Научная статья Проектная деятельность на уроках биологии и экологии, во внеурочной деятельности

Проектная деятельность на уроках биологии и экологии,
во внеурочной деятельности.
Учитель МБОУ СОШ №4: Черешнева Елена Александровна

Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Для развития познавательного интереса у учащихся в своей педагогической деятельности я широко использую методы проектной технологии.
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Проектная деятельность обучающихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
УУД, формирующиеся в процессе проектной деятельности
Рефлексивные умения
Умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Исследовательские умения
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
Умение самостоятельно найти недостающую информацию;
Умение запросить недостающую информацию у учителя, у специалиста;
Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Умение выдвигать гипотезы;
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Умения коллективного планирования;
Умение взаимодействовать с любым партнёром;
Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
Умения находить и исправлять ошибки в работе других участников.
Менеджерские умения и навыки
Умение проектировать процесс;
Умение планировать деятельность, время, ресурсы;
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
Навыки анализа собственной деятельности.
Коммуникативные умения
Умение вступать в диалог, задавать вопросы;
Умение отстаивать свою точку зрения;
Умение находить компромисс;
Навыки интервьирования.
Презентационные умения и навыки
Навыки монологической речи;
Умение уверенно держать себя во время выступления;
Умение использовать различные средства наглядности;
Умение отвечать на незапланированные вопросы;
Артистические умения.



Главными целями обучения учащихся с использованием проектной деятельности являются:
- формирование и развитие творческих способностей;
- развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
- создание мотивов к обучению и самообразованию;
- формирование чувства индивидуальной ответственности и самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие методологических умений и навыков.
Умения, формируемые методом проектов:
1. Критическое мышление (аналитическое, самостоятельное, системное, ассоциативное);   2. Творческое мышление (пространственное воображение, прогностические способности);
 3. Учебно-информационные умения (отбор нужной информации, анализ, систематизация, представление информации в различных формах);  
4. Учебно-коммуникативные умения (работа в коллективе, сотрудничество, умение слушать и слышать).
В своей практике я использую несколько видов проектов: 1. Информационно - поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
При выполнении информационно - поискового проекта ученик:
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,
- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
- Обобщает и анализирует информацию,
- Делает выводы,
- Корректирует поиск по уточненным направлениям,
- Анализирует и обобщает новые факты,
- Организует проведение «внешней» оценки. 2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
При выполнении исследовательского проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования,
- Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации,
- Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем. 3. Продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
При выполнении данного проекта ученик:
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Проводит презентацию,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. 4. Практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем. При выполнении данного проекта ученик:
- Обозначает результат в начале проектной деятельности,
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
- Получает конкретный материальный продукт...
5. Ролево-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
При выполнении данного проекта ученик:
- Намечает «игровые» роли,
- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,
- Моделирует ситуации,
- Проигрывает «виртуальные реальности».
Какие же результаты в обучении были получены, благодаря применению метода проектов: стимулирование учащихся к более глубокому изучению биологии; повышение интереса к предмету; повышение качества обученности по предмету; привлечение более «слабых» учащихся к работе над проблемой в группе. Проектная методика способствует личностному самоопределению, формированию профессионально важных качеств личности.
  Использование  проектной деятельности я практикую как на уроках, так и во внеурочное время. Примером таких проектов являются долгосрочные проекты – это научно-исследовательская работа учащихся, конечным результатом которой является защита проектов на школьной научно-практической конференции.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки. 2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. 3.Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа. Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности. Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений. В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Используемая литература: 1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998. 2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004. 3. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1. 4. Маш Р.Д. Юный медик: Журнал "Биология” № 26, 1995. 5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3. 7. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2005. 8. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2. 9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.