Педагогический проект Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся


Педагогический проект
"Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся"
Оглавление:
Введение__________________________________________________2 - 6 стр.
Основная часть.
1.Освоение коммуникативной компетентности обучащихся на уроках
русского языка____________________________________________ 6 -7 стр.
2.Основные компоненты и способы реализации
коммуникативной компетенции обучащихся на уроках русского языка.
2.1 Современные образовательные технологии__________________ 8 - 11стр.
2.2.Коммуникативно-ориентированные задания__________________ 12 – 16 стр.
3. Диагностика эффективности педагогического проекта___________ 16 стр.
3.1. Анкетирование___________________________________________16 - 17 стр.
3.2. Экспертная оценка________________________________________17 стр.
4. Выводы___________________________________________________17 - 18стр.
5. Информационные ресурсы___________________________________ 18стр.
6. Приложение _______________________________________________19 – 55 стр.
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные,
- учебно-познавательные,
- информационные,
- коммуникативные,
- социально-трудовые,
- личностного самосовершенствования.
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.
Проблемы:
Перегруженность содержания школьного образования
Сохранение и укрепление здоровья школьников с учетом их возрастных особенностей
Неумение выражать свои чувства и представления о мире разнымиспособами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач
Неумение адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и
взрослыми
Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы
Приступая к работе над проектом по русскому языку и литературе, определяя стратегию работы в направлении развития и формирования коммуникативной компетентности учащихся, я выявила некоторые
противоречия:
между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетентности и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Цель проекта:
определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Основополагающий вопрос:
Возможно ли посредством текста сформировать и развить коммуникативную компетентность учащихся?
Актуальность:
Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей
открыта для восприятия нового опыта
способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях
владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения
Руководствуясь вышеназванной целью, я поставила перед собой следующие
задачи:
определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетентности;
повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
повысить результативность обучения;
включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах
Гипотеза:
если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им добитьсяследующих результатов:
значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе
адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и
взрослыми
выражать свои чувства и представления о мире различными способами
свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач, в том числе коммуникативных.
Объект исследования:
образовательный процесс.
Предмет исследования:
коммуникативная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.
Основополагающие принципы проекта:
целостность
научность
модульность
интеграция
системность.
Новизна данного проекта продиктована следующими факторами:
изменившиеся ценности современного образования
активизация процесса обучения
ученик – главная фигура в классе
деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности
учащихся
максимальное включение в работу опыта ребенка.
Для реализации проекта использованы следующие методы обучения:
исследовательский
проблемный
эвристический
метод творческого познания образовательной области через устные и письменные работы учащихся, сценическое искусство
Этапы реализации проекта:
Подготовительный - январь 2012– сентябрь 2012
Изучение и анализ материалов по теме проекта, апробация современных педагогических технологий и ИКТ.
Основной - сентябрь 2012- сентябрь 2013
Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, ИКТ, формирующие коммуникативные компетенции.
Заключительный - сентябрь 2013– март 2014
Подведение итогов, анализ результатов
Методы исследования:
анализ проблемы исследования;
изучение психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
диагностика:
1)обобщение;
2)сравнение;
3)анкетирование;
4)тестирование;
обобщение полученных результатов;
подведение итогов
Ожидаемые результаты:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе и повышение мотивации учебной деятельности
прочное и неформальное усвоение знаний; повышение результативности обучения,
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
активизация творческой деятельности, желания участвовать в различных творческих конкурсах.
Основная часть.
Освоение коммуникативной компетенции обучащихся на уроках русского языка и литературы
Концепция модернизации российского образования подчёркивает, что для того чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, необходимо прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетентность. Компетентность, по А.В.Хуторскому, - владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Что же такое компетенция? Совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и, в первую очередь, уроков русского языка и литературы. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения.А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь» — без этих условий нет урока.Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи. Известно, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку, но диапазон работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся в практике гораздо шире. Необходимо искать пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах — учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося. Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.Нельзя обучение русскому языку ограничивать рамками урока. Обязательно нужно дополнять урок специально организованной (вместе с детьми) «языковой средой ». При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития. Таким образом, освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи.
2.Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучащихся на уроках русского языка и литературы.
Основными компонентами и способами реализации коммуникативной компетенции являются:
2.1 Современные образовательные технологии.
Исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:
- во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося);- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения;- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные, которые становятся личным достоянием учащегося;- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, ), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс, слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.
Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Это работа в исследовательских группах, курсах по исследовательской деятельности в старших классах. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.
Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, конференция «Шаг в будущее», участие в общероссийских конкурсах.
Исследовательская деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.
Технология развития критического мышления
Способ развития ключевых компетенций лежит, на мой взгляд, в основе технологии развития критического мышления учащихся, главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.
Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание),
3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).
Существуют конкретные приёмы для работы на этапе вызова, на смысловой стадии и на этапе размышления.
Вызов Кластер
Индивидуальная мозговая атака
Парная мозговая атака
Групповая мозговая атака
«Знаю – Хочу узнать – Узнал новое»
Осмысление ИнсертЗигзаг
Чтение с остановками
Перекрёстная дискуссия
Рефлексия Кластер
Эссе
Синквейн
Учащиеся настроены на поиск. Как его осуществить? Любая исследовательская работа должна сопровождаться инструкцией по её осуществлению. Это может быть план, карточка-задание, в которой чётко обозначены зона и место поиска. Использование инструкций из урока в урок отрабатывает до автоматизма навык структурирования информации, учит чётко распределять время выполнения работы.
Сам поиск чаще всего предполагает работу с текстом, научным или художественным. Такая работа будет успешной, если научить учащихся правильно обрабатывать тексты: выбирать главную информацию, фиксировать её в систематизатор в сжатом дозированном виде. Вот некоторые примеры применения приёмов ТРКМ на уроках:
Зигзаг – обучение сообща.
Цель: изучение и систематизация большого по объёму материала.
Применение.
Предварительно разбиваю материал на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Например, на уроке литературы «Поэзия серебряного века как эстетический феномен» в 11 классе предлагаю карточку-инструкцию с пятью позициями, соответственно в рабочих группах должно быть пять человек.
Карточка-инструкция.
Общий взгляд на 900-е годы. // Баевский В.С. История русской литературы 20 века. – М., 1999.- Стр. 25 – 30.
Серебряный век. // В мире литературы. 11кл.: Учеб. для образоват. Учреждений гуманитар. профиля / Под ред. Кутузов А.Г. – М., 2004. – Стр. 129 – 131.
Символизм. Акмеизм. // Литература. – М., 1989.
Футуризм. Имажинизм. // Литература. – М., 1989.
Новокрестьянские поэты. Поэты вне течений. // Поэзия Серебряного века. Антология. – М., 2007. – Стр. 417, 451, 605-607.
Далее класс перегруппировывается: ребята с одноимёнными темами переходят в экспертные группы. Каждой группе выдаётся материал различного содержания. Учащиеся работают с текстом, выделяя главное, либо составляя опорный конспект, либо используя одну из графических форм (кластер, таблицу). Завершив работу, учащиеся переходят в свои рабочие группы.
Каждый эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией. В итоге каждый учащийся класса не только принял участие в изучении и изложении материала урока, но и получил его в полном объёме и сжатом виде.
Другим приёмом является синквейн – стихотворение из пяти строк.
Цель: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Строгие правила составления синквейна таковы:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
2.вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными;
3.третья строка – описание действия в рамках темы ТРЕМЯ словами-глаголами;
4.четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.
Пример составления синквейна по восприятию образа Митрофанушки после комментированного прочтения первого действия комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Митрофан.
Ленивый, грубый.
Ест, поддакивает, жалуется.
Автор высмеивает недостатки героя.
Хамелеон.
Блочная технология
Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным, благодаря подобранным методам и формам работы:
Урок 1Тема: Особенности публицистического стиля речи
Урок 2 Тема: Жанры публицистического стиля. Очерк.
Урок 3 Тема: Устное вступление. Доклад.
Урок 4 Тема: Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?
Метод фокальных объектов.
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.
Односотавные предложения
Тема урока: «Изобразительно – выразительные средства». В центре внимания (в фокусе) – художественные средства, которые использует автор. Лучи – раскрывают содержание понятия фокус.
анафораантитезаинверсияэпифораФигурыречириторический вопросградацияпараллелизм
Или тема урока «Односоставные предложения»:
Неопределённо-личные
безличные
Обобщённо-личные
личные
личные
Определённо-личные
Назывные

2.2 Коммуникативно-ориентированные задания.
Признаки коммуникативно-ориентированного задания:
имитация жизненной ситуации;
обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
выход за рамки одной образовательной области;
наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Этим признакам отвечают следующие задания:
Выделение главных мыслей текста.
Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.
Задания: 1. Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.
У короткого ума длинный язык.
Глаза – зеркало души.
В своем болоте и лягушка поет.
По выражению глаз можно узнать о характере человека.
Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.
Болтливый человек не бывает умным.
2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями
3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.
4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?
5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:
С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик
Прогнозирование.
1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:
Я люблю весну с ручьями,
… (лето) с яркими цветами,
… (осень) с ласковым дождем,
… (зиму) с горкой и катком.
2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:
… снежинки
… на картинке
… на земле
… при луне
… дорога
… у порога
3. В каких словах спятался «кол»?… кол; кол …
4.В каких словах спрятались ноты?…ми…; ре…; до…
5.Напишите слова, где спрятались числа.
Например: Родина, сорока …
6.В каких словах растет ель?
Например: картофель, учитель, понедельник.
7. Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.
8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.
Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.
Учитель задает вопрос:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?
Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.
9. Вспомните заголовки:
- выражающие главную мысль произведения;
- сформулированные в виде вопроса;
- передающие эмоциональное состояние автора;
- обозначающие место, время действия или имя автора.
10.Определите, о какой книге пойдет речь:
история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее;
сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.
11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.
Диалог с текстом.
1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.
3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.
Включение воображения.
1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.
Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?
2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.
Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину. (тексты о природе)
3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.
5. Преврати одно предложение в целый рассказ.
6. Закончи рассказ, сказку.
Работа над сочинением.
1. Творческое сочинение по картинке.
Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.
2. Свободное сочинение.
Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.
3. Сочинения на темы художественных произведений
Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.
Методика обучения такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.
Драматизация и словесное рисование.
Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.
Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.
Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках.
Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.
3. Диагностика эффективности педагогического проекта.
3.1. Качество знаний.
Об эффективности применения рассмотренных здесь методов, прежде всего, свидетельствует рост качества знаний по предмету, формирование положительной Я-концепции учащихся, положительная динамика роста отношения к окружающим и процессу обучения. Но кроме этого, хочется выделить следующие моменты работы:
становление активной позиции в учебной деятельности, т. е. сама организация урока способствует включенности всех без исключения учеников в работу, не дает возможности «отсидеться»;
возникновение устойчивого интереса к процессу обучения (удовлетворенность результатом деятельности порождает удовлетворенность самим процессом);
формирование собственного мнения, которое они учатся аргументировать;
развитие коммуникативных умений в процессе общения.
3.2. Анкетирование.
В октябре 2012 и 2013 года было проведено анкеттирование для обучающихся «Исследование мотивации к изучению предмета».
Данная анкета позволяет отследить динамику формирования мотивов изучения предмета на протяжении всего периода обучения детей.
Система мотивов к изучению литературы Октябрь 2012 Октябрь 2013
стараюсь добросовестно выполнять все требования 81 % 95%
проявляю интерес к отдельным фактам 54% 57%
получаю удовольствие от решения проблем 87% 89%
мне интересны не только знания, но и способы их получения. 56% 88%
на уроке просто интересно 58% 88%
получаю удовольствие при выполнении творческих заданий 55% 81%
Система мотивов к изучению русского языка Октябрь 2012 Октябрь 2013
стараюсь добросовестно выполнять все требования 70 % 86 %
проявляю интерес к отдельным фактам 46% 53%
получаю удовольствие от решения проблем 61% 74%
мне интересны не только знания, но и способы их получения. 60% 75%
на уроке просто интересно 53% 78%
получаю удовольствие при выполнении творческих заданий 41% 63%
3.3. Экспертная оценка.
Благодаря активному использованию методов и способов реализации коммуникативной компетенции, мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.
Занятия в неурочное время в литературном кружке «Вдохновение» также имеют свои положительные результаты. Из творческих работ участников группы был составлен альманах (приложение 1), который хранится в библиотеке гимназии и имеет практическую ценность.
4.Выводы.
Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции
способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
позволяют проявить обучающемуся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
повышают мотивацию к учению;
развивают познавательную активность;
вызывают интерес к предмету;
дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
способствуют повышению качества знаний.
Проект показывает эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.
3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.
В ходе реализации проекта создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий, банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ.
6. Информационные ресурсы:
Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.
Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004
Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ruМетод проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,1999
Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие/М,2007
Портфолио ученика средней школы/авт.-сост И.Г.Юдина,-2-е издание, Волгоград учитель,2008.
Формирование коммуникативных компетенций школьников на уроках литературного чтения 6Методическое пособие./ Сост. Кравцова С.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
Интернет ресурсы
www.it-n.ru сеть творческих учителей