Конспект урока по окружащему миру 2 класс школа 21 века Хлеб — всему голова


Окружающий мир   « Хлеб всему голова»
                                                                                                             
Цели: Воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей. Прививать детям любовь к труду. Способствовать формированию навыка публичного выступления, умения самостоятельно находить дополнительные сведения по теме.
Подготовка: подборка пословиц, поговорок о хлебе, беседа по картине Шишкина
«Рожь», написание мини-сочинений о хлебе.
Оформление: выставка рисунков детей «Слава хлебу на столе», выставка хлебных изделий, каравай, рушник.
Учитель:  Дорогие, ребята. Сегодня наш урок посвящён  хлебу. Я надеюсь, что после сегоднешнего урока вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему. И начать его я хочу строчками из стихотворения Коршуна:
              Хлеб в России пекли с куполами,
             Чтоб хватало, как неба, на всех!
              За широкими в доме столами
              Крошку бросить считали за грех.
            И хлеб соль-это русский обычай,
           Словно символ людской доброты.
Работать будем в группах.(на доске)
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
1 группа – Поэты
1.Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь.
Орловский, рижский, заварной, пшеничный любишь и ржаной.
2.Не забывай же никогда. Какого стоило труда
Поднять тугую целину плугами в трудную весну,
Удобрить землю под черно, чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много – всяческих преград преодолеть нам суждено,
3.Запомни же, как дважды два.
Народной мудрости слова:
« Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
На прошлом уроке мы с вами говорили о тяжёлом труде ХЛЕБОРОБА. Говорили о технологии изготовления хлеба. Давайте вспомним, как это было. (Ответы детей)
2 группа – Историки
1.Пышный, мягкий, пропечённый.
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной шёл к тебе издалека.
2.Издавна кормит людей матушка-земля. В древние времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали то, что земля для них припасла: ягоды, орехи, коренья. Но бывало, что человек  невзначай  вместе с ягодами и кореньями приносил зёрнышки, которые случайно падали в землю и прорастали колосками. Тогда человек заметил, что можно не случайно, а специально выращивать колоски.
3.А думали ли вы, сколько хлебу лет?
Учёные предполагают, что первым хлебным растением следует считать дуб. Более 5 тысяч лет назад люди использовали жёлуди для приготовления хлеба.
Скорлупу жёлудей нашли в пещерах первобытных людей.
Слово «хлеб» древнегреческого происхождения. Греки выпекали хлеб, который назывался «клибанос».
В Древней Греции пекли разный хлеб.
4.Для рабов – чёрный, для больных – добавляли оливковое масло. Был и специальный хлеб для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм.
5.Вот ещё интересные факты из истории хлеба. Давайте их послушаем…..
1 батон – 1200 зёрен
Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.
В России существует 750 видов хлебобулочных изделий.
В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.
6.Святое дело вырастить хлеб. Эта профессия почётна и важна.
1 группа- Поэты
1-й Слава миру на Земле!
2-й Слава хлебу на столе!
1-й Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым, пышным урожаем.
2-й С караваем соль подносим, покланясь, отведать просим.
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!(Вручаем гостям)
Учитель: Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово – жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
Во время Великой Отечественной войны в Ленинграде, в блокаду, умерло несколько тысяч людей. Ленинградская школьница Таня Савичева в блокаду потеряла всех родных и близких. Девочка вела дневник, который состоял из 9 страниц, на 6 из них были записаны даты смерти её родственников.
Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря  вынесли на руках, он весил 26 кг. Это вес ребёнка 6-7 лет.
В лагере он написал стихотворение о том, как надо беречь хлеб:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Столько зёрен лежит на пашне.
Вот собрать бы их всех, да в кучу.
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку,
Да, жалеть надо хлебную крошку!
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли  лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция нужна была для науки. Сейчас эта коллекция хранится на Кубани, в исследовательском центре.
Корочка хлеба. Хлебная крошка.
                 Что это – много или немножко?
                  Даже не верится нам с тобою,
                 Сердце за хлеб обливается болью,
                 Когда он лежит в придорожной пыли.
Показ презентации
3 группа- Фольклор
1. Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:
Мойте руки перед едой!
Бери хлеба столько, сколько съешь!
Нельзя играть с хлебом!
1 группа- Поэты
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-Вы кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
-Я – пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Хлеб – это наше богатство, это труд многих людей. Назовите? (рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург, хлебороб, пекарь). Показываю таблички-дети отвечают.
1 группа -Поэты
Хлеб не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Дождик, дождик поливай –
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
1 группа –Поэты Инсценировка « Хлеб» ( по Г. Виеру).
Мальчик. Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: « Спасибо!»
Хлеб: Лучше б ты не поленился,
           Доброй пашне поклонился.
Мальчик: Кланяюсь тебе я, Пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня: Лучше б ты не поленился –
Солнцу в небе поклонился!
Мальчик: Солнце, солнце в небе синем,
                   За горячий хлеб спасибо!
Солнце:  Ты, б сынок не поленился.
                  Дождику бы поклонился.
Мальчик: Вот спасибо, дождик в небе,
                    Что заботишься о хлебе!
Дождик: Лучше б ты не поленился,
                  Папе с мамой поклонился!
Мальчик: Вам спасибо, папа с мамой,
                    Хлеб даёте вкусный самый!
Папа и мама: И тебе спасибо тоже,
                           Ты у нас такой хороший!
Загадки. 3 группа- Фольклор
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском ( хлеб)
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? ( блины)
На соломине дом,
Сто ребяток в нём. ( колосок)
А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?
А хлебные приметы знаете?
Хлеб из рук выпадет – значит гость спешит.
Раздвоился хлеб в печи – к отъезду одного из членов семьи.
Ешь хлеб с плесенью – хорошо плавать будешь.
Перед Новым годом отец семейства прятался за горкой пирогов и спрашивал: « Видите меня?» Те отвечали: « Не видим». Тогда отец приговаривал: « Ну так чтоб и на следующий год так было».
4 группа Пекари
Они нам расскажут о хлебобулочных изделиях, которые вы сегодня принесли.
Ваши мамы постарались, приготовили вам вкусные угощения к чаепитию. Приглашаю вас всех к столу.
         
рабочий нефтяник строитель шахтёр машинист металлург хлебороб пекарь
ПОЭТЫ
ИСТОРИКИ
ФОЛЬКЛОР
ПЕКАРИ