Календарный план Русский язык и литература


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж имени И.Е.Винокурова»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
_____________________________
«______»_______________20__г.
календарно-тематический план
учебной дисциплины
ОДП 01. Русский язык и литература
(базовой подготовки)
на 1,2 семестры 2015 -2016 учебного года
количество аудиторных часов на семестр(ы) – 102/94
Специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования (базовой подготовки)
Очная форма обучения. Курс 1 Группа Д.ПДО15.2
Преподаватель Эверстова Н.Ю.
Максимальное количество учебных часов на учебную дисциплину/междисциплинарному курсу по учебному плану 468
Аудиторных занятий 312
Практических занятий / Лабораторных занятий 205
Самостоятельная работа 156
Составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2015 г. на основе федерального государственного образовательного стандарта 2014 г.
Рассмотрен на заседании отделения Дошкольное образование
«2» сентября 2015 года
Протокол № 1
Заведующий отделением _______________/Эверстова Н.Ю./
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов
1 2 3
Русский язык и литература. Литература. Раздел 1. Литература Х1Х века Введение. Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века 2
Тема 1.1 А.Н.Островский 5
«Колумб Замоскворечья» (Очерк жизни и творчества А.Н. Островского) 1
Творческая история «Грозы». Споры вокруг «Грозы». Бытовой фон пьесы
Комментированное чтение и работа над первым действием «Грозы».
Быт и нравы «темного царства». 1
Практические занятия. Диктант и его анализ (по материалам критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве») 1
Анализ монологов (монолог как законченное высказывание, обладающее признаками текста) 1
Сила и слабость Катерины. «Гроза» - самое решительное произведение А.Н. Островского» (Н. Добролюбов). 1
Самостоятельная работа. Сообщение на тему «Мир купечества в нашем крае» 4
Тема 1.2 И.С.Тургенев
8
Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети». Образы дворян в романе 1
Взаимоотношения Базарова и Аркадия; Базарова и «старой гвардии» 1
Практические занятия. Взаимоотношения Базарова и Аркадия; Базарова и «старой гвардии» 2
Любовь в жизни героев 2
Создание своего текста (формулировка проблемы, комментирование позиции критиков, аргументирование своего мнения) 2
Самостоятельная работа. Художественная сила романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» 4
Тема 1.3 Н.А. Некрасов 6
«Поэт мести и печали». (Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова) 1
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.
Жизнь народа и образы крестьян в поэме 1
Практические занятия. «Я лиру посвятил народу своему». Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова 2
Образ «народного заступника». Художественные особенности поэмы 2
Самостоятельная работа. «Я лиру посвятил народу своему». Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова 4
Тема 1.4 Ф.И. Тютчев 5
Ф.И. Тютчев – поэт – мыслитель, певец русской природы 1
Практические занятия. Выразительное чтение стихотворений. 4
Самостоятельная работа. Домашние сочинения по творчеству Ф.И. Тютчева, А.Фета, А.К.Толстого 4
Тема 1.5 А.А. Фет 4
Творческая судьба А.А. Фета. 1
Практические занятия. Выразительное чтение стихотворений 3
Тема 1.6 А.К. Толстой 3
Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. 1
Практические занятия. Лирика. Баллады и былины. Сатирические произведения А.К. Толстого 2
Тема 1.7 М.Е. Салтыков – Щедрин 5
Очерк жизни и творчества М. Салтыкова-Щедрина
1
Практические занятия. Идейная направленность и художественное своеобразие сказки «Премудрый пескарь». Комментированное чтение
3
Сказки для детей изрядного возраста. Тематика сказок 1
Самостоятельная работа. Сообщения на тему: «Идейная направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина» 4
Тема 1.8 Ф.М.Достоевский
14
Встреча с Ф.М. Достоевским, мыслителем, художником и человеком
2
История создания романа «Преступление и наказание» 1
Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова
Крушение теории Раскольникова. Родион Раскольников и «сильные мира сего»
1
Практические занятия. Анализ содержания 1 и 2 главы
Петербург Достоевского. 3
Изложить (письменно) свою позицию о теории Раскольникова и подтвердить свое мнение примерами из текста -2 3
Ф.М. Достоевский- мыслитель, художник и человек. Урок пресс-конференция 2
Контрольное сочинение 2
Самостоятельная работа. Сочинение- размышление. Примерные темы сочинений:
Можно ли назвать жизнь Ф.М. Достоевского жизнью – подвигом?
Причины преступления Родиона Раскольникова 6
Тема 1.9 Л.Н. Толстой
14
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя. 1
Трагедия семьи Карениных (Урок – обзор по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»«Срывание всех и всяческих масок …» (Основные мотивы романа «Воскресенье»1
«Я старался писать историю народа» (История создания романа «Война и мир») 1
Война – «противна человеческому разуму и всей человеческой природе событие». (Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома)1
Практические занятия. Анализ сцен из первой и второй части первого романа 4
Противопоставление Кутузов – Наполеон. Характеристика Комментированное чтение 2
В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья)
Л.Н. Толстой сегодня. (Итоговый урок по творчеству Л.Н. Толстого) 4
Самостоятельная работа. Реферат «Духовные искания одного из героев романа «Война и мир»
6
Тема 1.10 Н.С. Лесков 1
Художественный мир писателя. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» (Обзор) 1
Тема 1.11 А. П. Чехов 4
Тайна личности А.П. Чехова. Жизнь и творчество. «Его врагом была пошлость»
Путь от Старцева к Ионычу. 1
Практические занятия. Комментированное чтение пьесы
«В человеке все должно быть прекрасно …» (чеховский идеал человека) 2
Пьеса «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад!» (Отношение главных героев к вишневому саду.1
Самостоятельная работа. Сообщения об уроках самовоспитания
А.П. Чехова 4
Раздел 2. Литература ХХ века Введение Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Живопись. Музыка. Театр. Традиции русской классической литературы. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм). 1
Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков. И.А. Бунин 5
Сведения из биографии писателя.
Рассказы: «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско». 1
Практические занятия. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтика И. А. Бунина. 4
Самостоятельная работа. Сочинение-размышление «Тема любви в прозе И.А Бунина»
4
Тема 2.2 А.И. Куприн 4
Жизнь и творчество. 1
Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет». Комментированное чтение. 1
Практические занятия. Выразительное чтение фрагментов произведений. 2
Самостоятельная работа. Сочинение-размышление «Тема любви в прозе А.И. Куприна» 4
Тема 2.3 Поэзия начала ХХ века
3
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». 1
Практические занятия. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. 2
Самостоятельная работа. Сообщение о жизни и творчестве одного из поэтов серебряного века
4
Тема 2.4 А.М. Горький
6
Жизненный и творческий путь.
Правда жизни в рассказах Горького. 1
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. 1
Практические занятия. "На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. 2
Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. 2
Самостоятельная работа. Устное сочинение – размышление «Спор о назначении человека» 4
Тема 2.5 А.А. Блок 5
Сведения из биографии поэта.
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого. 1
Практические занятия. Тема родины, тревога за судьбу России. 1
Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. 2
Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», образ Христа в поэме. 1
Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта.
Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…».
4
Тема 2.6. Литература 20-х -40 годов XX в. (обзор) 1
Литературный процесс 20-х годов. Крестьянская поэзия 20-х годов. 1
Тема 2.7. В.В. Маяковский
6
Сведения из биографии поэта. Поэтическая новизна ранней лирики. 1
Практические занятия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. 2
Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. 1
Особенности построения публичного выступления 2
Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Анализ стихотворения 4
Тема 2.8. С.А. Есенин 5
Сведения из биографии поэта. Художественное своеобразие творчества 1
Практические занятия. Художественное своеобразие творчества. Филологический анализ поэтического текста 4
Самостоятельная работа. Выразительное чтение наизусть лирики поэта.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».
4
Русский язык и литература. Русский язык. Раздел 1.
Язык и речь. Стилистика Тема 1.1.
Язык и речь Содержание учебного материала 2
1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. 2 Язык как система. Основные уровни языка. 3 Понятие о русском литературном языке и языковой норме. 4 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Практические занятия
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Изучение понятий «язык» и «речь», уровней и функций языка.
Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».
Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.
4
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка».
Выполнение упражнений.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Русский язык в современном мире», «Язык и культура».
4
Тема 1.2. Функциональные стили речи Содержание учебного материала 2
1 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. 2 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. 3 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. 4 Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. 5 Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка. Практические занятия
Изучение особенностей функциональных стилей речи.
Составление таблиц «Функциональные стили речи».
Составление текстов различных стилей.
Составление монологов и диалогов.
Проведение беседы.
Стилистический анализ текста.
Выполнение упражнений. 4
Самостоятельная работа обучающихсяСтилистический анализ текста.
Составление конспекта по теме «Подготовка публичной речи».
Подготовка реферативных сообщений по теме «Стилистика и синонимические средства языка».
Выполнение упражнений.
3
Тема 1.3.
Текст Содержание учебного материала 2
1 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. 2 Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация. Практические занятия
Изучение признаков и структуры текста, типов речи.
Составление таблицы «Функционально-смысловые типы речи».
Составление плана, конспекта, аннотации.
Лингвостилистический анализ текста.
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей по определению типа речи текстов.
Составление тезисов.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Текст и его назначение».
3
Раздел 2.
Лексика и фразеология Тема 2.1.
Лексическая система языка Содержание учебного материала 2
1 Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. 2 Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари. Практические занятия
Изучение лексических групп слов.
Составление таблиц «Лексика современного русского языка».
Выполнение упражнений.
Анализ фрагментов текстов.
Работа с лексическими словарями.
Защита реферативных сообщений. 4
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение упражнений.
Составление конспекта по теме «Особенности русского речевого этикета».
Анализ текста.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».
Работа с лексическими словарями.
3
Тема 2.2.
Фразеологические единицы Содержание учебного материала 2
1 Фразеология. Типы фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. 2 Афоризмы. Фразеологические словари. Практические занятия
Изучение фразеологических единиц.
Составление таблицы «Типы фразеологических единиц».
Составление алгоритма «Отличие фразеологизма от слова».
Анализ фрагментов текста.
Работа с фразеологическими словарями.
Выполнение упражнений. 4
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта по теме «Использование афоризмов в речи».
Выполнение упражнений.
Работа с фразеологическими словарями.
3
Раздел 3.
Фонетика и орфоэпия Тема 3.1.
Фонетические единицы Содержание учебного материала 2
1 Фонетика. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. 2 Ударение словесное и логическое. Практические занятия
Изучение фонетических единиц.
Работа с таблицами «Звуки речи», «Соотношение букв и звуков».
Фонетический разбор слова.
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихсяФонетический разбор слов.
Выполнение упражнений.
2
Тема 3.2.
Основные правила произношения Содержание учебного материала 2
1 Орфоэпия. Правила произношения и ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. 2 Использование орфоэпического словаря. Практические занятия
Изучение правил произношения и ударения.
Составление таблиц «Правила произношения».
Работа с орфоэпическими словарями.
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей «Правила произношения».
Выполнение упражнений.
Работа с орфоэпическим словарем.
4
Раздел 4.
Графика и орфография Тема 4.1.
Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм. Содержание учебного материала 2
1 Графика и русский алфавит. 2 Орфография. Основные типы орфограмм. Практические занятия
Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм.
Составление таблицы «Основные типы орфограмм».
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с таблицей «Основные типы орфограмм».
Выполнение упражнений.
2
Тема 4.2.
Правописание
Содержание учебного материала 2
1 Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. 2 Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок. Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь. Практические занятия
Изучение правил написания слов.
Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицами и алгоритмами по орфографии.
Выполнение упражнений.
4
Раздел 5.
Морфемика и словообразование Тема 5.1
Морфемный состав слова Содержание учебного материала 2
1 Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. 2 Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Практические занятия
Изучение морфемного состава слов.
Морфемный разбор слова.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений. 3
Самостоятельная работа обучающихсяМорфемный разбор слова.
Выполнение упражнений.
2
Тема 5.2
Способы словообразования Содержание учебного материала 2
1 Словообразование. Способы словообразования. 2 Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Практические занятия
Изучение способов словообразования.
Составление таблицы «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений. 4
Самостоятельная работа обучающихсяРабота с таблицей «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений.
2
Раздел 6.
Морфология и орфография Тема 6.1.
Самостоятельные части речи, их правописание Содержание учебного материала 8
1 Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи. 2 Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. 3 Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. 4 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. 5 Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. 6 Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. 7 Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 8 Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями. 9 Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Практические занятия
Изучение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи.
Составление таблиц «Классификация частей речи», «Самостоятельные части речи».
Составление алгоритмов правописания самостоятельных частей речи.
Склонение и спряжение слов.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Работа со словарями.
Анализ фрагментов текста.
Выполнение упражнений. 12
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта «Употребление самостоятельных частей речи».
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию самостоятельных частей речи.
Подготовка реферативных сообщений по теме «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи».
Анализ текстов.
Выполнение упражнений.
6
Тема 6.2
Служебные части речи, их правописание Содержание учебного материала 4
1 Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. 2 Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 3 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. 4 Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Практические занятия
Изучение служебных частей речи и их правописания.
Составление таблицы «Служебные части речи».
Составление алгоритмов и таблиц правописания служебных частей речи.
Анализ фрагментов текста.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений. 5
Самостоятельная работа обучающихсяСоставление конспекта «Употребление служебных частей речи».
Анализ текстов.
Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию служебных частей речи.
Выполнение упражнений 4
Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация Тема 7.1.
Основные единицы синтаксиса Содержание учебного материала 3
Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Предложение. Прямой и обратный порядок слов. ИТОГО 305