Методическая разработка на тему:Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного выпускника учреждения среднего профессионального образования


О.Н.Фадеева, г.Муром
ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-
гуманитарный техникум»
Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного выпускника учреждения среднего профессионального образования
Когда вершится смена вех,
До власти многие охочи,
Но лишь к тому придёт успех,
За кем последует рабочий.
Рассеется сомнений дым
И нам понять поможет разум,
Какому классу мир обязан
Благополучием своим!..
Общеизвестно, что профессиональное образование - ведущая опора социально-экономического развития и конкурентоспособности страны.
В настоящее время в российском профессиональном образовании существуют две общепризнанные корневые проблемы. Первая проблема связана с отставанием содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей, но - главное - делает систему образования и соответственно экономику страны неконкурентоспособной. Вторая проблема вызвана деформацией структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и специалистов, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.
Очевидно, что без радикальных изменений системы профессионального образования, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без её соответствия рынку труда невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность страны.
Эти обстоятельства и послужили основанием для выбора темы инновационной деятельности в техникуме "Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного выпускника учреждения среднего профессионального образования".В рамках инновационного проекта нами были определены основные направления деятельности техникума по формированию конкурентоспособного выпускника.
При анкетировании всех субъектов образовательного процесса на вопрос "Что необходимо изменить в образовательном процессе, чтобы подготовить конкурентоспособных выпускников МПГТ?" были получены следующие ответы:
Оснастить кабинеты и мастерские современным оборудованием, улучшить материально-техническую базу.
Применять в образовательном процессе современные технологии и методы профессионального обучения.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников техникума.
Развивать взаимодействие с работодателями.
В техникуме сложилась модель формирования организационно-педагогических условий, состоящих из: - системы управления; - материально-технической базы; - кадров; - организации учебной деятельности; - воспитательной системы; - развития воспитательного пространства, взаимодействие с социальными партнерами и работодателями. Рассмотрим эти составляющие.
В техникуме рационально сочетается принцип единоначалия и самоуправления. Функционируют органы государственно-общественного управления: Совет техникума, Педагогический совет, Совет родителей, Студенческий совет. Деятельность органов самоуправления эффективна. Все важные вопросы жизнедеятельности техникума обсуждаются органами общественно-государственного управления, на их заседаниях заслушиваются отчеты директора техникума, заместителей директора о состоянии работы по основным направлениям деятельности образовательной организации.
Управление образовательным процессом осуществляется на основе программно-целевого метода. В техникуме реализуются Программа развития, Программа управления качеством образования, Программа воспитательной работы, Программа профориентационной деятельности, Программа безопасности образовательного учреждения и др.
В образовательном учреждении создана необходимая материально-техническая база, комфортные условия, обеспечивающие образовательный процесс. Сформирован стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив, владеющий современными педагогическими технологиями и способный решать задачи, поставленные перед организацией профессионального образования. В настоящее время в техникуме работают трое Заслуженных учителей РФ, 16 человек награждены знаком «Почетный работник НПО РФ», 51% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Свой опыт работы педагогические работники техникума успешно представляют на международных, всероссийских, областных научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах.
С целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов в учебном процессе используются:
- современные педагогические технологии: модульное обучение, уровневая дифференциация, критического мышления, проблемного обучения, «Творческая мастерская», «Мозговой штурм», метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии и др.;- нетрадиционные формы учебных занятий: уроки-практикумы, видео-уроки, интегрированные (межпредметные) уроки; конференции; уроки исследования, ролевые и деловые игры, уроки смотра знаний; защита творческих работ, проектов;
- эффективные формы контроля уровня сформированности общих и профессиональных компетенций выпускников.
Широко практикуются различные формы организации контроля знаний и умений студентов: зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных проектов (работ), экзамены, новая форма - «Портфолио».
Особое внимание в учебном процессе уделяется информатизации образования: созданы компьютеризированные рабочие места преподавателей, повышается компьютерная грамотность студентов и педагогических работников, внедряется дистанционное обучение, создаются и используются электронные учебно-методические комплексы специальностей; программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства. Проводя анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе техникума, можно сформулировать ряд обобщающих положений: -инновационные технологии обучения представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста; - чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов; - инновационный подход позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.
Создание единого воспитательного пространства в техникуме невозможно без тесной взаимосвязи обучения и воспитания, целостности учебно-воспитательного процесса, единства учебной и внеклассной работы. В воспитательном процессе техникума реализуется программа воспитательной работы «От подростка вступающего в жизнь, к социально-зрелой Личности». Основу данной концепции составляет модель воспитания: «Техникум- личность-специалист». Данная модель реализуется через выполнение комплексных целевых программ «Семья-надежда завтрашнего дня», «Вместе к успеху», программа социальной адаптации и сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программа по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, которые призваны обеспечить полное и всестороннее развитие личности, формирование ее самостоятельности и ответственности, гражданское становление.
Цель воспитательной системы техникума – организовать образовательную среду как единое воспитательное пространство таким образом, чтобы создать условия для активной жизнедеятельности студентов, их самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, социально-культурном, нравственном и профессиональном развитии.
Ключевым звеном в воспитательном пространстве техникума является студенческое самоуправление, которое включает в себя несколько блоков: - студенческий совет; - военно-патриотическое объединение «С Родиной в сердце»; - волонтерские отряды «Радость» и «Радуга»; - информационный центр – сайт техникума и студенческая газета «ProСвет».
Основными показателями системы воспитательной работы техникума является личность студента, его самочувствие в коллективе, включение в деятельность, его ценностные ориентиры, уровень подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Успех обучения и воспитания зависит от взаимодействия с семьей и направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс. Реализация программы «Семья-надежда завтрашнего дня» позволила четко выстроить психолого-педагогическое сопровождение семьи. Используемые в работе массовые, групповые, индивидуальные формы и методы взаимодействия с родителями, направлены на повышение их педагогической культуры, на укрепление взаимодействия семьи и техникума, на усиление воспитательного потенциала семьи. В техникуме работает лекторий для родителей, где они имеют возможность узнать советы педагогов, психолога, социального педагога, медиков, работников правоохранительных и социальных органов по вопросам воспитания. Стало хорошей традицией привлечение родителей к организации мероприятий в техникуме и в учебных группах (День знаний, День учителя, День матери, День защитника Отечества, Международный женский день, торжественное вручение дипломов, спортивные соревнования, экскурсии, походы). Развивается студенческое самоуправление, волонтерское движение. Члены двух волонтерских отрядов оказывают шефскую помощь соцприюту с.Булатниково, соцприюту для пристарелых д.Пестенькино; ежегодно участвуют во Всероссийских акциях « Весенняя неделя добра», «Георгиевская ленточка», в окружной фестивале «Добрых дел», субботниках.
В результате целенаправленной системы учебно-воспитательной работы по формированию социальнозначимых качеств личности студентов в техникуме отмечаются: - высокие достижения студентов в городских, областных и Всероссийских смотрах, конкурсах, в спортивных мероприятиях; - растет удовлетворенность студентов и родителей организацией учебно- воспитательного процесса.
Развивается воспитательное пространство техникума, совершенствуются формы и методы взаимодействия с социальными партнерами, работодателями. В рамках реализации Программы профориентационной деятельности «Выбери свое будущее» техникум тесно взаимодействует с общеобразовательными учреждениями по привлечению «замотивированной» на получение профессионального образования молодежи. Работа по профориентации строится по следующим направлениям: - профпросвещение педагогов и учащихся школ, студентов техникума, родителей; - профдиагностика и профконсультирование; - профадаптация выпускников; - повышение компетентности педагогов техникума в вопросах профориентации.
Реализация Программы «Выбери свое будущее» способствует повышению уровня информированности населения о состоянии рынка труда; оказанию адресной психологической помощи учащимся школ округа в осознанном выборе будущей профессии; ориентации подростков и молодежи на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях; увеличению контингента обучающихся техникума; пополнению квалифицированными кадрами предприятий области.
В техникуме создана и реализуется модель социального партнерства «Техникум – предприятие», включающая совокупность организационно-педагогических условий, функций, форм, оптимизации и критериев управления качеством подготовки специалистов. Направление первое − привлечение работодателей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и независимой оценке качества подготовки специалистов. Направление второе – организация производственной практики на предприятиях на договорной основе. Направление третье – формирование профессиональных и ключевых компетенций студентов. Направление четвертое – учет потребностей и запросов предприятий. Направление пятое – взаимообучение инженерного и педагогического коллективов. Направление шестое – совместная внеучебная и профориентационная деятельность. Седьмое направление - содействие трудоустройству выпускников.
Для удовлетворения потребности социальных партнеров − предприятий, организаций и учреждений города в рабочих и специалистах в техникуме организована ускоренная профессиональная подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Стабильно функционируют курсы дополнительного профессионального образования по профессиям «Продавец, контролёр - кассир», «Водитель», «Парикмахер», «Токарь», «Сварщик», «Слесарь - сантехник» и др. С целью снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения города техникум тесно сотрудничает с ГУ «Центр занятости населения» г. Мурома. По направлению от Центра занятости населения обучаются слушатели по профессиям «Продавец», «Парикмахер», «Слесарь по ремонту автомобилей» и др. Реализация данной модели дает положительные результаты. Техникум имеет высокий авторитет в округе и Владимирской области. По итогам областного рейтинга образовательных учреждений среднего профессионального образования два последних года он занимает 1 место, в 2013 г. - стал победителем областного конкурса образовательных учреждений среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы и получил грант в размере 1 млн. рублей на укрепление материально-технической базы. Растет качество обучения студентов, ежегодно более 50% выпускников получают повышенные разряды, более 90%-получают 2 и более профессии. Студенты ежегодно становятся победителями Всероссийских, региональных олимпиад и конкурсов профмастерства. Среди наиболее значимых: в Международной выставке «Интерпрофи» г. Москва - III место, на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир» г. Йошкар-Ола - III место, в областной олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир» - I место, в областном конкурсе «Золотые руки»- III место, в областной олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Газосварщик» –II место, в областной олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Мастер по ремонту в ЖКХ» - I место и др.. Растет качество обучения студентов, в том числе количества студентов, получивших повышенный уровень квалификации: - повышается мотивация у студентов к изучению новых технологий, участию в социально-производственных проектах, жизни трудового коллектива; - выпускники техникума востребованы на рынке труда. Более 76% выпускников успешно трудоустраиваются после окончания техникума. Бесспорно, проблема трудоустройства является актуальной и ее решение требует постоянных усилий. Карьера выпускников - значимая составляющая репутации любого учебного заведения. Карьера будет успешной, если эффективна система «техникум - выпускник - работодатель». Активность каждой стороны будет способствовать трудоустройству выпускников, а в итоге - повышению их конкурентоспособности, и в перспективе при посредничестве техникума выпускник и работодатель будут сами находить друг друга.
Мониторинг эффективности деятельности по трудоустройству выпускников в рамках инновационной работы показывает, что благодаря проводимым мероприятиям выпускники техникума в целом успешны на рынке труда, в техникуме сформирована многоуровневая система комплексной поддержки профессионального становления молодежи.
В современном профессиональном образовательном учреждении должны быть созданы оптимальные организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособного выпускника. Построение модели конкурентоспособного специалиста необходимо осуществлять с учетом требований ФГОС, социального заказа, требований работодателей, запросов самой личности и потенциальных возможностей образовательного учреждения.