Статья на тему Использование активных методов в режиме интерактивного обучения как условие формирования общих и профессиональных компетенций


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В РЕЖИМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Рубанова О.П., методист
ГБОУ СПО СК «Буденновский медицинский колледж»

В настоящее время большинство преподавателей стараются использовать в практической деятельности эффективные педагогические технологии, методы и приемы в режиме интерактивного обучения, который предусматривает двусторонний процесс обмена информацией, основанный на взаимодействии субъектов педагогического процесса. В данном случае, находясь в постоянной коммуникации и диалоговом сотрудничестве, преподаватель и студент являются самостоятельными участниками процесса обучения, основанного на равноправии, позитивном сотрудничестве.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий с использованием активных и интерактивных форм, обеспечивающих формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Интерактивное обучение позволяет реализовать функцию общения, которая является основной в процессе обучения, как системы взаимодействия преподавателя и студента. Основное достоинство такого обучения заключается в том, что полученные знания и приобретенные умения студент может активно использовать в будущей профессиональной деятельности. Интерактивное обучение способствует формированию общих компетенций будущего специалиста, к которым относится: умение планировать собственную профессиональную деятельность, осуществлять поиск необходимой информации, способность работать в команде. Использование данной технологии позволяет студентам - будущим медицинским работникам осознать ценность других людей, формирует милосердие, чувство сострадания, ответственности за жизнь и здоровье человека и общества в целом.
Учебное занятие, организованное как непосредственный диалог, формирует у студентов способность критически мыслить, самостоятельно решать профессиональные задачи на основе анализа соответствующей информации, принимать адекватные ситуации решения. Следовательно, реализация интерактивного взаимодействия должна предусматривать организацию дискуссии, «мозгового штурма», проблемно-эвристического обучения.
Часто активные и интерактивные методы считают аналогичными, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы, согласно педагогике, можно рассматривать как современную форму активных методов.
Активные методы обучения позволяют преподавателю решать основные задачи:
- обеспечивают управленческую функцию преподавателя;
- обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
- реализуют основные формы контроля за процессом усвоения учебного материала.
Методы активного обучения могут использоваться на различных занятиях и их основных этапах: в ходе проблемной лекции, эвристической беседы, учебной дискуссии, тестирования, деловой игры, дискуссии, активизирующих познавательные способности студентов и обеспечивающих возможность моделированного обучения.
Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися с помощью интерактивных видов занятий и форм обучения, к которым относятся: проблемные лекции, проблемно-ситуационные практические занятия, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, научно- практические конференции, олимпиады и т. п.
Основными задачами интерактивных форм обучения являются:
- формирование у студентов мотивации к изучаемой дисциплине, профессиональному модулю;
- качественное усвоение учебного материала;
- активизация мыслительной деятельности, стремление к самостоятельному поиску студентов способов решения поставленной учебной задачи;
- формирование умений работать в команде, принимать решения;
- формирование общих и профессиональных компетенций, сознательного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Учебное занятие в интерактивном режиме обучения включает в себя организационно-педагогические условия: постановку целей групповой или коллективной работы; постановку задач урока, построенных на непосредственном опыте или интересе присутствующих на занятии студентов; организацию учебного пространства, формирование подгрупп, знакомство студентов с правилами сотрудничества; выработку и оптимизацию системы оценок учебной совместной деятельности; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для овладения профессиональными знаниями, умениями и компетенциями; определение методов, средств активизации познавательной деятельности и отработки студентами межличностных навыков анализа и самоанализа [1,с. 58].
В ходе подготовки занятия в режиме интерактивного обучения преподаватель осуществляет выбор наиболее эффективных методов, подходящих для изучения конкретной темы.
Преподаватели колледжа реализуют активные методы в режиме интерактивного обучения в ходе различных мероприятий, проводимых в рамках Недель по специальности. Педагоги цикловой методической комиссии Общепрфессиональных дисциплин разработали методику интеллектуальной игры «Умники и умницы» по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Цели интеллектуальной игры:
1. Закрепление изученного материала по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
2. Анализ усвоения метапредметных связей учебных дисциплин и профессиональных модулей: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», «История», «Основы философии».
3. Самостоятельное осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения заданий.
 4.  Развитие интеллектуальных умений, лидерских качеств и творческих способностей студентов.
5. Формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности. 
6. Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса и готовности к работе в лечебно-профилактическом учреждении.
На практических занятиях преподаватели Буденновского медицинского колледжа широко используют интерактивные методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, активизирующие познавательные способности студентов. Многолетний педагогический опыт дает возможность использовать собственную методику организации интерактивного обучения и проводить следующие виды занятий: лекции-дискуссии, деловые игры, уроки-конкурсы. В ходе самостоятельной работы реализуются методы проблемно - эвристического обучения, способствующие формированию самостоятельности в поиске необходимой информации для решения учебных задач, обобщению, систематизации, закреплению полученных знаний, умений, формированию общих и профессиональных компетенций.
Теоретические и практические занятия, независимо от применяемой преподавателем методики, проводятся в соответствии с требованиями ФГОС СПО к знаниям, умениям и профессиональным компетенциям:
Реализуются основные задачи, поставленные преподавателем: образовательная, развивающая, воспитательная.
Самостоятельная работа студентов организуется с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;
В целях активизации познавательной деятельности студентов используются интерактивные методы обучения: «круглый стол», «мозговая атака», деловая игра;
На всех этапах занятия организуется закрепление, повторение и обобщение учебного материала. Организация учебной деятельности студентов коллективным способом в системе интерактивного режима обучения просто необходима, поскольку обеспечивает сотрудничество в обучении; между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности, т.к. студенты работают не в статических объединениях, а в парах сменного состава и микрогруппах; между воспитанием и обучением, поскольку благодаря совместной деятельности в процесс взаимодействия вступают субъекты, равноправные партнеры [2,с. 58]. Практический опыт использования активных методов в режиме интерактивного обучения позволяет сделать следующие выводы:
Использование активных методов в процессе проведения теоретических и практических занятий способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развивает самостоятельность в поиске информации, обеспечивающей эффективную трудовую деятельность.
У студентов формируется общее представление о будущей профессиональной деятельности на основе метапредметных связей, наглядности, проблемно-эвристического метода.
Активизация логико-мыслительной деятельности с помощью дискуссии, решения ситуационных задач обеспечивает формирование способности к совместному труду, умения работать в команде. В данном случае коммуникации выступают в роли связующего звена, основанного на диалоговом взаимодействии в системе «преподаватель-студент», которое способствует более глубокому усвоению учебного материала, дает целевую установку на дальнейшее освоение профессиональных компетенций, что, в свою очередь повышает конкурентоспособность и обеспечивает соответствие качества подготовки специалиста требованиям рынка труда.

Список литературы:
1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М., 2001.
2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М., 2005.
3. Савруков Н.Т., Степанов Н.С., Алексеев В.А. Проблемное обучение студентов. Методика проведения практических занятий. – Чебоксары, 1998
4. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. – М., 2002.
5. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов н/Д, 2003.