Буклет для педагогов Логопедические игры в Песочной стране


-429895-16954500«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
Д. Ушинский
Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача, как родителей, так и педагогов.
В решении этой проблемы помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры с песком.
Песок нередко действует на детей как магнит. Песок – идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что – либо испортить. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображению. Песок станет подспорьем, если ребёнок учится читать и писать, осваивает грамоту или ему необходима помощь, чтобы научиться правильно, произносить звуки.
Уже доказано, что именно дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают, как правило, уверенными и успешными взрослыми. Песок загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы и очень пластичный. Игра
в песок захватывает и взрослых, и детей.
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева)
- Положите ладошки на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, рёбер ладоней.
Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
Найти спрятанные в песке буквы и составить из них слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа её как ручку.
«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из
них и на ощупь попробует определить, что это.
Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб). Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем
на ладонь. Ребёнок повторяет. Затем ребёнок закрывает глазки, кладёт на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребёнок называет этот палец.
Упражнение «Необыкновенные следы». «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребёнок расслабленными/напряжёнными пальцами
рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки – паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное). Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Часики». Языком ритмично двигать вправо – влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл – бл – бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели». Языком ритмично двигать вверх – вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор». Произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или воде букву Р, произнося одновременно звук [Р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их
пальчиком или легко отшлёпывая по песку или
воде ладошками.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищённые картинки с дифференцируе –
мыми звуками. Ребёнок откапывает их и раскладывает на две группы.
Коррекция лексико – грамматических
нарушений речи.
«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы
или игрушки и подбирает к их названиями прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик – лёгкий, блюдце – пластмассовое).
«Чего не стало». Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже, как единственного,
так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры: Логопед стирает часть
предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Развитие связной речи.
«Начни предложение». Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу (и наоборот).
«Друзья». При рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
«Полоски». Ребёнок чертит на песке
заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Анализ слова и предложения.
«Начерти на песке». Логопед чертит
на песке схему предложения. Дети придумывают соответствующее предложение и наоборот. Логопед произносит
предложение, а дети чертят, соответствую-
щую схему.
88902095500
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола ―
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьми в игру…. Пободно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Т. ГрабенкоМуниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение города Абакана
«Детский сад «Звёздочка»

«Логопедические игры
в Песочной стране»


Составила:
учитель – логопед
Березина Г. В.