Педагогический проект Моя семья. Без прошлого нет будущего»


МДОУ Детский сад № 46 /дошкольная группа д. Б. Исянгильдина/

Педагогический проект
«Моя семья»
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели).
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.

«Без прошлого нет будущего»
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи, с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
 
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. ООД
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
7. Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни», «Моя семья – что может быть дороже»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование детей по проблеме
Определение цели и задач
Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительныйОбработка результатов по реализации проекта
Родительское собрание
Презентация проекта «Моя семья»
Детский сабантуй
Сроки проведения: С 12 по 23 мая.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Образовательная деятельность Тема и содержание
Познавательное развитие Опрос детей «Что я знаю о семье?»
ООД «Моя семья»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Социально-коммуникативное развитие Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители»
«Как мы отдыхаем»
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Моя семья»
Выставка «Умелые руки»
Речевое развитие Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».
«Старый дед и внучек» Л.Толстой
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Национальные игры