Конспект урока литературного чтения 1 класс


Литературное чтение
Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ (стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно» иЭ. Мошковской «Трудный путь»).Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. 1. Повторение.
а) Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца».
б) Устные рассказы детей о младших сестрёнках и братишках.
– Какими должны быть старший брат и старшая сестра?
– Как вы думаете, хороший старший брат у маленького Миши, героя стихотворения Якова Акима?
в) Выразительное чтение стихотворения Я. Акима «Мой брат Миша».
– Видите, ребята, как важно быть хорошим старшим братом: маленький брат смотрит на него и подражает ему.
– Родители очень любят своих детей, особенно когда они дружные, помогают друг другу и по дому.
2. Работа с серией картинок (с. 86).
– А теперь давайте прочитаем, как помогал своей маме Вова Колесников.
Рис. 1.
– Как вы думаете, обрадовалась ли мама тому, что сделал Вова?
– Почему для мамы это было приятно?
– Можно ли назвать это помощью? Почему?
Рис. 2.
– Катюша тоже решила рассказать мальчикам, как она помогала маме. Прочитаем.
– Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме?
– Почему наши герои и все дети хотят помочь мамам, сделать им приятное?
3. Упражнение в технике чтения.
Работа в тетради (задание I.2 в тетради, с. 22).
– Прочитайте 1-е предложение.
– Что это? (Чистоговорка.)
– Для чего мы учимся их читать?
– Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки.
Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Ι. А. Барто «Разлука».
– Откройте учебники на с. 87.
1. Работа с текстом до чтения.
– Сегодня мы будем читать стихотворение Агнии Барто с грустным названием «Разлука».
– Как вы понимаете это слово?
– Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению (с. 87). Кто станет героем стихотворения?
– Что можно рассказать об этом мальчике?
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение стихотворения детьми про себя.
– Где же мама героя стихотворения?
– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)
– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?
– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
– Действительно ли всё это он делает для мамы?
– Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение: каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?
Выразительное чтение детей (2 чел.).
– Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?
3. Работа с текстом после чтения.
– Найдите задание I.3 в тетради, с. 22.
– Что в нём нужно сделать?
– Выполните его в парах.
– Прочитайте слова, которые вы составили.
– Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»?
– А что каждый из вас может сделать для своей мамы?
Ответы детей.
Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».
ΙΙ. Г. Граубин «Окно».
1. Работа с текстом до чтения.
– Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.)
– А из чего она состоит?
– Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)
– Прочитайте про себя.
– Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?
– Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение учителя (книги у детей закрыты).
Вопросы по содержанию:
– Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)
– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»?
– Когда встала мама, чтобы вымыть окно?
– Мне, ребята, было очень приятно читать строчки: «Мама мыла раму». Помню с детских лет, потому что строчка «Мама мыла раму» – из старого букваря, по которому я училась.
– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?
(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)
– Откуда взялась «пара детских рук»?
– Почему маминым рукам «не осталось места»?
– Сколько детей помогали маме мыть окно?
– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?
Подготовка к выразительному чтению.
– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)
– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)
– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?
– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)
Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).
3. Работа с текстом после чтения.
– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) Дети, как правило, замечают только это. Тогда учитель помогает:
– Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки. Какие они?
Ответы детей.
– Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)
– Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)
– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».
ΙΙΙ. А. Барто «Одиночество».
1. Работа с текстом до чтения.
– Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?
Предположения детей.
– Что такое одиночество?
– Откройте тетрадь на с. 23, задание II.5, и проверьте свои предположения, прочитав толкование этого слова.
– О значениях каких ещё слов мы можем узнать в этом задании?
– Прочитайте.
2. Работа с текстом во время чтения.
Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).
Беседа по содержанию:
– Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома?
– Что чувствовал мальчик?
– Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик?
– На кого больше обижен мальчик? (На папу.)
– Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.)
– Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)
– Чем собирается заниматься мальчик в лесу?
– Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)
– Что же он хочет сделать?
– Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?
– Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)
– Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?
Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.
1-я строфа:
– Как нужно прочитать эту строфу? Почему? (Решительно.)
2-я строфа:
– Читать очень решительно. Мальчик уверен, что сможет жить один.
3-я строфа:
– Мальчик как бы подражает отцу, гордится, что похож на папу, уверен, что справится. Интонация убеждённости: я справлюсь!
4-я строфа:
– 1–2-я строчки – уверенно.
– 3–4-я строчки – с сомнением.
5-я строфа:
– Задумчиво, грустно.
6-я строфа:
– Радостно: он принял решение!
7-я строфа:
– Весело, уверенно.
8-я строфа:
– Радостно.
На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.
– В каком темпе мы будем читать?
Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.
– Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)
– В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?
(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)– А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?
– Значит, плохо всем?
Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
ΙV. Э. Мошковская «Трудный путь».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название следующего стихотворения.
– Можно ли по названию предположить, о чём будет текст?
– А о чём нам рассказывают иллюстрации? Что же это за трудный путь? Давайте прочитаем.
2. Работа с текстом во время чтения.
Читает стихотворение учитель, дети следят по учебнику.
Беседа по ходу чтения.
– В какой трудный путь отправился мальчик?
– Куда ведёт этот путь?
– Ждёт ли мама нашего героя?
– Как вы думаете, что чувствует мама?
– Сколько шагов нужно сделать, чтобы дойти до мамы? (Всего десять.)
– Почему же тогда эти 10 шагов – такие трудные для мальчика? (Тяжело пересилить себя и попросить прощение.)
– Что хочет сказать мальчик маме?
3. Работа с текстом после чтения.
– Что чувствует мальчик, как вы думаете?
– Почему Эмма Мошковская пишет, что подойти к маме нужно тихо и попросить прощение тоже тихо?
– Давайте ещё раз посмотрим на рисунки к стихотворению (с. 93). Как они передают состояние мальчика?
– Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
Упражнение в чтении стихотворения вслух (2 раза).
– Кому из ребят удалось передать настроение мальчика? Почему?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙΙΙ. Итог. – Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот тексты?
ΙV. Домашнее задание (по желанию).
– Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.