Из опыта работы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРУ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРУ
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого системного "монолита знаний".
Для повышения эффективности и качества учебного процесса в условиях внедрения ФГОС становится особо актуальным вопрос интеграции в начальной школе. Интеграция, преобразовывая различные компоненты образовательной системы в направлении объединения, обобщения, способствует в получении интегральных результатов образования как развитие универсальных учебных действий, ключевые компетенции личности, способность человека системно мыслить при решении практических задач и т.д..
Системный подход как методологическая концепция в качестве своей философской основы базируется на принципе системности. Системный подход позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с такими дидактическими принципами, как взаимосвязь и развитие мира. В настоящее время происходит стихийное обновление системы уроков в начальном образовании, как по линии наполнения их новым содержанием обучения, так и по структурным компонентам.
К вопросу об интеграции обучения в начальной школе в последнее время наметился ряд подходов: от проведения урока двумя учителями разных предметов или соединения двух предметов в один урок и проведение его одним учителем до создания интегрированных курсов и попыток коренного изменения содержания начального образования.
Имеет важное технологическое значение в разрешении противоречия между необходимостью включения в содержание обучения учебный материал, формирующий этнокультурную и краеведческую компетенции и ограниченностью учебного времени, установленного СанПиН;
Интегрированные курсы за счет объединения, обобщения программного материала двух-трех учебных предметов способствуют высвобождению учебных часов;
Это позволяет использовать сэкономленное время на углубление и расширение содержания обучения через введения в учебный процесс дополнительный, образовательный материал, отражающий природно-климатическую, социально-экономическую и этнокультурную специфику региона;
Учебный материал, направленный на формирование этнокультурной и краеведческой компетенций учащихся, должен способствовать развитию универсальных учебных действий.
Школьнику важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта.
Наиболее удачны для интеграции такие предметы, как чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – изобразительное искусство – музыка, природоведение – труд, математика – труд. Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребёнку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся. Нетрадиционными формами интегрированных уроков являются: "игра в театр", где каждый может стать актёром. Так поднимается уровень культуры художественного творчества. Существуют и другие многообразные формы работы на этих уроках. Например, урок–конференция. Подготовка идёт в микрогруппах. Нежелательно, чтобы дети одной микрогруппы знали, что говорят ребята другой. В подготовке принимают участие все дети класса. Учителю необходимо постоянно наблюдать за работой микрогрупп и работать совместно с детьми, ненавязчиво исправлять ошибки.
На урок-спектакле "Земля – наш дом родной" присутствовали элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительного чтения наизусть детьми, учителя некоторых монологов – рассуждений.Учащиеся обобщили свои знания о природоохранных мероприятиях. Через поэзию стремились донести до учащихся правильное отношение к экологическим проблемам. А музыка способствовала этом.
Начиная с первого класса учащихся постепенно знакомлю с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный – полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с основными видами орнамента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморфный – изображение зверей и птиц, антропомофорный изображение человека).Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи.
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, что эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах. Имевшая и свою "практическую задачу" - приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.
"Бирюльками" называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.
Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные "свистелки", призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми "музыкальными инструментами", с которыми сталкивался ребенок.
А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные "птичьими" знаками, означали, что предметом изображения, "копирования" в игрушке было не некое "случайное животное", но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным "детоводителем к Христу".
Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.
Использование различных видов работы на интегрированных уроков поддерживает внимание учеников на высоком уровне.
Серия интегрированных уроков способствует улучшению качества знаний, повышает познавательную активность учащихся, расширяет воспитательные возможности.