Статья Научно-исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми


В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
В последние годы слова «научно-исследовательская деятельность» прочно вошли в лексикон учителей-практиков. Имеющийся практический опыт организации исследовательской деятельности учащихся позволяет утверждать, что её специфика заключается в большом педагогическом потенциале и в высокой степени эффективности, что объясняется несколькими факторами:
мотивацией учащихся к самостоятельной деятельности;
личной значимостью результата исследовательской деятельности.
самообразование и самовоспитание.
Результативность научно – исследовательской деятельности учащихся заключается в том, что она обеспечивает:
формирование исследовательского типа мышления;
сформированность общеучебных информационных умений;
освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
более осознанный подход к выбору профессии и жизненных установок.
Научно - исследовательская деятельность предполагает совместный процесс учителя и ученика. При помощи руководителя учащийся приобщается к научному исследованию, нарабатывает теоретический багаж знаний, необходимый для практического решения поставленной задачи.
Предоставление образовательным учреждениям возможности определять предметно-содержательное наполнение вариативной части Базисного учебного плана, позволяет проводить учителям гимназии индивидуальные и групповые занятия с учащимися, склонными к исследовательской деятельности. В течение ряда лет я была непосредственным участником этого вида деятельности: разработала и осуществляла деятельность по ИОМ, являлась членом жюри школьных и районных конференций. Таким образом, накоплен достаточный практический опыт, с которым я и хотела бы поделиться с коллегами. 
Важным этапом начала научно-исследовательской деятельности является выявление способных школьников. Для выявления таких детей, мы применяем несколько методов: Написание мини-исследований в 5-6 классах на уроках истории «История моей семьи», составление семейного древа, написание и защита рефератов, создание компьютерных презентаций.
В 8-11 классах целесообразно провести анкетирование с целью выявления учащихся, которые хотели бы заниматься исследовательской деятельностью, участвовать в научно-практических конференциях.
Для понимания своих действий в ходе исследования, одного желания, понимания важности своего исследования – мало. Нужна база необходимая для правильного хода исследования. И вот здесь как раз должна быть проведена большая работа руководителем проекта. Необходимо провести очень большую планомерную подготовку. С этой целью мной проводятся консультативные занятия с учащимися по плану, представленного на слайдах.В целом система действий учителя и учащихся на этапах исследования выглядит следующим образом :На подготовительном этапе учитель разъясняет содержание и значение участия учащихся в ИД, формирует группы для занятий, разрабатывает ИОМ. На этапе выбора и утверждения тем учитель и учащийся совместно отбирают возможные темы, обсуждают и принимают решение.
На данном этапе очень важно чётко определить следующее:
- границы своих возможностей в раскрытии темы (очень важный момент);
- наличие нужных для исследований источников и архивных данных.
- диапазон поисков. Руководитель здесь должен правильно определить и сам предварительно изучить вопрос возможности найти литературу по данному исследованию.
На этапе теоретической подготовке я знакомлю учащихся со способами деятельности и методах познания. Так как в своей работе я базируюсь именно на исторических фактах, то вместе с учеником выбираю и рассматриваю именно методы исторического познания:
1. Сравнительно-исторический.
2. Метод аналогии.
3. Статистический метод
4. Метод обратных заключений.
5. Определение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры и т. д.
Важный момент в наборе теоретических знаний составляет знакомство (пусть краткое и поверхностное) с творчеством Ф. Бэкона. Необходимо заострять внимание на том, что Ф. Бэкон ввел в научный оборот индукцию. Необходимо знакомить ученика с методами анализа, синтеза.
Также учащихся необходимо познакомить с тем, что существует в науке эмпирические и теоретические уровни исследований.
В общем, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность. Именно это и необходимо для выполнения научно-исследовательской работы. Теоретическое познание – это познание сути, осуществлённое на уровне абстракции высокого уровня. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.
На этапе реализации исследования мною проводятся индивидуальные консультирования по технике исследования, контролируется и при необходимости корректируется ИД. После оформления работы, учащиеся
составляют тезисы, оформляют их с использованием компьютерных презентаций и презентуют свою научно- исследовательскую работу на школьном этапе НПК. Обязательно по окончанию работы необходимо провести рефлексию. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту. Учащиеся оценивают себя, свои успехи и достижения
Кратко остановимся на основных этапах выполнения НИР учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы. По решению Педагогического совета гимназии лауреаты регионального этапа НПК освобождаются от написания годовой (итоговой) аттестации по предмету.
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.
Тема исследования должна:
1. отражать интересы самого ученика, учитывать его базу знаний, как в целом так и по данному вопросу, стремление к самостоятельному поиску и конечно же психические особенности его как индивидуума;
2. обязательно  привязана к месту проживания;
3. быть не просто поверхностно знакомой ученику, но и самостоятельно (в разумных пределах) им расширена и раскрыта. Желательно, чтобы данная тема была знакома ему непосредственно в практике.
Этап 3. Постановка задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой
(утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются.
Позиция HP на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача HP – отредактировать «детский текст».
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые HP считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
В своей работе с детьми мы руководствовались изложенными выше принципами, были достигнуты неплохие результаты.
К положительным результатам можно также отнести возросшую мотивацию школьников к творческой  деятельности: участие в Вагановских чтениях, Международном конкурсе a-yda и т. д.
Таким образом, проанализированный практический опыт организации исследовательской деятельности учащихся  позволяет утверждать, что специфика этой деятельности заключается в ее большом педагогическом потенциале и, соответственно, в высокой степени эффективности.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся важно опереться на основные принципы воспитания. Это, прежде всего, принцип природосообразности: человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Надо только идти рядом с учеником, а не подгонять его или перегружать. Следующий принцип, который я учитываю в работе - это принцип культуросообразности. Он означает, что необходимо учитывать исторически достигнутый уровень культуры общества и отталкиваться от него, тем самым ученик автоматически приобщается к пониманию вершин достижений общества и у него появляется потребность быть совершеннее, чем ранее. И, наконец, третий принцип - самодеятельность. Под этим термином понимается активность и инициативность самого ученика, но воспитать её документами, приказами, указами сверху невозможно.