Статья Метод проблемного обучения как одно из направлений активизации учебно-познавательной деятельности студентов в период производственной практики


Майорова Юлия Сергеевна
мастер производственного обучения
г. Абакан ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В современных условиях в профессиональных образовательных учреждениях возникла необходимость поиска новых форм преподавания и обучения. Для правильного и быстрого освоения профессиональных компетенций нужны рациональные формы организации и проведения занятий учебной практики. Поэтому уже с первых уроков необходимо применять методы, позволяющие в короткое время приобрести качественные знания и умения, способствующие в дальнейшем повышению профессионального роста.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение и имеет несколько подходов к ее трактовке. Проблемное обучение - это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание обучающимся необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь) [2,с.188]
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев)[1,с.58] Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко)[3,с.141]
Элементы проблемного обучения, возможно применять на каждом занятии на всех его этапах: объяснение темы, решения поставленных задач, выполнение упражнений. Если нужно привить умение выполнять сложное действие (обработку какого-то узла), то сначала демонстрируется, а затем разъясняется в процессе упражнений, следя за тем, чтобы правильно выполнялись все его операции. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать, анализировать, обобщать их. Выделяется четыре уровня проблемного обучения.
Первый уровень - мастер формулирует проблему, вводит студентов в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Студенты следят за ходом мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. В условиях производственного обучения наиболее эффективным является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство обучающихся имеют некоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем.
Второй уровень - создание проблемной ситуации, вместе со студентами формулируется проблема и при их участии решается. Третий уровень - студентам формулируется проблема, в процессе работы самостоятельно выбирают из предложений гипотезу, обосновывают ее, находят метод доказательства гипотезы, формулируют выводы. Четвертый уровень – творческая активность. Студенты самостоятельно находят проблему и решают ее. При этом работа мастера сводиться к опосредованному руководству.
Рассмотрим преимущества метода проблемного обучения, указав правильные способы организации этого метода для более успешного освоения профессиональных компетенций по профессии «Закройщик».
При подготовке урока с использованием форм проблемного обучения устанавливается несколько целей, применяемых для приобретения студентами навыков, основанных на методе проблемного обучения:
- студенты должны уметь принять решение в ходе выполнения производственной операции;
- студенты должны показать способность мыслить логически, последовательно, для правильного разрешения проблемной ситуации;
- студенты должны уметь выделять и оценивать основные критерии выполнения, относящиеся к данной производственной операции;
- студенты должны уметь представить анализ своих действий сложившейся ситуации в убедительной форм;
- студенты должны уметь выходить за рамки конкретной ситуации, показывая свою компетентность для самоанализа и самоконтроля для повышения профессионального мастерства.
Роль мастера в ходе выполнения операции состоит в направлении студентов к правильному выполнению задания и достижения целей урока с помощью проблемных вопросов, а также в контроле времени работы в ходе выполнения операций. Периодически дает пояснения, напоминает правила техники безопасности, правила использования применяемого инструмента и оборудования, технологию изготовления изделий, а также проверяет качество выполнения задания и последовательность его проведения.
В ходе выполнения задания студентами во время текущего инструктажа оценивается работа студентов, выполнение поставленных задач и целесообразность принятых решений. При необходимости студентам предлагаются дополнительные сведения, мастер помогает правильно решить искусственно созданную проблемную ситуацию. При этом студенты задают вопросы, углубляющие понимание созданной проблемы или проблем. После окончания занятия оценивается правильность и качество выполнения производственных заданий, уровень достижения поставленных целей и способы решения проблемных ситуаций.
Проблемное обучение входит в число активных методов обучения. Речь идет о роли мастера - насколько он должен вмешиваться в процесс обучения. Эффект от использования проблемного метода обучения достигается только тогда, когда число искусственно созданных проблем велико, правда, конкретное число зависит от характера производственного задания, количества необходимого оборудования, количества учебных часов отведенных для выполнения задания. Важно, когда метод используется на всех практических занятиях при освоении профессионального модуля.[1,с.59 ]
Но оптимальное число занятий с использованием форм проблемного обучения должно отчетливо проявиться, например, в ходе выполнения заданий производственной практики, а также при подготовке и защите курсовых и экзаменационных работ.
Из этого следует, что при планировании и подготовке практического занятия необходимо составить проблемное задание так, чтобы оно обязательно было выполнено студентами и достигло необходимой цели. В ином случае студент может потерять интерес к выполнению задания, так как технологический процесс будет казаться нереальным. При планировании задания проблема должна максимально отражать реальную картину технологической операции.
На завершающем этапе урока мастер отмечает степень достижения поставленной цели, рассматривает последовательность выхода из проблемной ситуации студентами, отмечает успехи при выполнении производственных заданий, сообщает полученные оценки.
Ход выполнения задания должен быть проанализирован вначале студентами, а затем только мастером. Если есть недостатки и ошибки, необходимо проанализировать их, найдя причины их появления и недопущения на последующих занятиях. Проанализировав применение форм проблемного обучения во время практических занятий, можно отметить ряд положительных моментов его использования:
- быстрое приобретение студентами навыков, а значит и освоения профессиональных компетенций;
- неразрывная связь процесса обучения с производственным процессом;
-формирование способностей студентов к работе в коллективе, коллективное решение проблемных производственных ситуаций;
- развитие различных форм организации самоанализа и самоконтроля;
- повышение мотивации к обучению посредством успешного преодоления практических проблем;
- активизация познавательной деятельности студентов;
- повышение роли выбранной профессии;
Применение искусственно созданных проблемных ситуаций и успешное их разрешение лучше адаптирует студентов к дальнейшей работе с клиентами и стимулирует к дальнейшему повышению профессионального мастерства. А проблемные ситуации будут уже создаваться не искусственно, а самой жизнью. Поэтому успешно решаемые проблемные ситуации на занятиях учебной практики впоследствии не станут для выпускников учебного заведения неожиданностью в процессе работы с клиентами по пошиву или ремонту одежды.
Библиографический список
1.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. — 80с.
2.Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — с. 186—203.
3.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.с.540