План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Конспект урока по окружающему миру «Лес и его обитатели» — 3 класс — ПНШ

Тема урока: «Лес и его обитатели»
Цель урока: начать знакомство с лесом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о лесе; учить искать и выделять необходимую информацию в тексте; использовать словарь учебника; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность.
Планируемые результаты:
Предметные: учить определять основные свойства почвы; установить основной состав почвы, в процессе опытов; узнать о преобладающих почах родного края.
Личностные: работать над развитием учебных и познавательных мотивов, над формированием рефлексивного отношения к учёбе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. / О.Н. Федотова, Г. Трафимова, 2014. – 132 стр.: электронная презентация, рабочая тетрадь; горелка, земля, спички, стеклышко, пипетка, зажим, керамическое блюдце.


Этап урока
Метод и приемы
Хронометраж
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика
УУД

1.
Орг. момент


· 1
– Друг на друга посмотрели , улыбнулись и тихо сели.
Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.





Мотивационный
Слов.: проверка Д/З

Слов.: определение темы и цели урока.

· 5





- Начнём урок с проверки Д/З.
- Какое было Д/З?
- Ребята, определите тему сегодняшнего урока по оглавлению (Лес – и его обитатели.)
- Сегодня мы начинаем новую главу «Природные сообщества» и новую тему « Лес и его обитатели» стр. 43 учебник
- Какие цели урока мы поставим.
Отвечать Д\З у доски

Формулируют тему и цель урока.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
П: Обобщают.

3.











4.












5.
Актуализация знаний
Уст.: фронтальная беседа








Постановка учебной задачи и её решение
Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение за почвой




Физ.минутка
Слов.: фронтальная беседа.
Практ.: исследование и наблюдение за почвой


·5














·20





стр. 43 учебник
- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг?
- Есть ли в твоём крае лес?
 - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)
Работа в парах по словарику в конце учебника.
   - Определим по словарику в конце учебника значение этих слов.
- Какие леса же преобладают в нашем крае? (смешанные, широколиственные, берёзовые и осиновые, сосновые леса)
Презентация «Какой бывает лес в разное время года?»
- Наш район и в частности Челябинская область находится в лесной зоне, в подзоне южной тайги, переходящей в смешанные широколиственно-хвойные леса.
- Какие растения встречаются в наших лесах?
- Животные?
- Что такое лес?
Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить___________________
(пиктограмма «Выскажи предположение)
Начнём читать параграф.
- Костя Погодин заметил, что в лесу растения разной высоты растут как бы в несколько «этажей», или ярусов. Дети, вы согласны с мнением Кости?  (высказываются разные мнения детей).
         Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах в нашем крае?»
Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.
Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.
Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые.
Рябина, черёмуха, ива.
Третий ярус – кустарники.
Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.
Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.
Все теневыносливые.
Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

- Сколько ярусов в смешанном лесу?
- Какие растения располагаются в первом ярусе и ниже? И что такое подлесок?
- Какие растения располагаются в самом нижнем последнем этаже?  (это почва, в ней прячутся корни зелёных обитателей)
- Какие растения нельзя отнести ни к  какому ярусу в лесу? (подрост)
- У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса? (ель, пихта, кедр, рябина, черёмуха, крушина, калина)
     
       - Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.
Пиктограмма «Выскажи предположении». Чтение отрывка текста. стр. 45 учебник
Работа по рисунку. Пиктограмма «Работа в парах».
стр. 45-46 учебник
- Расскажите, какие животные живут и на каком ярусе?
Чтение текста параграфа стр.47-48 для расширения и дополнения ответов детей.
   
Закрепление материала.
Работа в тетради для самостоятельных работ.
№ 18 стр. 16. Дорисуй животных. 

Слушать учителя, отгадывать загадку. Отвечать на вопросы учителя.








Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.


Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.
Читать параграф.








Работать в ТСР.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания Р.: осмысляют учебный материал.



К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.






6.
Рефлексия учебной деятельности на уроке

·2
- Что узнали нового?
- Достигли целей?
- Что интересного узнали?
- Домашнее задание: стр.43-49 – пересказ, ТСР стр.16 № 19
Делать выводы; записывать Д/З













15