Рабочая программа спецкурса по теме «Практикум по решению текстовых задач», 9 класс.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «Практикум по решению текстовых задач», 9 класс.
Срок освоения курса: 17 часов
Составитель: ДУЧЕНКО ГАЛИНА ФЕДОТОВНА

Структура рабочей программы:
Пояснительная записка.
Цель курса.
Содержание курса.
Примерное тематическое планирование.
Требование к умениям и навыкам.
Методические рекомендации.
Литература, интернет – ресурсы.
Приложение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа спецкурса «Практикум по решению текстовых задач» составлена на основе ФГОС основного общего образования. Программа является предметно – ориентированной и представлена на выбор учащихся 9-х классов. Курс рассчитан на 17 часов (1час в неделю). Программа спецкурса тесно связана с курсом алгебры 7, 8, 9 классов и рассчитана на то, чтобы помочь учащимся при подготовке к ОГЭ по математике. Статистические данные анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике говорят о том, что решаемость текстовых задач составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого раздела математики.
Научить учащихся решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект математического моделирования. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить условие задачи на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.
В планировании элективного курса учтены виды задач из Открытого банка заданий ОГЭ по математике (ФИПИ).
Цель курса:
формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
расширение и углубление ранее полученные знания по математике при решении текстовых задач;
совершенствование и закрепление навыки в решении текстовых задач;
формирование коммуникативной компетентности;
осуществление интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения,  для решения практических проблем.
Задачи курса:
развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.);
познакомить учащихся с разными типами текстовых задач, особенностями методики и различными способами их решения;
привить учащимся основы экономической грамотности;
создать условия, способствующие  самоопределению учащихся;
развивать ключевые  компетенции, обеспечивающие успешность в будуще,
Содержание курса.
Методы решения текстовых задач и техника их применения (1 час).
Методы решения задач: логический, аналитический, с помощью рисунков и таблиц, по действиям, с помощью составления уравнений, с помощью систем уравнений (обзор).
Простейшие текстовые задачи (1 час).
Задачи базового уровня на пропорции. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, акции, тарифы, банковские операции).
Задачи на движение (3 часа)
Задачи на движение по прямой; относительность движения.Задачи на движение на спуске и подъёме.
Задачи на движение по кругу.
Задачи на движение по воде.
Задачи на процентное содержание, смеси и сплавы (5 часов).
Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание».
Задачи на сплавы. Задачи на проценты.
Задачи на совместную работу (5 часов).
Алгоритм решения задач на работу. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.
Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы.
Задачи, в которых требуется найти производительность труда.
Задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.
Разные задачи (2 часа).
Логические задачи.
Задачи по всему курсу.
Требование к умениям и навыкам.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
классифицировать текстовые задачи и основные методы их решения; особенности их решения;
определение пропорции, свойства пропорции;
понятие процента;
алгоритм перехода от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической;
понятия «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;
понятия «объём работы», «производительность труда» и алгоритмы их применения при решении математических задач.
уметь:
в личностном направлении:
грамотно, ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
 применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
критично мыслить, отличать гипотезу от факта;
 креативно мыслить, проявлять находчивость, активность при решении математических задач;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
осуществлять деятельность исследовательского характера;
 контролировать процесс и результат учебной деятельности;
в метапредметном направлении:
 представлять математику как сферу человеческой деятельности для развития цивилизации;
 видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме;
 понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для аргументации;
 применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;
в предметном направлении:
работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию;
проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
владеть символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований;
применять уравнения и их системы для решения задач из различных разделов курса;
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
 самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
 Методические рекомендации.
На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Формы организации учебных занятий:
лекция
беседа
практикум.
Формы деятельности на занятиях:
индивидуальная
фронтальная
групповая.
Формы и методы обучения
привлечение учащихся к изготовлению дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций
изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы
использование компьютерных, тестовых и других технологий.
Формы контроля
проверочные работы
зачет по всему курсу.
Критерии оценки самостоятельной работы учащихся:
рациональность решения
использование теоретического обоснования
правильность решения.
Литература:
Математика. Решения с методическими рекомендациями. 9- й класс. Подготовка к ОГЭ – 2016. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016: учебно – методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф., С.О. Иванова. - Ростов - на – Дону: Легион, 2015.
«Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №17-24,2005
А.Н.Шевкин. Текстовые задачи в 5-9 классах.
«Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №18,2006,№17,2009,№9,2002. О.Багишова. Читаем условие задачи.
«Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №36,2004
О.Огороднова. Учимся решать задачи на « смеси и сплавы».
«Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №15,2000.
Т.Шекунова. Задачи на движение.
ОГЭ 2016 по математике. 3 модуля. Типовые тестовые задания. Основной государственный экзамен. /Высоцкий И.Р., Рослова Л.О., Кузнецова Л. В. и др.: под ред. Ященко И.В. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2016.
Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе/ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. – М.: «Просвещение», 2013, 2014.
Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru/about/news/publikaciya-proektov-demoversiy-kim-ege-i-oge-2016-goda/Публикация проектов демоверсий КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2016-01-17
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge/ Открытый банк ОГЭ
http://sdamgia.ru/ГИА - 2016 Обучающая система Дмитрия Гущина
http://alexlarin.net/ege16.html/2016 Математика
http://repetitor2000.ru/test_gia_po_matematike_02.html/Подготовка к ГИА по математике
http://egeigia.ru/all-gia/dokumenty-gia/1994-demoversii-oge-2016-gia-9-klass-ot-fipi/Демоверсии ОГЭ 2016 года (ГИА 9 класс) от ФИПИ
http://www.ctege.info/probnyie-i-realnyie-variantyi-oge/Пробные и реальные варианты ОГЭ гиа в 9 классе
http://gdz-reshim.ru/Подготовка к ОГЭ 9 класс математика видеоурокиhttp://teacher.fio.ru/Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое
http://edu.secna.ru/main/Новые технологии в образовании: