Классный час о нравственности на тему Золотое правило нравственности


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2» города Николаевска
Классный час о нравственности
«Золотое правило нравственности» в 9б классе
Разработала-Глинская И.Н.,
учитель русского языка
и литературы.

г. Николаевск, 2016Тема: Золотое правило нравственности.
Цель урока: формировать представление о нравственности как о культурной норме, опираясь на этические заповеди в религиях мира
Задачи:
Личностные:
Развивать этические чувства как результата морального поведения
Знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение
Учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей
Метапредметные:
1.    Формировать умение высказывать суждения
Учить осуществлять поиск и обработку информации
Предметные:
Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Формирование первоначальных представлений об этике в разных религиозных культурах;
Учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.
Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши, презентация
Ключевые слова: «золотое правило нравственности», неосуждениеФормы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание  на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока.
Организация класса.
Сообщение цели и темы урока.
Работа в группах:
На карточках 3 словосочетания: золотая монета, золотая брошь, золотое правило.
- Найдите лишнее словосочетание. (золотое правило, т.к. «золотое» стоит в переносном значении)
- Какая же тема нашего урока? (Золотое правило)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правилах поведения)
- Какие задачи поставим перед собой? (Учиться оценивать поступки людей)
- Правильно, тема урока «Золотое правило нравственности»
3. Игра «Три задания».
Работа в парах:
К доске выходят 3 пары, встают лицом друг к другу. Первая тройка должна придумать задания для человека стоящего напротив и озвучить вслух. Потом предлагается первой тройке выполнить придуманное задание, а вторая тройка садится за парты.
- Какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра?
Вывод: Надо давать такие задания, другим людям, которые были бы необидными для себя самого и сам мог бы их выполнить.
4. Возникновение «Золотого правила нравственности»
-  В одной стране, не важно в какой , жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью - она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
·         Многого ли достигла в жизни старушка?
·         Каковы были ее жизненные ценности?
Вывод: Она хотела, что бы всем было хорошо, и никто не поранился. Т.е. старушка думала о создании благоприятных условий для других людей.
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.
В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом.
В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «люби ближнего твоего, как самого себя», «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».
 В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  
Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»
Работа в группах:
- Составьте своё правило на основании этих правил начиная со слова «Относись….
(Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе).
5.Тренажёр.
- Прочитайте текст и объясните поведение старца, взявшего дырявую корзину.
В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.
- Что хотел показать своим действием старец? (Нельзя осуждать другого человека).
- Как вы понимаете слово «неосуждение»?
Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.
Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.
Групповая работа:
- Как же развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения к людям.
6. Рефлексия.
Игра «Какой я?»
У детей рисунки человечков и цветные карандаши.
- Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка зелёный кружок, если нет — красный.
- Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.- Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше зелёных кружочков.
 7. Итог урока.
- Какой можно сделать вывод?
- Посмотрите в своих тетрадях и найдите мудрые слова, которые помогут вам воспитать себя.
Вывод: Посеешь поступок – пожнёшь привычку;
              Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок;
              Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер;
              Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Домашнее задание: Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
Мама ...
Папа ...
Брат/сестра ...
Бабушка/дедушка ...