урок по теме:Тема урока: Начало «Холодной войны». Новый стратегический курс Кремля. (11 класс)


11 «В» Учитель Чокубаева Б.Д.
27. 11.14 Тема урока: Начало «Холодной войны». Новый стратегический курс Кремля.
Цели урока: -способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»;
-способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий.
-продолжить формирование интереса к истории; способствовать нравственному воспитанию учащихся; способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.
Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.
Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока
Деятельность учителя Средства Деятельность учеников
I. ОргмоментСоздать благоприятный климат Речь учителя Внешняя и внутренняя
(психологическая) готовность
II. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. 
А теперь давайте вспомним
Когда закончилась Вторая мировая война?
Чем закончилась Вторая мировая война? Презентация «Цена Победы»
Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны?
Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны? Речь учащихсяКарта Устные ответыПоказать умение работать с картой
Южный Сахалин, Курильские острова, область Печенги, часть Восточной Пруссии (Калининградская область), Закарпатская Украина, Владимир- Волынской район
III. Мотивационно-целевой этап
Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?- сотрудничество или соперничество?Тема урока сегодня Начало: «холодной войны».
Какой можно сделать вывод?Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко. «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)
Как вы понимаете слова эпиграфа урока? Давайте мы с вами попытаемся вместе сформулировать цели урока по названию темыПостановка проблемы.Можно ли было избежать «холодной войны»?
Кто виноват в развязывании «холодной войны»? Речь учащихся
IV. Организационно-деятельностный этап.
1. Вступительное слово учителя.
С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты. Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов. Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире. 
Интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в 1945 г. (стр 243) и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, – «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл,. Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна из сверхдержав – США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.
Теперь попробуем дать определение :«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США. Речь учителя Восприятие и осмысление информации
2. Причины начала «холодной войны»
«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь». Так гласит древняя мудрость.
Определите причину войны
Стр. 246-247
- А теперь поработаем в группах
1ая группа
Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в  Фултоне -  родном городе президента.
Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы. В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».
Почему?

Задание классус документамиРечь учащихсяЗаписи в тетрадь Учащиеся подводятся к выводу, что соперничество сверхдержав в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
1. Столкновение интересов двух великих держав.
2.В стремлении лидеров Запада, особенно США, безраздельно и монопольно «правит миром».
3. Идеологические и политические различия в позиции СССР и западных держав
4. Экономическая слабость СССР, разорение страны в ходе войны
5. Установление прокоммунистических режимов в странах Восточной Европы и сопротивление лидеров западных стран распространению коммунистической идеологии
6. Гонка вооружений.7.Образование военно-политических союзов.
2- группа
12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»
Какое событие имеется в виду?
Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.
Какова основная идея речи? Какова основная идея речи?
Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий
Доктрина Трумэна. «План Маршалла».В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание.   Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите 1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.2. Основное содержание плана Маршалла.3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии ( доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .Содержание доктрины Трумэна:-  широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;- создание военно- политического блока;- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;- при  необходимости использование вооруженной силы.План Маршалла – ( по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы. СССР –категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.
Пос 3 группа
Последствия
Р развязывания «холодной войны»
Биполярный мир.
Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
Речь учителя Биполярный мир.
 
Капиталистический лагерь.                                  Социалистический лагерь:                                                                              лагерь:
 
         США                                                                              СССР
 
Апрель1949г. НАТО                                                      Май 1955г. ОВД
США, Канада и др. страны                                        СССР, Албания, Болгария,
 Западной Европы.                                        Венгрия, Польша, Румыния, ЧССР.
 
 
Выступление групп
Итог урока
Учитель. Проблема: Как вы думаете, можно ли было избежать «холодной войны»?
Избежать «холодной войны» было нельзя, т. к. США действовали жёстко и наступательно, использовали агрессивно-обвинительную риторику против СССР, обостряя ситуацию; их беспокоил позитивный авторитет СССР и коммунистической идеологии в мире, война не оправдала их надежд на ослабление советского государства. В свою очередь, СССР не мог согласиться на отказ от своих стратегических интересов: слишком дорогой ценой за это было заплачено.
Рефлексивно-оценочный этап
Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами – карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку. 1. Что вас заинтересовало? (карточка красного цвета) 2. Что вас удивило? (карточка синего цвета) 3. Какую бы проблему вы хотел обсудить в будущем? (карточка жёлтого цвета)Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить. Речь учителя и учащихсяКарточки разного цвета на партах Дети участвуют в беседе, анализируют свою деятельность на уроке. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создается неформальная обстановка и ребята чувствуют себя комфортно и раскованно.
параграф 33-34
1)Почему же началась «холодная война» и кто виновен в ее развязывании?
Существуют 3 основные точки зрения: виновен СССР, виновен США, виновны оба государства. Кто же прав? Докажите на конкретных фактах, кто по-вашему виновен в развязывании «холодной войны».
2)Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?
  Запись задания
Речь Черчилля о "железном занавесе" в Фултоне, март 1946
Речь Черчилля о "железном занавесе", произнесена 5 марта [ HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/hal/00012e24.htm"  68 ]. Произнося ее в Фултоне, Черчилль предупреждал об усилении контроля Москвы над Восточной и Центральной Европой и призывал к англо- американскому "братскому союзу" для сопротивления советской экспансии [ HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/hal/0001649d.htm"  18 ]. В этот момент возник серьезный кризис в советско-американских отношениях. Сталин осудил речь Черчилля как "опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять разлад между странами-союзницами и препятствовать их сотрудничеству" [ HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/hal/000121b2.htm"  19 ].
HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/all_st/00002f57.htm" Аллилуев В. Ранней весной, 5 марта, в американском городе Фултоне, в Вестминстерском колледже, в присутствии президента США Г. Трумена У.  HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/hal/00075791.htm" Черчилль произнес свою печально знаменитую речь, положившую начало "холодной войне". Как видим, нам не дали не только 10-15 лет, но и те 2,5 года, о которых говорил Сталин. Черчилль, полагавший, что с Россией можно разговаривать только на силовом языке, предложил создать антисоветский плацдарм, дающий старт на установление англо-американского мирового господства. Назвал он этот плацдарм, как это любят на Западе, элегантно, как некую "братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке. Это означает особые отношения между Британским содружеством наций, с одной стороны, и Соединенными Штатами-с другой... Братская ассоциация требует не только растущей дружбы и взаимопонимания между нашими двумя обширными, но родственными системами общества, но и сохранения близких отношений между нашими военными советниками, проведения совместного изучения возможных опасностей, стандартизации оружия и учебных пособий, а также обмена офицерами и слушателями в технических колледжах. Это должно сопровождаться сохранением нынешних условий, созданных в интересах взаимной безопасности, путем совместного использования всех военно-морских и авиационных баз, принадлежащих обеим странам во всем мире. Это, возможно, удвоило бы мобильность американского флота и авиации. Это значительно увеличило бы мощь британских имперских вооруженных сил и вполне могло бы привести... к значительной финансовой экономии... Впоследствии может возникнуть принцип общего гражданства, и я уверен, что он возникнет".
Этот союз, по мнению Черчилля, должен быть направлен против Советского Союза и зарождавшихся социалистических государств. В этой речи впервые прозвучал антисоветский термин "железный занавес", изобретенный еще в феврале 1945 года Й. Геббельсом. Этот занавес, заявил Черчилль, опустился на Европейский континент и разделил его по линии от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике. Бывший английский премьер призвал применить против СССР силу как можно скорее, пока он не располагает ядерным оружием.
Английские избиратели оказались провидцами, провалив Черчилля на прошедших парламентских выборах. Западногерманский либерально-буржуазный публицист С. Хаффнер в этой связи тонко заметил:
"Черчилль был нужен Англии, чтобы вести войну против Германии. Однако при всем восхищении и всей благодарности за то, что он сделал в войне против Германии, Англия не захотела его услуг для развязывания войны против Советского Союза". И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:
"...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР".
Сталин, быть может, лучше и быстрее других понял, чем это грозит стране и ее народу, еще не успевшим остыть от тяжелой войны 1941 - 1945 годов, в безжалостном молохе которой безвозвратно исчезали людские жизни и национальное богатство. Целую треть национального нашего богатства, созданного трудом многих поколений, унесла война. По тогдашнему курсу война обошлась нашей стране в 485 миллиардов рублей (с учетом стоимости разрушенного). Поставки по  HYPERLINK "http://www.famhist.ru/famhist/all_st/00062b3f.htm" ленд-лизу СССР составили около 10 миллиардов долларов, что составляет... 3,5 процента от общих военных расходов США в годы войны. Вот вам и реальный вклад США в победу. Разжигание новой, пока "холодной войны" против СССР означало, что право на значительный подъем своего жизненного уровня, завоеванного народом в военных победах, право на отдых после тягот войны, удовлетворение многих кричащих нужд приходилось откладывать. Но иного выхода не было. Наступал очередной этап тяжелой, напряженной работы... Стране снова приходилось жить в навязанных нам извне экстремальных условиях.
Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммуннистическим, в том числе антидемократическим, режимам. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г. в американском конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР. 12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей. Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. "Греческое правительство, говорил он, работает в условиях хаоса... Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции". Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге "Колосс Свободного мира", США неуклонно поддерживают за границей имущих против неимущих, образующих явное большинство. Заявив, что "мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим", Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся "от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока". И Трумэн просил конгресс ассигновать на "помощь" этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну. Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название "доктрины Трумэна". Несмотря на проведенную подготовительную работу, "доктрина Трумэна" встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: "Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны...Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил." Трумэн сравнивал свою доктрину с "доктриной Монро". Но "доктрина Монро" предусматривала не вмешательство Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него "Священный союз" европейских монархов, который защищал старые реакционные режимы и против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 г. "доктрина Трумэна" вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе - укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане "холодной войны" "доктрина Трумэна" представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу. После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился "план Маршалла". Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние внешней торговли США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики "холодной войны", в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР. План Маршалла
Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в Европе. И "план Маршалла" действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали : "План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу". Таким образом "план Маршалла" наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и "доктрина Трумэна", военнополитическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: "Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса." В общем "план Маршалла", как и "доктрина Трумэна", преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д. В конгрессе США "план Маршалл" встретил более сильную оппозицию, чем "доктрина Трумэна". Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении. Одновременно с подготовкой и проведением "плана Маршалла" США вместе с Англией проводили в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские промышленные монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США. 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона , таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы. Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис. В Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в свою политику государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран. В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после принятия "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла" усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования "доктрины Трумэна", 13 марта 1947 г., было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в "холодную войну" Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило "холодную войну" с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия. Итак, составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран. План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла ( с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. Противостояние коммунизму отразилось и во внутренней политике США. С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых.
НАТО и Варшавский Договор
Договор о создании Североатлантического союза был подписан в апреле 1949 года в Вашингтоне министрами иностранных дел двенадцати государств — США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Норвегия, Дании, Исландии и Португалии. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, а в 1955 году — ФРГ, в 1982 году — Испания.
Сфера действий североатлантического союза, именуемая «зоной НАТО», включает территории европейских стран блока, Турции, Северной Америки, акватории Средиземного моря и Северной Атлантики. Общая площадь территории стран НАТО составляет более 22,7 млн. кв. км., а численность населения — около 660 млн. человек. В зоне НАТО сосредоточена главная группировка вооруженных сил американской коалиции, в том числе свыше 90 процентов всех средств доставки ядерного оружия.
НАТО имеет объединенные вооруженные силы и постоянно действующие руководящие органы с многочисленным центральным и периферийным аппаратом. Сфера деятельности этих органов охватывает военную и военно-экономическую область, а также внешнюю и внутреннюю политику стран-участниц блока. В настоящее время их роль как политического и военного центра крупнейшей коалиции государств Запада возросла за счет дальнейшей централизации. Расширились полномочия аппарата управления НАТО, на высшие органы [421] блока были возложены задачи стратегического планирования, координации разведывательной деятельности, разработки мобилизационных мероприятий и т.д.
Органы НАТО координируют национальные планы военного строительства, контролируют использование военных ассигнований, а также разработку мероприятий по переводу экономики и вооруженных сил НАТО с мирного на военное положение. Отрегулирован механизм проведения консультаций между правительствами стран блока и принятия согласованных решений.
Расширилась деятельность органов НАТО по подготовке условий для совместных действий за пределами официально установленной «зоной ответственности» НАТО. Результатом этого, к примеру, стала интервенция войск НАТО в Югославии.
Высшим руководящим органом Североатлантического блока является Совет НАТО, который решает политические и некоторые военно-стратегические проблемы и состоит из представителей 16 стран блока. Ограничение сферы деятельности Совета политическими проблемами явилось следствием отказа Франции от участия в решении военных вопросов после ее выхода в июне 1966 года из военной организации НАТО. В связи с этим был создан высший орган блока по решению военных проблем. Сессия Совета НАТО проводятся два раза в год обычно на уровне министров иностранных дел с участием министров обороны, финансов, экономики. При решении особо важных проблем сессии проводятся на уровне глав государств и правительств.
Руководство НАТО меду сессиями осуществляется через постоянных представителей стран-участниц в Совете в ранге послов, которые образуют Постоянный совет НАТО, действующий от имени Совета НАТО. Постоянный совет выполняет административно-финансовые функции, координирует действия правительств стран-участниц блока по осуществлению различных мероприятий, разработанных руководящими органами НАТО. Следит за своевременным составлением оперативных и мобпланов на военное время.
Комитет военного планирования является высшим органом блока по решению важнейших военных и некоторых военно-политических проблем, касающихся организации руководящих военных органов и объединенных командований НАТО, утверждения планов строительства и использования сил, выработки стратегических концепций [422] блока, военного участия стран в Североатлантическом союзе. Заседания обычно проводятся дважды в год на уровне министров обороны накануне сессий Совета НАТО. В период между заседаниями Комитета военного планирования его функции выполняет Постоянный комитет военного планирования, состоящий из представителей стран блока при Совете НАТО. Решения Комитета военного планирования окончательны и не подлежат утверждению сессий Совета НАТО. Ему подчинены Военный Комитет с Международным объединенным штабом и ряд других комитетов НАТО по вопросам военной деятельности.