Эссе «Инновационная модель развития как стратегический выбор России и ФГОС нового поколения»


Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Университетско-школьный кластер.
Кафедра Истории и Обществознания.
ЭССЕ
«Инновационная модель развития как стратегический выбор России и ФГОС нового поколения»
Роньжина Мария Тарасовна
Пермь 2016
«Не дай вам бог жить в эпоху перемен!»
Древняя китайская мудрость
Мир меняется каждый день. Современное общество живет и развивается под знаком нестабильности. Изменения не могли не затронуть и систему образования, которая вынуждена отвечать запросам информационного общества. Реализация новых стандартов ФГОС требует серьезных изменений на всех уровнях системы образования. В связи с этим школа сегодня переживает сложные времена. Процесс трансформации сопровождается целым комплексом проблем. Вот, на мой взгляд, наиболее актуальные проблемы, стоящие перед современной школой:
необходимость выхода из зоны комфорта (перезагрузка) всех участников образовательного процесса
отсутствие диалога между участниками образовательного процесса
заниженный статус учителя в глазах молодежи
В поисках компромисса между старой и новой моделью преподавания учителя часто отдают предпочтение первой. И все сводится к тому, что главной задачей становится изображение компетентностного подхода. А после проверки или показательного мастер-класса учитель возвращается к привычным методам обучения. Многие ошибочно видят задачу в том, чтобы подстроиться, когда нужно перестроиться. И вся эта перестройка требует серьезных ресурсных затрат. Любимов Л.Л. в своей статье «Наиболее трудные проблемы реализации ФГОС», отмечает, что учителя в первую очередь нуждаются в перезагрузке, в выходе за пределы учебных схем, в повышении предметных компетенций. А формы и методы достижения поставленных задач давно известны: обмен опытом с коллегами, курсы повышения квалификации, построение индивидуального плана профессионального развития, постоянная саморефлексия.
Сложности перезагрузки касаются и детей. За годы обучения в школе они привыкли к слову «надо», но совсем не задумываются над тем, зачем им это надо. В итоге, мы часто формируем неверную мотивацию или ее полное отсутствие. Прежде всего, процесс обучения должен быть осознанным. У учащегося должна сформироваться ответственность за себя и свой осознанный выбор, в том числе и профессиональный. Это, на мой взгляд, и есть залог будущей успешной жизни в социуме.
Наконец, сами родители, как участники образовательного процесса, часто не готовы принять перемены. Они нацелены на результат обучения, а в процессе принимать участие не хотят. Да и результат родители и школа видят по - разному. Первые нацелены на поступление в нужный ВУЗ, тогда как задачи нового стандарта гораздо шире. Целью является не только успешное поступление и получение диплома, но и конкурентноспособность и умение приспосабливаться к новым условиям и отвечать на вызов современного общества.
Следующей проблемой, на мой взгляд, является отсутствие диалога между участниками образовательного процесса. И, в первую очередь, между школой и властью. Инновации идут сверху, нет взаимодействия между двумя этими системами. На мой взгляд, инновации должны идти снизу, от людей, непосредственно участвующих в процессе образования и создающих его (учителей, учеников, родителей). А в результате отсутствия взаимодействия участники превращаются в безмолвных исполнителей. Нам говорят о корпоративной этике, которая заключается в беспрекословном выполнении требований, спускаемых сверху. Их становится все больше, учитель выступает в роли делопроизводителя. За бесконечной бумажной работой теряется сама суть образования. Огромный объем работы должны выполнять и ученики. Сами дети растерянны, потому как нет единой системы обучения по всем предметам. Требования и критерии оценивания разные, нет доверительного диалога между учителем и учеником. Выход я вижу в привлечении учеников к участию в разработке учебного процесса. Крайне важным является формирование доверительного диалога на равных. Дети должны понимать, зачем они учатся, для чего и осознанно формировать умения. А учитель будет помогать, направлять и в большей степени наблюдать. «Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими». Новый стандарт предполагает формирование у учащихся способов деятельности и компетенций в результате получения реального опыта. «Фиксация в стандартах перечня обязательных для изучения объектов действительности призвана предупредить распространенное в школах негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения настоящего опыта, ученики изучают его картинку в учебнике».
Ну и, наконец, проблема, без решения которой невозможно успешное внедрение стандартов ФГОС, это заниженный статус учителя в современном обществе. Проблема давняя и серьезно назревшая. «Верно и то, что благодаря экономическому соотношению учительская профессия сделалась местом, куда стекается все неприспособленное, неудачливое, потерпевшее крушение на всех жизненных поприщах. Школа – та пристань, в которую жизнь отводит поломанные корабли. Поэтому для учительской профессии создается естественный отбор слабого, негодного и калеченого человеческого материала". К сожалению, и сегодня профессия учитель не является престижной. Мои ученики часто задают мне вопрос, почему я работаю в школе, если успешно окончила Пермский Государственный Университет. У детей создается мнение, что успешный и талантливый человек в школу не пойдет, либо пойдет от безысходности. На моих уроках обществознания, посвященных изучению социальной стратификации, дети составляют шкалу престижа профессий. И никто из моих учеников с 8 по 11 класс не поставил учителя в лидирующую позицию, чаще это был конец списка. В итоге, заниженный статус учителя порождает целый ряд сложностей. В современных реалиях, мы не можем говорить только о воспитании духовности, которая, несомненно, важна. Но, не менее важна и материальная сторона. Опять же целью образования является воспитание конкурентноспособной, успешной, духовно и материально богатой личности. Странно, когда об успешности детям говорит человек, который в их глазах не успешен, они ему не поверят. По этой же причине кадры не обновляются, молодежь не стремится работать в школе. В связи с этим, повышение статуса профессии учитель является на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой.
В итоге, сложно не заметить, что вышеперечисленные проблемы имеют четкую взаимосвязь. Выход из зоны комфорта предполагает открытый и доверительный диалог между участниками образовательного процесса. Задача серьезно усложнится при сохранении директивного характера отношений. Ну и наконец, в современных реалиях по законам капиталистического общества каждый труд должен быть достойно оплачен, а учитель должен получить статус государственного служащего. Решение данных проблем возможно только при условии комплексного подхода.
Список литературы
Научная литература
Выготский Л.С. Психология и учитель // Педагогическая психология: Хрестоматия М-во образования Рос. Федерации. Юж.-Ур. гос. ун-т. Каф. общ. и возрастной психологии. - Челябинск Изд-во ЮУрГУ 1999. – 102 с.
Материалы кафедры
Любимов Л.Л. Наиболее трудные проблемы реализации нового школьного стандарта
Рогов Д.В. Особенности современного школьного обществознания в контексте модернизации: [Электронный ресурс] – Режим доступа к ст.: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2494Тубельский А. Чтобы учитель был не исполнителем, а соавтором
Описание электронных ресурсов
Государственные стандарты общего образования: [Электронный ресурс] – Российское Образование Федеральный портал – Режим доступа к док.: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. – Режим доступа к журн.: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm