Проект «Проблемное обучение на уроках в начальной школе»


Проблемное обучение
на уроках в начальной школе
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Главная задача моих уроков– дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения. Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.
В результате спланированной проблемной ситуации удалось выяснить, что у большинства моих детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, а у нескольких ребят это умение пока не сформировано.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
Вывод: с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:
Самостоятельный поиск новой информации.
Самостоятельная работа с учебником.
Овладение навыком решения задачи.
Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
Развитие личностных качеств.
Приведу пример некоторых проблемных ситуаций на уроках ознакомления:
Постановка задач на этих уроках предусматривается самой сущностью предмета: дети изучают закономерности взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Отслеживая связи внутри популяций, изучая влияние неживой природы на живую ребята постоянно задаются вопросами «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Ответы на многие из этих вопросов они дают сами, путём умозаключений. Проводя исследования, сравнивая, они доискиваются до истины сами, радуясь этим пока маленьким успехам.
Урок в 3 классе: «Охрана воздуха и воды от загрязнения».
I этап. Рассматривается ситуация:
Директор завода Эколог
Я построил завод по выпуску продукции- это хорошо (дети радуются) Но он сливает отходы прямо в реку - это плохо (гибнет всё живое)
Я провел дорогу к окраине города, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться - это хорошо Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина - это плохо.
Учитель: - Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей? Подвожу к постановке проблемы самими учениками: - Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?
II этап. Поиск решений:
Проводится исследование по картинке.
Дети сами предлагают пути решения и в результате делают выводы:
Поставить на сливную трубу решетки для очистки - фильтры.
Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки.
Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина и т. д).
Урок в 3 классе: «Животный мир степей».
Фрагмент урока.
Ситуация: Хищники поедают своих жертв - хорошо это для всей популяции или плохо? (Например, овец в отаре все становится меньше).
Учитель ставит проблемный выбор. Заслушивает ответы детей.
Доказывает простым примером: завезли коз на необитаемый остров, где не было ни одного хищника. Козы ели буйную растительность и размножались. Наконец, их стало так много, что пищи на всех перестало хватать. Козы съели все растения, после чего вымерли от голода.
Подвожу к выводу (его делают сами ученики):
Для популяции хищник полезен и даже необходим (он регулирует численность животных (поедает только больных и слабых), не дает им чрезмерно размножаться.
Учитель на вопрос «Есть ли в природе вредные животные»? выдвигает заведомо ложную гипотезу: да, есть! –
Кто же это может быть? Дети предлагают свои варианты ответов:
комары (сильно кусаются)
жабы, лягушки (противные, страшные)
мыши, крысы (едят зерно в амбаре, переносят болезни)
змеи, пауки и т. д.
На примере экологических цепочек рассматриваются устойчивые связи между организмами в экосистеме, где каждый организм играет строго определенную роль, а сама экосистема находится в равновесии.
Дети обсуждают эту проблему и проверяют ошибочную гипотезу, приходят к открытию нового знания: стоит кого-нибудь убрать из этой цепочки, как равновесие нарушится и экосистема будет изменена. Например, не станет вдруг змеи, так мышей расплодится так много, что они всё подчистую съедят. А если бы у крысы не было врагов, то крысы за 8 лет покрыли бы всю поверхность земной суши.

Специфика проблемных ситуаций на уроках литературы
У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного потолка творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него.
В практике, работая по литературному образованию с первого класса, я начинаю использовать проблемные ситуации с изучения устного народного творчества.
Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, способность сопереживанию, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.д.) рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
На уроках литературы проблемными являются задания по выявлению новых фактов, явлений, использования приема сравнения, формирование оценочного суждения, установления причинно-следственных связей и др.
Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.
В.А. Сухомлинский
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого источника – телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, “красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, “необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития” Как важно, чтобы читательский “круг” не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. “Творческим чтением движет любознательность”
Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?
Уроки литературного чтения, разнообразив их занимательным и “затруднительным” материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название “проба пера”.Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.
Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали подбирать биографическую информацию, сравнивать “условия творчества” разных авторов. Очень отрадно, что многие родители включились в эту деятельность, поддерживая интересы своих детей.
Мои ученики стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам.
Главная цель проблемно-поискового метода в том, что новые понятия не даются в готовом виде. Дети открывают их сами. Я создаю проблемную ситуацию, а дети путем всевозможных гипотез объясняют проблему.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15