План-конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» в


МБОУ «Чистовская СШ»
План-конспект урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» в 3 классе
УМК «Школа России»
учитель: Наминас Т.И.
Тема: К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения; развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики; воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу.
Тип урока: 
 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Родная речь»;
.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.
Познавательные УУД: понимать содержание литературного произведения; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Оборудование: компьютер; экран; проектор; авторский медиапродукт;
1.Организационный момент.
Включайте лампочки-улыбки,Дарите искорку добра,Ведь очень часто не хватает                       Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски протягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание  работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом. Чтобы этот урок пополнил ваши знания. Пожелаем друг другу успехов.
2.Актуализация знаний
Урок литературного чтения
-Какую работу выполняем на уроках и что хотим сделать сегодня? (читать, задавать вопросы, анализировать, сравнивать, исследовать,….)
 -Это ваши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу начать исполнять свои желания? Почему?
(не знаем тему урока)
-Попробуйте определить предмет нашего разговора.
Составление кластера. Ребята , к слову воробей подберите слова, которые характеризуют его.( кто? что делает ,какой он?)
птица Воробей серенькая птичка
клюет зерно ест червяков
-- Какие вы молодцы! Предположите, зачем мы про него ведём беседу?
-Позднее вы можете проверить свои предположения, а ваши знания помогут нам в дальнейшей деятельности. Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Константина Георгиевича Паустовского . 3.Постановка темы и задач урока.
 А как оно называется вы узнаете, открыв учебник на стр.12
- Значит тема нашего урока произведение «Растрепанный воробей»
-Какие слова в заголовке не понятны?
-Какие вопросы можно задать к заголовку?
-Кто будет главным героем?
- Предположите, о чём или о ком будет произведение?
Какую цель урока поставим?
Познакомиться с произведением.
А что мы должны для этого сделать?
Прочитать произведение
Познакомиться с главными героями
Отвечать на вопросы ,выполнять задания.
-А какую цель вы поставите для себя?
-На столах у вас лежат листы самооценки, выберите для себя цель, которая должна быть достигнута к концу урока и поставьте знак + напротив той цели ,которую выбрали.
4.Первичное чтение
1. Знакомство с текстом (1-й и 2-й частями- до слов: «То притащит засохшую пастилу...».)- Произведение большое, в 3-х частях. Сегодня познакомимся с 1-й и 2-й частями.  Внимательно слушайте и следите за текстом. По ходу простым карандашом подчёркивайте непонятные слова. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий.
Чтение 1 части аудиозапись
2. Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
- Как узнать лексическое значение этих слов?
- В каком?
(Показ толкового словаря  С.И.Ожегова).
3. Работа по содержанию.
- Проверим, внимательно ли вы слушали.
Поиграем в игру « Верю –не верю»
Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

7 Нянюшку Маши звали Петровна?+
8  Мама Маши в театре танцевала?+
9 Мама готовилась танцевать:-
Красную Шапочку
10 Маленький букет цветов был сделан из:+
тонкого стекла.
Проверка по эталону слайд
 VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над второй частью рассказа. Чтение по цепочке
Прием « Диалог с автором»
1. Проверка предположений.
- Чьё предположение правильное это произведение о воробье?
-Кто так думал?
Молодцы!
Выборочное чтение
Найдите в тексте ответы на вопросы.
— Где жила ворона? (Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)
— Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)
— Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там маленького растрепанного воробья по имени Пашка.)
— Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище Чичкин.)
— Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым. Ворона выбросила его из ларька.)— Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)
— Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.)— Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Один раз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.) 
2.Составление характеристики воробья и вороны.
А теперь поработаем в парах .На столах у вас лежат карточки.
-Выберите соответствующие слова к герою произведения и подчеркните в карточках Если пара готова поднимаем руки над головой.
Воробей: добрый, скупой, благодарный, сварливый, сообразительный,  ловкий, вороватый, запасливый.
Ворона: добрая, скупая, благодарная, сварливая, сообразительная, ловкая, ворова тая, запасливая
-Проверка по эталону слайд
Каким вы себе представляете стеклянный букетик Машиной мамы? Нарисуйте, пожалуйста, контур букетика.  Посмотрим ваши рисунки.
- Вы все – молодцы, нарисовали красивые букетики.
.
Вот такой букетик изображён на одной из иллюстраций к сказке.
Слайд
Ваши предположения совпали?

4.Итог урока
А теперь вернемся к плану урока
Мы выполнили все что запланировали?
О чем узнали на уроке?
Прием синквейн.
Воробей
Добрый , справедливый
Чирикает, помогает, благодарит
Воробей отблагодарил Машу.
Храбрец.
5.Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок .Вы довольны своей работой. По желанию выберите фразу и закончите ее самостоятельно.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Расскажу дома, что
 Домашнее задание по выбору: Перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с. 12–19, Подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок
Дочитать сказку, раскрасить стеклянный букетик,
Выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию.