Конспект урока по предмету Литературное чтение К. Г. Паустовский Растрепанный воробей урок №2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»





Урок литературного чтения
в 3-А классе
«К. Д.Паустовский «Растрепанный воробей»



Подготовила
учитель начальных классов
Г.В. Сысоева,
первая категория


Феодосия
2017


Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи урока:
образовательные: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественных средств выразительности), поиску фрагментов текста для подтверждения ответов, соответствующих иллюстрации или аннимации; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;
развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление, внимание, память учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадание к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Оборудование и ресурсное обеспечение:
Портреты писателей XIX века (А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого)
портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского;
иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки;
видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка»;
учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.;
карточки для работы в паре и индивидуального опроса;
компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

ХОД УРОКА.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Актуализация опорных знаний.
1. Введение в тему. (Слайд 2)
- Послушайте музыку и скажите, что вы почувствовали, слушая это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию?
(звучит фрагмент «Полночь» из балета «Золушка» С. Прокофьева; именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)
2. Сообщение целей урока.


Сегодня о пернатых
Мы были-небылицы
Продолжим изучать,
И четко ход событий
Мы будем отмечать.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, какие виды работы мы будем выполнять, чему научимся? Ваш прогноз на сегодняшний урок?
- Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.
3. Постановка учебной задачи. Краткое повторение сведений о биографии К. Г. Паустовского
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?
(Он способен подарить чудо)
- Сам К. Д. Паустовский говорил « Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости». (слова написаны на доске)
- На доске вы видите временную шкалу. Расположите на ней портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого. Где на этой шкале будет находиться портрет К.Г. Паустовского?
(К.Г. Паустовский – писатель первой половины 20-го века)
- Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:
«Растрепанный воробей» - сказка это или рассказ?
(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).
(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

-Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)
4. Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос – выдох через нос; Вдох через нос – выдох через нос; (частями) Вдох через рот – выдох через рот; Вдох через рот – выдох через рот; (частями)




5. Артикуляционная гимнастика, массаж
Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)
Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.
6. Речевая разминка.
- Прочитайте гласные И А У Э Ы О (написаны на доске)
- Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.
- Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.
- А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.
- Добавим слог. Прочитайте его (БИПТ).
- Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, биптуит.д)
- Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
- Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.
7. Развитие техники чтения, внимания, памяти
(Слайд 3-5)
Выразительное чтение стихотворения.
Юркий, маленький, смешной,
В перьях грудка, спинка,
Серый, шустрый, озорной,
Легок, как пушинка.
Говорит: «Чирик-чирик!»
Крошки собирает,
К холодам давно привык, Дом свой не бросает.
Всех других он посмелей,
Это птица – воробей!
Игра “День-ночь”
“ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
“ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова
III. Проверка домашнего задания.
- Это стихотворение напомнило вам о домашнем задании.Что было задано на дом? (прочитать произведение и поработать художниками: сделать рисунок – портрет одного из героев ).
- Покажите и расскажите, что вы изобразили.
Физминутка (снятие зрительного утомления)  








IV. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей»?
- Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки?
(на доске имена героев:Маша, воробей Пашка, милиционер, мама, ворона, нянюшка Петровна)

1.Чтение “Буксир” (с.12) (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
- Кто из героев предстаёт перед нами первым? С кем жила Маша?
2. Выборочное чтение.(с. 13)
- Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?
- Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем.
- К какому важному событию готовилась мама Маши?
(Она готовилась впервые танцевать Золушку)
- Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)
Физминутка.
VI. Работа над образом воробья Пашки.
Цель: составить характеристику главного героя, ответить на вопрос “В чем счастье Пашки?”.
Работа с фрагментом произведения.
- Как Пашка попал в дом к Маше?
(Просмотр отрывка из мультфильма (6 – 8 мин)
- Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)
- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?
- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)
2. Работа в группах. Составление характеристики воробья.
- Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.
Ваша задача вписать на ваших карточках пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по 4 ученика)
1 карточка
На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).





2 карточка
Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).
3 карточка
Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).
- Составление целостной характеристики. Чтение. 
- Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)
- Зачем Маше нужен был воробей?
- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?
3. Свободные высказывания.
- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.
- В этой истории очень много слез. Скажите, когда и почему люди плачут?
- Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы?
(она вспомнила о потерянной брошке).
- Почему мама Маши плакала в конце истории?
(от счастья)
- Кто помог вернуть маме брошь? Как это произошло? (выборочное чтение с.22-23)
- Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.
- Так в чем же счастье воробья Пашки?
VII. Рефлексия.
- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?
- Зачем написано это произведение?
- Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.
VIII. Итог. Оценка и самооценка работы учащихся.
IX. Домашнее задание (слайды 7-10)
- Прочитать несколько произведений К. Д. Паустовского для детей. Подготовить отзыв о прочитанном.







15