Конспект открытого занятия по программе дополнительного образования «Бумажная фантазия» Тема: «Бумажная фантазия. Будем знакомы!»


Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Н.НовгородаМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр развития детей и юношества «Досуг»
Конспект открытого занятия
по программе дополнительного образования
«Бумажная фантазия»
Тема: «Бумажная фантазия. Будем знакомы!»
Автор-составитель:
Каныгина С.А.
Категория: 1
Должность: педагог дополнительного образования детского клуба «Рось»
г. Нижний Новгород
План-конспект занятия.
ФИО педагога: Каныгина Светлана Афанасьевна.
Название и направление деятельности коллектива: «Бумажная фантазия», декоративно-прикладное (бумагопластика).
Название программы: Дополнительная образовательная программа «Бумажная фантазия».
Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.
Тема занятия:«Бумажная фантазия. Будем знакомы!».
Краткая характеристика группы: 9-10 лет, 10-12 человек.
Цель: знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.
Задачи: Образовательные:
- способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге;
- ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
- развивать интерес к предмету;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;
- воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
Материалы и оборудование:
- для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;
- для педагога: мультимедиа установкадля показа слайдов презентации, проигрыватель CD,наглядное пособие «Цветок», плакат для рефлексии «Букет».
Регламент занятия:45 мин.
План занятия.
Организационный этап – 3 мин.
Основная часть – 35 мин.
Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.
Ход занятия.
Этап занятия. Задача этапа Основная деятельность педагога. Прогнозируемая деятельностьобучающихся.
1.Организа-ционное начало учебного занятия Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. Звучит песня «Маленькая страна».
-Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.
-Я рада вас приветствовать. Меня зовут Светлана Афанасьевна. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную маленькую страну «Бумажная фантазия».
-Как вы думаете, кто живет в этой стране?
-Верно. В этой стране живут удивительные бумажные жители. Вы хотите с ними познакомиться? Тогда будем знакомы – «Бумажная фантазия» (слайд №1). Дети под музыку заходят в кабинет. Садятся за столы.
-Бумага, бумажные жители.
-Конечно, да.
2.Основная часть
2.1.Новый материал. Введение в тему. Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», «оригами», базовые элементы, базовые формы.
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.
Развивать интерес к предмету.
-В стране «Бумажная фантазия» есть 2 замка. (Слайд №2)
-В них живут 2 брата: Квиллинг и Оригами. Вам знакомы эти слова?
-Верно. В этом замке хозяин Оригами. Посмотрите внимательно на его замок. Скажите, что особенного в нем?
-А в этом замке хозяин Квиллинг. Что здесь вы видите необычное? Верно. Молодцы!
-Помощниками в работе для Оригами являются базовые формы. Кто увидел, что для них является основой? (Слайд №3)
-А Квиллингу помогают базовые элементы. Что здесь берется за основу?(Слайд №4)
-Сегодня я предлагаю отправиться в гости в замок Квиллинга.
-Что такое квиллинг?
-Квиллинг – это направление декоративно-прикладного искусства. На английском языке это рукоделие называется «quilling» («накручивать») — от слова «quill» («игла»). В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения было известно еще древним египтянам, которые использовали папирус. В средневековой Европе (XV – XVIвека)монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии в 1983 году создан «Квиллинг союз Англии». В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (Слайды № 5-7) -Да (нет).
-Оригами– это складывание бумаги.
-Квиллинг – это кручение бумаги.
-Геометрические фигуры.
-Свободные спиралию.
-Квадрат бумаги.
-Полоска бумаги.
- Квиллинг – это накручивание полосок бумаги и моделирование разных форм.
Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.
2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ. Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой
Развивать мышление.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.
Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
Развивать воображение, творческие способности.
Охрана здоровья ребенка.
Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
-Сегодня мы в гостях у Квиллинга. Давайте порадуем его нашими работами.
-Для работы нам потребуются:
двусторонняя бумага (полоски бумаги);
клей ПВА;
зубочистки;
картон;
линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
специальный инструмент для накручивания бумаги, назовем его «крутилка».
- Будьте внимательны при работе. Кто знает как работать с данными инструментами?
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
В процессе работы следует следить за осанкой.
Для работы на стол постелить клеенку.
Передавать колющие и режущие предметы (крутилка, зубочистка, линейка) осторожно.
Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить). (Слайд №8)
- Молодцы. У вас отличные знания ТБ. На других занятиях нам понадобятся еще и ножницы. Правила работы с ножницами мы повторим в следующий раз.
- В замке Квиллинга всё очень красиво. Помощники – базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня давайте сделаем и с вами красоту своими руками – чудесный цветок!
-Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Цветок») Скажите, из каких частей состоит цветок?
-Обратите внимание, что серединка более плотная, а лепестки воздушные. Сколько вы видите лепестков?
-Давайте поможем нашему цветку стать еще лучше, поиграем с ним!
Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. МОЛОДЦЫ!!! Садитесь.
-Приступим к выполнению нашей работы.(Слайд 9) Нам понадобятся полоски бумаги, крутилка, клей, зубочистка, картон. Проверьте!
- Возьмите полоску бумаги синего цвета и крутилку. Скрутите тугую спираль. Получилась серединка нашего цветка.
Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.
- Возьмите полоску бумаги красного цвета. Скрутите свободную спираль. Подклейте конец. Формируем базовый элемент «капля».
-Сделайте еще 7 таких «капелек». Отлично! У нас уже готовы лепестки.
- Молодцы. Теперь осталось приклеить наши детали на картон. По схеме приклеиваем. Просто здорово!!! (Слайд 10) Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.
- Клей нельзя везде мазать, пробовать.
- Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.
- Да!!!
-Серединка, лепестки.
-8 лепестков.
Выполнение упражнений физкультми-нутки.
Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.
Выполнение итоговой работы.
2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ. Развивать мышление ребенка.
Воспитывать коммуникабельность.
- Посмотрите на свою работу.
- Сравните с работой на экране. (Слайд №11) Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!
- Скажите, в какой технике мы сделали цветок?
- Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?
- Чем мы пользовались?
- Молодцы! Посмотрите, хозяин замка Квиллинг доволен цветами. (Слайд №12)
- Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике киллинга, а так же и в технике оригами. Сравнение детьми своей работы с образцом.
- В технике квиллинга.
- Тугая спираль, свободная спираль, капля.
- Использовали полоски бумаги, картон, клей, крутилку, зубочистку, линейку.
3.Анализ занятия, Подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Рефлексия.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
Развивать интерес к предмету.
Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.
- Сегодня мы с вами побывали в маленькой стране «Бумажная фантазия». С кем вы там познакомились?
- Кто нас пригласил в гости?
- Что вы сделали в технике квиллинга?
- Посмотрите на плакат. Здесь вы видите букет.
- Почему нет? Чего не хватает? Верно. Давайте дополним его цветами. Выберите красные, если вам понравилось в нашей стране, синие, если нет.
- Спасибо за вашу работу.
- Цветы, которые вы сделали сегодня, можете забрать домой в подарок от Квиллинга. А так же возьмите координаты нашего детского клуба, где маленькая страна «Бумажная фантазия» и все её жители будут ждать вас с нетерпением!!!
- До свидания! До новых встреч!!! Спасибо за работу!!! (Слайды 13,14)
- Квиллинг, оригами.
- Квиллинг, базо-выеэлементыквиллинга.
-Цветок.
- Нет. Не хватает цветочков.
Выбор детей. Цветы приклеивают на плакат.
Под музыку «Маленькая страна» дети уходят.
Список литературы:
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. - М.: Эксмо, 2010.
Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. - М.: Мой Мир, 2008.
Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. - СПб.: Ниола-Пресс, 2006.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: Мир Книги, 2008.
Сайты:www.ruchnoi.ru www.stranamasterov.ru www.kladis.ru www.efachka.ruСХЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Слайд №1 Маленькая страна «Бумажная фанатазия»
Педагог: Каныгина С.А. Слайд №8
Инструктаж по Технике Безопасности
Слайд №2 (2 замка)
Квиллинг Оригами Слайд №9
Фото (пошаговое выполнение цветка)
Слайд №3
Базовые формы оригами Слайд №10
Фото (пошаговое выполнение цветка)
Слайд №4
Базовые элементы квиллингаСлайд №11
Фото (готовый цветок)
Слайд №5
Фото (квиллинг) Слайд №12
Замок Квиллинга (радостные жители)
Слайд №6
Фото (квиллинг) Слайд №13
До свидания! До новых встреч!
Слайд №7
Фото (квиллинг) Слайд №14
СПАСИБО!!!