Конспект занятия по теме: Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.

Конспект занятия по теме: Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.

Педагог: Бычкова А.В.


Цель: Формировать у учащихся умение применять на практике нетрадиционные техники вырезания из бумаги

Задачи: 1. Формирование основ работы в бумажной графике.
2. Формирование знаний последовательности выполнения работы
3. Развивать умение творчески пользоваться техникой вырезания из бумаги канцелярским ножом;
4. Формировать умения и совершенствование навыка работы с цветной бумагой и канцелярским ножом,
5. Расширять знания о технике вырезания из бумаги канцелярским ножом, стимулировать к поиску новых способов работы;
6. Развивать образное мышление, способность к стилизации, развивать моторику, воображение посредством вырезания из бумаги.
7. Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус;

Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма: занятие
Дидактические принципы: научности, наглядности, систематичности, последовательности.
Наглядно – дидактический материал: памятки с правилами техники безопасности, образцы работы, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система, цветная бумага, картон, канцелярские ножи.

План занятия.

Организационный этап.
Цель: Подготовка учащихся к работе.
Задачи: Эмоциональный настрой детей на работу.
Подготовительный этап.
Цель: Подготовка учащихся к активной деятельности на занятии.
Задачи: сообщение темы и цели занятия, постановка задач занятия.
Основной этап.
Цель: Формировать представление об изучаемой теме.
Задачи: Формировать основы бумажной графики
Итоговый этап.
Цель: Проведение анализа занятия.
Задачи: Рефлексия.



Ход занятия
Организационный этап
Здравствуйте, ребята.
Как ваше настроение, как ваши дела?
Вы любите рисовать? А узнавать что-то новое?
Сегодня мы не только узнаем много нового и интересного о необычной технике изображения.
Надеюсь, работа вам понравится.
Подготовительный этап
Посмотрите на работы перед вами.
Как вы думаете, как они сделаны?
А при помощи чего?
Правильно, работа выполнена из цветной бумаги, а с помощью какого инструмента?
Правильно, это канцелярский нож.
Часто ли вам приходилось пользоваться канцелярским ножом?
Какие работы вы выполняли этим инструментом?
Сегодня мы посмотрим, как можно «рисовать» этим материалом.
Основной этап
Теоретический материал
Давайте немного окунемся в историю и узнаем, как возникла техника вырезания из бумаги.
Все началось с силуэта.
Что такое силуэт, это контур объекта, это искусство распространилось в Европе в середине XVIII века.
Возникновение моды на силуэтные портреты часто связывают с именем французского министра финансов – Эстьеном де Силуэтом, который будучи отвлеченным от государственных дел, занимался обводом линий теней лиц знакомых на стенах своего замка. Имя его и стало названием этого вида искусства.
Технология была проста и быстро распространилась по Европе. Искусству силуэта учили с детства. Кроме силуэтов лиц, в альбомах появлялись сюжетные картинки, вензеля, виньетки, эмблемы.
В XIX веке появились в России знаменитые силуэты Елизаветы Бем. Высокое мастерство, где в работах выражались сцены народной жизни, долгое время будоражили художественное общество России.
В этом веке в лице Федора Толстого силуэт приобретает подлинного мастера.
Но в XIXвеке в связи с появлением фотографии интерес к силуэту ослабевает.
«Возрождение» силуэта связано с деятельностью таких художников как: Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина, Е.С. Кругликовой, М.Д. Добужинского и др.
Именно Кругликова, знаменитый художник, превратила искусство силуэта в самостоятельный жанр изобразительного искусства.
Вырезанием из бумаги, аппликацией пользовались такие художники как: Матисс, Пикассо. Из бумаги вырезали Андерсен, Гёте
Вырезание из бумаги широко используется в декоративно-прикладном искусстве.
В основном в качестве орнаментальной полосы
Вырезание из бумаги известно с глубокой древности, широко распространено искусство вырезания из бумаги в странах Востока: Китае, Японии, Вьетнаме, что связано с народными традициями.
Огромное место занимает вырезание из бумаги для книгоиздания и эстампа второй половины XX века.

Практическая работа.
1.Технология работы.
Для работы необходима черная и цветная бумага, лучше двусторонняя, и не рыхлая, остро заточенный канцелярский нож, резак, линейка, простой карандаш.
Одним из условий является то, что все элементы композиции прочно между собой соединяются, образуя связку, как контур в витраже.
Важное значение для графики имеет силуэт. Для лучшего понимания силуэта перед такой работой можно «порисовать» ножницами.
Главное место в графике занимает линия. Именно непрерывные контуры показывают одно из основных средств графики.
Перед основной работой необходимо повторить правила композиционного построения рисунка, чтобы вырезанное в последствии изображение было красивым и понятным наблюдателям и самим учащимся.
Важно пояснить, что данные рисунки будут подвержены стилизации, то есть упрощению.
Сделать эскиз будущей работы (это могут быть разнообразные образы, жанры изобразительного искусства).
2. Выполнение практической работы.
На оборотной стороне работы с помощью карандаша и линейки рисуем набросок, не забывая о правилах построения рисунка для вырезания
Нанесенный рисунок аккуратно вырезают острым резаком.
Перед работой давайте повторим правила работы с резаком.
Выдвигай небольшую часть лезвия.
Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй материал с которым работаешь.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Вырезанный рисунок наклеиваем на основу. Можно разноцветную.
Поскольку у нас графика, цвет в работе допустим, но он не такой как в живописи.
В данном случае, цвет ложится плоскими пятнами, нет светотени, вся работа подчинена линиям и может быть совсем бесцветной.
( В данной работе, можно хорошо отследить, умение учащихся использовать навыки графического и декоративно – прикладного искусства. Также, хорошо проследить их навыки работы инструментами)
Выясняем затруднения учащихся.
Приступаем к работе.
Контрольный этап
Давайте повторим последовательность выполнения данной работы
Как можно оформить ее?
Итоговый этап
Сегодня, вы познакомились с интересной темой.
А смогли бы вы сами сделать такую работу?
Какие трудности у вас возникли при выполнении данной работы?
Хотели бы вы и дальше использовать такую технику в своей работе?
Понравилось ли вам этот нетрадиционный способ выражения творчества,
Рефлективный этап
Давайте выразим своё отношение к работе и нетрадиционным техникам изображения.
Выразите отношение при помощи продолжения любой фразы:
Я думаю
Я знаю
Я считаю
Я уверен.






Работы учащихся



Групповая работа 3 год обучения





Чупрова Анна 11 лет
15