«Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне».

Урок по литературе для 5 класса
по теме «Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне».
Предлагаемый урок поможет учащимся научиться размышлять, правильно оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова, воспитывать интерес к басне и к предмету, в целом.






Тема урока: Басни Крылова «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне»

Тип: урок закрепления знаний.

Вид: урок-диалог с элементами театрализованного представления.

Цели: познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова на примере басен «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне»; развивать умения размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;
воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному; научить их высмеивать хитрого злодея, попавшего в западню.

Материалы и оборудование: портрет И.А. Крылова; иллюстрации к его басням; учебник.

Предварительная подготовка: ученики должны знать, что такое басня, где она возникла впервые, как развивалась, какие виды басен существуют. Также учащиеся должны суметь дать определение таких литературных терминов, как аллегория, мораль, зачин, им следует еще раз внимательно перечитать басни, изученные на предыдущих уроках. 1-2 ученика готовят рассказ о биографии И.А. Крылова. Необходимо выбрать из класса наиболее артистичных, умеющих не теряться на публике учеников, дать им задание – прочитать самостоятельно басни Крылова «Волк и Ягненок» и «Волк на псарне», затем раздать им роли и попросить выучить их наизусть и подготовить сценку. Сделать костюмы или маски, изображающие волка, ягненка, гончих псов, седого ловчего. Для этого потребуется провести 3-4 репетиции мини-постановок двух изучаемых басен.




Ход урока:

Организационный момент.
Слово учителя. Актуализация знаний.

- Ребята, в прошлый раз мы изучили новый литературный жанр – басню.
А что такое басня? (Басня – это эпический литературный жанр, создающий в емкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)
- А как вы объясните понятие аллегории по отношению к животным? ( Аллегория – художественный прием, когда за изображаемым предметом скрывается другое понятие или предмет.)
- Назовите двух античных литераторов, которые разрабатывали жанр басни: один – древнегреческий, другой – древнеримский. (Эзоп и Федр.)
- Какие еще баснописцы вам известны? (Жан де Лафонтен, Ф.А. Эммин и др.)

Изучение нового материала. Работа с текстом.

Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца конца XVIII – начала XIX вв. – Ивана Андреевича Крылова.
( К доске выходит ученик, готовивший доклад о жизни и творчестве И.А. Крылова.)

Доклад
Крылов родился в 1768 г. в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-хгг.XVIIIвв. Первые опыты его драматургические ( комическая опера «Кофейница», 1782, трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.,1786-1788).
С 1789 по 1793г. И.А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты цензурой. Басней Крылов начал заниматься с 1801г. Его первые произведения в этом жанре «Дуб и Трость»и «Разборчивая невеста»(переводы из Лафонтена) – были опубликованы в 1805г. Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Его произведения лишены сухого морализаторства. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и жестокостью, лицемерием, корыстью, лестью, тщеславием.
Умер И.А. Крылов в 1844г. Он написал свыше двухсот басен. Некоторые сюжеты он заимствовал у своих предшественников, другие же придумывал сам. Так, во время Отечественной войны 1812г. Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова – успешное создание характера и передача мудрости русского напода.


Несомненно, все вы когда-то уже слышали имя Ивана Андреевича Крылова.
- Какие басни И.А. Крылова вы помните? («Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и Лисица», «Слон и Моська», « Мартышка и Очки» и др.)
(В это время несколько учащихся идут готовиться к сценке.)

Обратимся к одной из басен Крылова «Волк и Ягненок» ( к доске выходят два ученика: один переодет в волка, второй – в ягненка. Они разыгрывают басню «Волк и Ягненок» За автора говорит учитель. После окончания сценки учитель задает классу вопросы.)
- Кто, по-вашему, здесь положительный герой, а кто – отрицательный.
( В данной басне Ягненок – положительный персонаж, а Волк – отрицательный.)

- Почему именно Волк отрицательный , а Ягненок – положительный персонаж, а не наоборот? (Ягненок маленький, беззащитный, а Волк наглый, жестокий. Он пользуется своей силой и властью и глумится над несчастным Ягненком.)

- Какие черты обычно олицетворяет волк в русских сказках и в баснях?
(Обычно в русских сказках и в баснях волк - олицетворение грубости, злобы, жадности.)

- Какие черты присущи ягненку? (Ягненок робок, боязлив. Он пытается защититься, оправдывается. Его очень жалко.)

- Какова мораль басни? ( У сильного всегда бессильный виноват.)

- Она находится в начале или в конце басни? (В самом начале.)

- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни. ( Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабомтолько потому, что тот слабее его.)

- Какие строчки из этой басни стали сегодня употребляться как крылатое выражение? ( Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.)

А теперь посмотрим сценку из другой басни И.А. Крылова – « Волк на псарне». (На импровизированную сцену выходят ученики, играющие волка, псарей (два человека: один с игрушечным ружьем, другой – с небольшой деревянной дубинкой), трех псов и ловчего. Слова автора произносит учитель. Пока люди беседуют с «Волком», «собаки» лают, но негромко, чтобы было слышно разговор. После окончания сценки учитель задает всему классу вопросы.)

- Кто в этой басне злодей? Почему именно этот персонаж?
(Злодей замыслил недоброе и коварное – волк, потому что: «Волк, ночью думая залезть в овчарню».)
- Вам жалко волка? Почему?
(Жалости волк не вызывает, так как он лжет, отпирается, прикидывается невинным. На самом деле он хитер, зол и коварен.)
- Как вы думаете, что бы произошло, если бы ловчий поверил волку, сжалился над ним и отпустил его на волю? Перестал бы тогда серый пожирать овец? ( Волку верить нельзя. Он как крал овец, так и продолжал бы это делать, несмотря ни на что.)

- Кого здесь высмеивает Крылов? (И. А. Крылов высмеивает в этой басне вероломство, подлость, обман. Все эти качества присущи волку.)

- Какова мораль этой басни? ( Ни в коем случае нельзя верить врагу, он все равно обманет.)

- На каком историческом событии базируется сюжет этой басни? (Отчественная война 1812г., Кутузов и Наполеон.)


Подведение итогов
На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал, познакомились с И. А. Крыловым, с его баснями « Волк и Ягненок» и « Волк на псарне», разыграли сюжеты этих басен, ответили на вопросы по ним.

( Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок)


Домашнее задание: прочитать басни Крылова в учебнике и выучить одну из них наизусть.
15