Тема работы: Использование новых педагогических технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
 
 
Рассмотрено
 Руководитель
методического
объединения учителей _______________________
 
________/______________/
                            ФИО
Протокол №_______
от «___» __________2013 г
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
 
_________/____________/
                            ФИО
 
 «___» ___________2013 г
Утверждаю
     Директор школы
 
 
__________/_____________/
                            ФИО
 
Приказ №______
от «___» ___________2013 г

 
 


Тема работы: "Использование новых педагогических технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования"

 
 
 
Инновационный опыт
Учителя русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
Енушкевич Ольги Алексеевны
 
  
 






 
 
2013г.




Инновационный опыт учителя русского языка и литературы
МБОУ Хову - Аксынская СОШ"
Енушкевич Ольги Алексеев
Образование - это индустрия, направленная в будущее. А.С.Капица
Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания. И я, как учитель русского языка,  стою у истоков формирования человека.
Формируя свои учительские задачи и решая их в ходе деятельности, я надеюсь получить на выпуске не только человека, владеющего навыками устной и письменной речи, но также человека, обладающего высоким вкусом к слову, человека, которого коробит от убогой речи, от бездарной статьи, от пошлости популярного ток-шоу.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и показать  практическую ценность и необходимость  в дальнейшей жизни. Мне кажется, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, уметь мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языков и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических
знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
Успешно применяю современные педагогические технологии (РКЧМ, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения, мастерские), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование,  срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.
Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», "Башкы".
Тема инновационного опыта: Использование новых педагогических технологий в процессе обучения учащихся в условиях личностно ориентированного образования.
Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями. 
Реализация в России перехода на ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время мне в этом помогает.
В своем поиске я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Наличие теоретической базы опыта:
С 2007 года я работаю над данной проблемой. Этому способствовало то, что именно в этом году мы стали Школой, выигравшей миллион. Меня в составе группы учителей администрация школы отправила на курсы повышения квалификации в г. Новосибирск при НГУ. Получив хорошую теоретическую базу, я активно начала работать над практическим применением полученных знаний, тем более, что использование новых технологий в учебном процессе являлось и является актуальной проблемой современного школьного образования. И сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике.
На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные образовательные технологии:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
- технология  встречных усилий (критического мышления);
- проблемно-поисковое обучение;
- технология использования игровых методов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
– мастерские;
– дифференцированное обучение
– технология личностно-ориентированного обучения, учет принципа
индивидуального подхода, творческая работа, самостоятельная
работа;
- проектная методика.
Интересной  формой  для сотрудничества  и  взаимопомощи  является   парное   обучение . В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В устной  работе  я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Также использую такую форму устной работы, как учебный диалог. Это способствует заинтересованности учащихся, делает урок занимательным.
В письменных  работах  в паре детям очень нравится такой вид  работы , как «словарный диктант». Дома ребята готовятся к словарному диктанту по заданиям упражнений на изученное орфографическое правило, составляют словарный диктант на карточке, на уроке диктуют его соседу.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
 Работа  в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные   взаимодиктанты, карточки, с интересом работают с карточками  на   уроке . Усвоение материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь  и  консультировать, решая спорные вопросы.
Я с пятого класса начиню  работу  в группах, тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на  групповой  деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода. Последнее задание применяю часто, так работаю в классах с русским (неродным) языком обучения.
С удовольствием ребята рассказывают правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный  и  полный ответ
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает  урок  эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в  форме  соревнования.
Казалось бы подобная работа проводилась и раньше, но я работаю над формированием умения работать в группе и парах ежедневно. Это способствует овладению УУД на уроках русского языка и литературы.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.
Проблемное обучение. Эта технология придаёт обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. С пятого класса стараюсь научить ребят самостоятельно определять проблему и стараться её решить. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы.
Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
Активно используются информационные технологии, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Считаю, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии.
Хотелось бы поговорить о приёмах работы с компьютером на уроках русской литературы. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
Компьютер помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Как можно использовать компьютер на уроках:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения,
для оптимального закрепления изученного материала,
для улучшения контроля знаний учащихся,
для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.
При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока.
Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы;
в других ситуациях демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Другое направление это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.
Технология опорных схем (алгоритмов) по русскому языку и эйдос-конспектов по литературе представляет собой ещё один вариант применения ИКТ на уроках. Сам по себе эйдос - конспект (по сквозной литературной теме, или отдельному произведению, или литературному образу) можно представлять как опорную схему, но более совершенную, поскольку он обязательно должен задействовать оба полушария мозга, включить и логическое, и образное мышление, обеспечивая тем самым более качественный образовательньтй результат.
Можно выделить три вида эйдос-конспектов:
-цветовые (в основе символика цвета),
- графические (опорные схемы-графики),
-художественные (в основе рисунок, фотография или коллаж).
При этом предполагается, что один и тот же эйдос-конспект или опорная схема (ёмкие, анимированные) используются (а может быть, создаются) на ряде уроков с различными целями:
например, сначала объяснение нового материала, потом его закрепление, затем проверка знаний, наконец, систематизация и обобщение материала.
Чаще всего так получается проводить уроки русского языка, причём в средних классах. На них я использую хорошо известные приёмы, применявшиеся и ранее, но бёз компьютера.
Шпаргалка? составление в Мiсговой Уод опорных конспектов и схем (с целью развития навыков анализа и обобщения).
(Редактор правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости).
«За щита» групповой опорный конспект темы или алгоритм орфографического правила и его защита.
Грамотеи классная и “параллельная” олимпиады по русскому языку (тесты повышенной трудности).
Все эти приёмы носят, кроме дидактического, и соревновательный характер, что является отличным средством повышения интереса к урокам русского языка. Кроме того, всё на ту же мотивацию работает и тот факт, что в этом возрасте учащимся ещё непривычно работать за компьютером на уроках (не информатики) и их увлекает просто новизна процесса. А ещё можно и о себе вспомнить: несёшь ты домой пачку (две! три!) тетрадей или одну дискетку...
2. Многое из того, что я сначала делала сама и только демонстрировала ребятам, теперь постепенно перекладываю на детские плечи с соответствующей дидактической нагрузкой.
Создание эйдос-конспектов, опорных схем и алгоритмов.
Составление планов презентаций.
Создание экспресс-тестов по содержанию литературных произведений.
3. Очень успешно проходят в компьютерном классе занятия по подготовке к ЕГЭ.
Одной из особенностей работы в КК является организация образовательного пространства:
12 компьютеров на 25 учеников. С одной стороны, это само собой решает проблему соблюдения временных норм работы за компьютером учащихся средних классов (не более 20 минут), а с другой требует особого внимания при планировании деятельности учащихся на уроке. Отсюда разработка таких форм уроков, как работа в парах и работа в группах (полкласса работает индивидуально за компьютерами, а вторая половина с учителем или самостоятельно за столом).
Можно использовать дистанционное использование компьютера
1. Дистанционное обучение через компьютерные сети. К сожалению, пока этот вариант использования ИКТ в своей деятельности я не применяю.
2.Домашнее задание с использованием компьютера. В школе, в которой я работаю, в старших классах практически все имеют дома компьютер, в худшем случае имеют возможность работать на чужом компьютере необходимое время, что позволяет мне задавать »компьютерные домашние задания”.
З. Накопление экзаменационного материала к итоговой аттестации по литературе в 11-м классе. Уже с начала 9-го класса начинаю собирать материал к экзаменационным вопросам по литературе. Ребята готовят ту или иную тему, сдают её мне на проверку в электронном виде, после чего из их вариантов и, если нужно, моих дополнений собирается ответ на экзаменационный вопрос, который учащиеся и получают как эталонный. Таким образом, к концу 11-го класса у каждого имеются папки (у кого виртуальные, у кого реальные) с ответами на экзаменационные вопросы, мини-антологии поэтов ХIХХ веков и другой материал, необходимый для успешной сдачи устного экзамена по литературе.
4. Создание презентаций и различных типов эйдос-конспектов. Это процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.
5. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ.
Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности
творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания. -
В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого руководителем школьного методического совета,  100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
 Поскольку основной формой организации учебной деятельности школьников является урок, считаю необходимым обратиться к основным требованиям к нему с позиций здоровьесбережения.
Проектное обучение. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.  Использую различные виды проектов: творческие, исследовательские, информационные. Стараюсь, чтобы учащиеся хорошо усвоили структуру исследовательских проектов:
- аргументация актуальности принятой для исследования темы,
- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
- определение методов исследования, источников информации,
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто использую на уроке материал, изученный ранее. В качестве примера могу привести проект ученицы 9 "а" класса Монгуш Таиры " Сто солнц Киша" по рассказу Джека Лондона "Сказание о Кише".
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой, могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
Алгоритм подготовки к запуску учебного (творческого) проекта по литературе можно представить в виде схемы:
Учебный проект
Проблема проекта
"Почему?"
Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание

Задачи проекта
"Что?" (для этого мы делаем)
Постановка задач

Методы и способы
"Как?" (мы это можем делать)
Выбор способ и методов, планирование

Результат
"Что получится?" (как решение проблемы)
Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: Создание иллюстраций
Тип проекта: творческий
Проблема
Мы не умеем анализировать текст

Почему?
Не интересуемся
Не сохранилось достаточно сведений
Отсутствие интереса

Что делать?
Прочитав текст, увидеть его, понять, определить интересный эпизод и нарисовать

Как?
1. Принести карандаши, краски
2. Заготовить бумагу
3. посоветоваться с одноклассниками, родителями, учителем

Что получить? (результат)
1. Иллюстрацию, рисунок
2. Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)
3. Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны не только прочитать текст, но и увидеть его, понять, определить интересный эпизод и нарисовать. Затем принести карандаши, краски, заготовить бумагу, посоветоваться с одноклассниками, родителями, учителем и тем самым прийти к выводу о том, что следует сделать для осуществления проекта. Подобная работа, во-первых, сближает ребят, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к чтению литературы, что в конечном итоге несколько снимает напряженность при подготовке домашних заданий и мотивирует учащихся к учёбе. Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта,
- предмет информационного поиска,
- источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),
- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
- результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
- презентация.
Работа над подобными проектами пока ведётся на уроках литературы в основном при изучении биографии писателей.
Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце. Это игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.
 Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронно визуальный, самостоятельную работу и другие.
 На  уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Применяю такую технологию, как мастерские.
Это как условие для творческой самореализации обучающихся.
Применение метода мастерских на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого
самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.
Ведущая педагогическая идея.
Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе.
Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
 В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.
На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов,  уроки-презентации.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Результативность опыта.
Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  дает высокие результаты: 
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
      наполнить уроки новым содержанием;
      развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;
      формировать элементы информационной культуры;
      прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
      поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
      идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
В период с 2011 по 2014 год учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой государственной аттестации за курс основной (общей) школы. Мои ученики принимают участие в школьных, районных предметных олимпиадах. Большинство поступают в вузы, сузы  и успешно там обучаются.
Я никогда не останавливаюсь  на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство  на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, ШМО. Активно участвую в работе педагогического совета школы, районного методического объединения,  являюсь руководителем ШМО и КМО учителей русского языка и литературы Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии с новым стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения  современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Выписываю журнал «Башкы» с приложениями.
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Библиографический список
1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной
методики? Русский язык в школе. 2007. №6.
2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении
методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.
3. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной
дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.
4. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении.
Народное образование. 2010. №7.
5. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического
исследования на уроках литературы. Литература в школе. 2008.
№11.
6. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной
парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3..
7. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в
образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.
8. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент
оценивания. Директор школы. 2008. №2.
9. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления
учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе.
2007. №8.
10. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:
Школа будущего. Директор школы. 2010. №1.
11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
Интернет-ресурсы:























15