование ответственного отношения к учёбе. Работа с текстом учебника, атласом.(шк.геграфследопыта) --иизучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта» 
Раздел 8: Географическая оболочка Земли . - 2 ч
 1. Взаимосвязь оболочек земли. 1  Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.  Атласы.Видео География.Народы мира-карта. §33.«дневник географа-следопыта». Знать: круговорот вещества на Земле; природно-территориальный комплекс, географическая оболочка Земли; появление и развитие человечества в географической оболочке. расселение человека.  Уметь:описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Развитие практических умений работать с путеводителями и определителями. - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями.(шк.геграфследопыта) -описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.
 2. Итоговый урок .1  Повторение. Физическая карта мира.Климатическая карта мира.Атласы.   Знать:пройденный материал. Уметь :обобщать материал по теме. Использовать картографический материал. Осознание качества и уровня усвоения знаний. Систематизировать и обобщить полученные знания по данной теме.Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

Лист корректирования учебной программы
№ урока Тема урока Причина изменения в программе Способ корректирования