Рабочая программа по биологии 8 класс по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа посёлка АмгуньСолнечного муниципального района
Хабаровского края
Согласовано Утверждаю
Координационным советом Директор МБОУ ООШ п. АмгуньМБОУ ООШ п. Амгунь ______________Гайнисламова Т.В
Протокол № от Приказ № от
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«БИОЛОГИЯ»
Реализуется в рамках
Федерального государственного образовательного стандарта
для обучающихся с умственной отсталостью
в соответствии с Адаптированной основной образовательной
программой общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант «С»)
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Кирюшина Н.В.
учитель биологии
МБОУ ООШ п. АмгуньI. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП, а также с использованием «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа по биологии ориентирована на учебник «Биология», 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.И. Никишов, А.В. Теремов.
Рабочая программа по биологии предназначена для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционноговоздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Дисциплина «Биология» входит в образовательную область «Биология» и изучается школьниками с умственной отсталостью с 6 класса. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по биологии в 8 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).
IV. Результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 8 классе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 8 класса VIIIвида являются:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Биология» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
- стенды, плакаты;
- аудиовизуальные пособия;
- коллекции насекомых;
- скелеты земноводных и млекопитающих;
- муляжи: сердца (млекопитающих), головного мозга (земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих).
Технические средства обучения:
Стационарный компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по биологии.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.
Рекомендуемая для использования учебно-методическая литература
В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2011.
Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 г.
Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007 – 174 с.
Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.
Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.
Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.
Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».
14. bio.1september.ru - газета «Биология».
15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».
VI. Содержание учебного предмета
VI.1. Тематический план
№ п/п Наименование разделов Всего часов Из них: Примечание
Лабораторные и практические (тема) Контрольные и диагностические материалы (тема) Экскурсии Введение. 2 Беспозвоночные животные 8ч
Черви 2 Лабораторная работа №1
Демонстрация влажного препарата дождевого червя. Насекомые 6 Практическая работа № 1
«Зарисовка насекомых»
Тест «Беспозвоночные животные». Позвоночные животные 58 ч.
Рыбы 7
Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб» Письменная работа по вариантам по теме «Рыбы Земноводные
3
Практическая работа № 3 «Зарисовка: развитие лягушки». Тест «Земноводные и пресмыкающиеся»
Пресмыкающиеся
4
Практическая работа № 4«Зарисовка: внутреннее строение пресмыкающихся» Птицы
12
Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы»
Лабораторная работа №2 Демонстрация скелета птицы, чучел птиц.
Практическая работа № 6 «Зарисовка строения яйца птицы»
Практическая работа № 7«Подкормка зимующих птиц»
Проверочная работа по теме «Птицы» Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц». Млекопитающие
15
Лабораторная работа №3Демонстрация скелета млекопитающего, чучел
Практическая работа № 8 «Зарисовка строения сердца млекопитающих»
Практическая работа№9 «Зарисовка хищников» Тест «Млекопитающие»
Сельско-хозяйственные млекопитающие 13
Практическая работа№10 «Зарисовка сельскохозяйственных животных»
Экскурсии и практические работы 4 Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира». Тест «Многообразие животного мира» Экскурсия «Наблюдение за животными в природе» Итого 68 часов
VI.2. Содержание
Введение (2 часа)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные (8 часов)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви (2 часа)
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Лабораторная работа №1 Демонстрация живогочервя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые (6 часов)
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрацияживых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Практическая работа № 1 «Зарисовка насекомых»
Тест по теме «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные (58 часов)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы (7 часов)
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрацияживой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб».
Письменная работа по вариантам по теме «Рыбы».
Земноводные (3 часа)
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки».
Пресмыкающиеся (4 часа)
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Практическая работа № 4 «Зарисовка пресмыкающихся».
Тест «Земноводные и пресмыкающиеся»
Птицы (12 часов)
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Лабораторная работа №2 Демонстрацияскелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы».
Практическая работа № 6 «Зарисовка строение яйца птицы».
Практическая работа № 7 «Подкормка зимующих птиц»
Проверочная работа по теме «Птицы»
Экскурсия «Наблюдение за поведением птиц»
Млекопитающие, или звери (15 часов)
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Лабораторная работа №3 Демонстрацияскелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Практическая работа № 8 «Зарисовка строения сердца»
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Практическая работа №9 «Зарисовка хищников»
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Сельско-хозяйственные млекопитающие (13 часов)
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практическая работа № 10 «Зарисовка сельскохозяйственных животных»
Экскурсии и практические работы (4 часа)
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Тест «Многообразие животного мира»
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс

п/п Тема урока Цель Планируемые учебные результаты Речевой материал Кол-во часов Дата
Предметные Личностные планируемая фактическая
I четверть (18 часов)
Введение (2 часа)
1. Многообразие животного мира. Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. Гепард. Страус 1 2. Значение животных и их охрана. Рассказать о значении животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, выявить меры охраны животных Характеризовать взаимоотношения животных в природе.Выявить меры охраны животных Развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас 1 Беспозвоночные животные (8 часов)
Черви (2 часа)
3 Общие признаки беспозвоночных животных
Дождевой червь.
Лабораторная работа №1
Демонстрация влажного препарата дождевого червя Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных,
особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. Различать и определять типы червей на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части червя. Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать.
Формирование критического мышления Черви. Дождевые черви. Пиявки. Трубочники 1 4 Круглые черви – паразиты человека Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческойаскариды к паразитизму. Умение определения условий, необходимых для развития червей.
Черты приспособ-
ленности человеческой аскариды к паразитизму Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления. Глисты. Аскариды 1 Насекомые (6 часов)
5 Внешнее строение и образ жизни насекомых. Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни.
Познакомить с представителями этого класса.
Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. Отличительные особенности внешнего строения.
Распознавать насекомых и отличать от представителей других классов.
Объяснять их роль в природе и жизни человека. Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.
Развивать речь, обогащать активный словарный запас. Дыхальца 1 6 Бабочка – капустница Яблонная плодожорка Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида бабочки капустницы, яблонной плодожорки и вреде наносимом сельскому хозяйству Умение определения условий, не-обходимых для развитиябабочки – капустницы и яблонной плодожорки Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса Бабочка – капустница Яблонная плодожорка 1 7 Майский жук. Комнатная муха Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида майского жука, комнатной мухи Определять майского жука и комнатную муху на рисунках, таблицах, натуральных объектах Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия Майский жук. Комнатная муха 1 8 Медоносная пчела Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида медоносной пчелы, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; её ролью в природе и жизни человека. Называть особенности внешнего вида медоносной пчелы. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса Рой. Пчеловодство 1 9 Тутовый шелкопряд
Практическая работа № 1«Зарисовка насекомых» Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида тутового шелкопряда Формирование представления об особенностях жизнедеятельности тутового шелкопряда, познакомить с понятиями ароморфоз, показать взаимосвязи организмов и условий окружающей среды. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное Куколка. Тутовый шелкопряд
1 10 Обобщение и систематизация знаний по теме «Беспозвоночные животные».
Тест по теме «Беспозвоночные животные» Называть особенности внешнего вида насекомых.
Приводить примеры организации жизни общественных насекомых Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное 1 Позвоночные животные
Рыбы (7 часов)
11 Внешнее строение и скелет рыбы Сформировать
представление о внешнем строении и скелете рыб Определять сущность процесса дыхания, выделения, размножения, особенности развития рыб Развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся Скелет рыбы.Слизь. 1 12 Внутреннее строение рыбы Сформировать
представление
внутреннем строении рыб.
Жабры 1 13 Размножение рыб Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида Икринки. Личинки. Мальки 1 14 Речные рыбы. Морские рыбы
Практическая работа № 2 «Зарисовка рыб» Уточнить и расширить представления детей о речных и морских рыбах Характеризовать систематические группы рыб Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи Окунь. Щука.Треска. Океаническая сельдь. Стаи (косяки). 1 15 Рыболовство и рыбоводство Познакомить учащихся с рыболовством и рыбоводством, дать понятие о значении данной отрасли сельского хозяйства Формирование знаний учащихся о значении рыб как объекта промысла. Раскрыть многообразие промысловых рыб Рыболовство и рыбоводство. Трал 1 16 Рациональное использование и охрана рыб Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний по теме «Рыбы», познакомить с рациональным использованием и охраной рыб. Сформировать знания учащихся о биологических основах, достижениях и задачах рыборазведения, рассмотреть основные меры по охране рыб, занесенных в Красную книгу Хабаровского края и РФ. Способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию Белуга. Осётр 1 17 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Рыбы».
Письменная работа по вариантам по теме «Рыбы» Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля 1 II четверть (14 ч.) Земноводные (3 часа)
18 Общие Признаки земноводных.
Среда обитания и внешнее строение лягушки. Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных
Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки Называть характерные черты земноводных. Формировать умения работать с текстом, наблюдать натуральные объекты. Соблюдать правила работы в кабинете Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов Лягушки. Жабы. Тритоны. 1
19 Внутреннее строение земноводных Познакомить учащихся с внутренним строением земноводных Описывать особенности внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам, фотографиям, рисункам Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы Филлобус – самая маленькая лягушка. Органы пищеварения, кровообращения, нервная система. 1 20 Размножение и развитие лягушки.
Практическая работа № 3 «Зарисовка в тетради развитие лягушки» Познакомиться с размножением и развитием лягушки
Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания Развивать мышление.
Научиться сравнивать, обобщать
Икринки. Личинки. Мальки 1 Пресмыкающиеся (4 часа)
21 Среда обитания и внешнее строение Выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Называть характерные черты пресмыкающихся.
Формировать умения работать с текстом, наблюдать натуральные объекты. Соблюдать правила работы в кабинете Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы Прыткая ящерица. Обыкновенный уж. Обыкновенная гадюка. 1 22 Внутреннее строение
Практическая работа № 4 «Зарисовка пресмыкающихся» Познакомить учащихся с внутренним строением пресмыкающихся Описывать особенности внутреннего строения пресмыкающихся. Определять и классифицировать представителей пресмыкающихся по таблицам, фотографиям, рисункам Атмосферный воздух. Трёхкамерное сердце. Скелет. 1 23 Размножение и развитие пресмыкающихся Познакомить учащихся размножением и развитием пресмыкающихся Устанавливать взаимосвязь строения и размножения пресмыкающихся с условиями их обитания Развивать мышление.
Научиться сравнивать, обобщать Плотная кожистая оболочка. 1 24 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Земноводные и пресмыкающиеся» Тест «Земноводные и пресмыкающиеся»
Формировать у детей представления о Земноводных и Пресмыкающихся их внешнем виде, питании. Выделять и описывать существенные признаки пресмыкающихся. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики пресмыкающихся. Распознавать рептилий на рисунках. Приводить примеры значения пресмыкающихся в природе 1 Птицы (12 часов)
25 Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.
Практическая работа № 5 «Зарисовка строения тела птицы» Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания.
Выделять и описывать существенные признаки птиц.
Изучать и сравнивать внешнее строение перьев и их значение Развивать мышление.
Научиться сравнивать, обобщать
Ноздри. Крупные глаза. Маховые перья. Рулевые перья 1 26 Особенности скелета
Лабораторная работа №2Демонстрация скелета птицы, чучел птиц. Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом. Выделять и описывать существенные признаки птиц.
Изучать и сравнивать внешнее строение перьев и их значение Способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделить причинно - следственные связи в природе Череп. Позвоночник. Скелет конечностей. Высокий гребень 1 27 Особенности внутреннего строения Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц Выделять и описывать существенные признаки внутреннего строения птиц. Сравнивать особенности строения птиц и пресмыкающихся, делать выводы о прогрессивном развитии птиц.видов Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь Пищевод. Лёгкие. Сердце. Печень. Поджелудочная железа. Почки. Кишечник. Желудок. Кровеносные сосуды. Трахея 1 28 Размножение и развитие.
Практическая работа № 6 «Зарисовка строение яйца птицы» Познакомить учащихся с размножением и развитием птиц Выделять и описывать общие черты строения яйца птицы. Объяснять процессы размножения и развития птиц Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь Зародыш 1 29 Птицы, кормящиеся в воздухе.
Практическая работа № 7«Подкормка зимующих птиц» Познакомить учащихся с птицами, кормящимися в воздухе, дать понятие о том, почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе. Выделять черты усложнения строения птиц. Сравнивать и находить черты отличия и сходства в строении и жизнедеятельности птиц Ласточки. Стрижи – насекомоядные птицы. Перелётные птицы. Деревенские ласточки. Городские ласточки 1 30 Птицы леса Сформировать представление о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды. Большой пёстрый дятел. Синицы. Синичники1 31 Хищные птицы Познакомить учащихся с хищными птицами, научить отличать хищных птиц от других экологических групп. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды Степной орёл. Серая сова 1 32 Птицы пресных водоёмов и болот Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с разнообразием птиц водоёмов и болот. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды Развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы Утки – кряквы. Гоголь. Серая утка. Плавательная перепонка 1 III четверть (20 часов)
Птицы (продолжение)
33 Птицы, обитающие вблизи жилья человека Продолжить формирование у учащихся знаний о различных экологических группах птиц; познакомить с многообразием, образом жизни и значением птиц, обитающих вблизи жилья человека Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств птицобитающие вблизи жилья человека. Способность распознавать семейства на рисунках Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц Голуби. Воробьи. Трясогузки 1 34 Домашние куры Расширять представление учащихся о группах птиц на основе знакомства с курицей Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки домашних кур. Способность распознавать семейства на рисунках Развитие внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся;
развитие связной речи Красный зубчатый гребень. Длинные серповидные перья 1 35 Домашние утки и гуси. Птицеводство.
Проверочная работа по теме «Птицы» Формировать у детей представления о домашних птицах (гуси, утки) их внешнем виде, питании. Сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства. Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки домашних уток и гусей. Способность распознавать семейства на рисунках Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря, развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков Птицеводство 1 36 Экскурсия № 1«Наблюдение за поведением птиц». Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках 1 Млекопитающие (15часов)
37 Внешнее строение млекопитающих Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания. Умение выделять основные признаки класса Млекопитающих, описывать отличительные признаки класса Отработать умения распознавать зверей среди других классов Хордовых Волосяной покров. Наружная ушная раковина. 1 38 Особенности скелета и нервной системы.
Лабораторная работа №3Демонстрация скелета млекопитающего, чучел Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы Сформировать знания об особенностях строения нервной системы млекопитающих Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь Черепная коробка. Челюсти. Шейные, грудные, поясничные позвонки. Рёбра. Грудина 1 39 Внутренние органы.
Практическая работа № 8«Зарисовка строения сердца» Познакомить учащихся с особенностями внутренних органов млекопитающих Определять сущность процесса дыхания, выделения, размножения, особенности развития млекопитающих Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Левое предсердие. Правое предсердие 1 40 Грызуны. Значение грызунов в природе и в жизни человека Актуализировать знания учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека;
содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках грызунов.Показать их значение в природе и в жизни человека. Познакомить с хозяйственной деятельностью. Раскрыть биологические особенности грызунов. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека Развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры Ласка. Суслик. Ондатра 1 41 Зайцеобразные Познакомить учащихся с представителями семейства зайцеобразных,
их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,
размножением и значением в природе и жизни человека. Познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда.
Показать значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь Беляк. Русак. Дикий кролик 1 42 Разведение домашних кроликов Знакомство сосновными вопросами разведения кроликов. Познакомить с породами домашних кроликов и разведением домашних кроликов на кролиководческих фермах Кролиководческая ферма 1 43 Хищные звери.
Практическая работа №9 «Зарисовка хищников» Формировать представления об особенностях хищников
Формирование у учащихся представления об особенностях хищных
зверей. Познакомить учащихся с разновидностями хищных зверей. Способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи Плотоядные 1 44 Дикие пушные хищные звери. Разведение норки на зверофермах Формировать представления об особенностях диких пушные хищных зверях. Познакомить учащихся с особенностями разведения норки на зверофермах Познакомить учащихся с многообразием хищных млекопитающих, их значением в природе и жизни человека Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь Соболь. Лесная куница. Европейская норка. Американская норка 1 45 Домашние хищные звери – кошка, собака Расширить представление о кошках и собаках Формирование у учащихся представления об особенностях кошек и собак. Познакомить учащихся с различными породами кошек и собак Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь Ризеншнауцер. Доберман. Ирландский сеттер. Ньюфаундленд 1 46 Ластоногие Познакомить учащихся с представителями семейства ластоногих.
Формирование у учащихся представления об особенностях семейства ластоногих их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,
размножением и значением в природе Ластоногие 1 47 Китообразные Изучить млекопитающих животных, относящихся к китообразным. Уточнить, расширить и закрепить знания учащихся о внешнем строение и образе жизни китообразных Китообразные 1 48 Парнокопытные Дать общую характеристику отряда парнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны Познакомить учащихся с характерными признаками отряда парнокопытных.Раскрыть значение отряда парнокопытных в природе и жизни человека, необходимость охраны редких видов животных. Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Парнокопытные 1 49 Непарнокопытные Дать общую характеристику отряда непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны Познакомить учащихся с характерными признаками отряда непарнокопытных Раскрыть значение отряда непарнокопытных в природе и жизни человека, необходимость охраны редких видов животных Непарнокопытные 1 50 Приматы Рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов Познакомить учащихся с характерными признаками отряда приматов,особенностями внешнего вида и образа жизни. Приматы 1 51
Обобщение и систематизация знаний по теме «Млекопитающие» Тест «Млекопитающие» Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля 1 Сельскохозяйственные млекопитающие (13 часов)
52 Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животным корова. Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животным корова Развивать навык коммуникативного общения 1 IVчетверть (16 часов)
53 Познакомить учащихся с содержанием коров на фермах Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. Познакомить учащихся с содержанием коров на фермах Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития, мышления детей Коровник 1 54 Познакомить учащихся с выращиванием телят Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития. Познакомить учащихся с выращиванием телят 1 55 Познакомить учащихся с содержанием овец Коррекция речи, внимания, мышления детей. Познакомить учащихся с содержанием овец 1 56 Познакомить учащихся с содержанием овец и выращиванием ягнят. Учить детей сравнивать уход за телятами и ягнятами. Находить общее и различия в их содержании. Коррекция речи, внимания, мышления детей. Учить детей сравнивать уход за телятами и ягнятами. Находить общее и различия в их содержании Овчарни 1 57 Ознакомление со значением верблюдоводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности, умения различать породы верблюдов Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Ознакомление со значением верблюдоводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности, умения различать породы верблюдов Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Верблюдоводство 1 58 Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности Оленеводство 1 59 Ознакомление со значением свиноводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности. Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Ознакомление со значением свиноводства в системе животноводства Свиноводство 1 60 Познакомить учащихся с содержанием свиней на свиноводческих фермах. Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Познакомить учащихся с содержанием свиней на свиноводческих фермах Свинарники 1 61 Познакомить учащихся с выращиванием поросят Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
развивать навыки восприятия.
корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению Познакомить учащихся с выращиванием поросят Свиноматка 1 62 Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних лошадей Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно Верховая езда 1 63 Познакомить учащихся с содержанием лошадей и выращиванием жеребят Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно Познакомить учащихся с содержанием лошадей и выращиванием жеребят Конюх. Конюшня 1 64 Что вы узнали о животных.
Практическая работа № 10«Зарисовка сельскохозяйственных животных» Обобщить знания учащихся об основных свойствах живого организма, о строении и жизнедеятельности клетки, укрепить знания об органах и системах органов животного организма Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля 1 Экскурсии и практические работы (4 часа)
65 Наблюдение за животными в природе (экскурсия) Активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации. Привить умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Умение выделять основные признаки животных, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках 1 66 Викторина на тему: «Сельскохозяйственные млекопитающие»
Продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также продолжить развивать умения излагать свои мысли; при ответах выделять самое главное, извлекать информацию при слушании текста 1 67 «Этот увлекательный животный мир» презентация 1 68 Повторение и обобщение темы: «Многообразие животного мира».Тест «Многообразие животного мира» Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля 1